Кафедра политической психологии имеет два предназначения. Первое – восполнение пробела в отечественной психологической науке, образовавшегося из-за исторических обстоятельств. Основатели ленинградской-петербургской психологической школы В.М.Бехтерев и Б.Г.Ананьев работали в такое время, когда изучать «политического человека» было невозможно. В.М.Бехтерев погиб после издания «Коллективной рефлексологии» и реального общения в с политиками, а Б.Г. Ананьев оставил в неизданных при жизни записках указание на то, что в психологии «недостаточно изучена ...роль отдельных факторов: экономического, политического, правового, нравственного.»
|
Основные положения политической психологии в СПбГУ, полезные для ознакомления с докладами юбилейного сборника
Политической психологии в Российской Федерации исполнилось 20 лет (официально открыта 6 октября 1989 года). Хотя то, что ныне именуется политической психологией, под другими названиями существовало в мире и в России еще с конца 19 века и мощно развивалось в начале 20 века. В сборнике докладов есть экскурсы в историю политической психологии, которые напоминают имена тех, кто прошел тернистым путем психологического изучения политики задолго до нас. Теория и методология кафедры политической психологии СПбГУ естественным образом вырастает из открытий и опыта предшественников, и любое забвение их означает попытку начать все с нуля. Политическая психология при этом многообразна: в мире и в России одновременно работают несколько школ политической психологии, которые изучают ее с разных сторон и дополняют друг друга. В сборнике опубликованы доклады представителей московской школы политической психологии и других точек зрения на ее цели и задачи. Что касается петербургской школы политической психологии, то она имеет официальное государственное признание (Приказ Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию (Рособразования), № 949 от 29 мая 2007 г.), а история школы изложена и документирована в докладах одного из разделов настоящего сборника.
|
ПРОБЛЕМА
Психологическая наука время от времени изменяет свою структуру и содержание. Например, так в России было в 1923 году, после Первого Всесоюзного съезда по психоневрологии, на котором К.Н. Корнилов заявил, что: “психические процессы - не что иное, как свойство высокоорганизованной материи, и что такое понимание определяет решение вопроса о предмете психологии” (1). Потом в 1929 году, после Первого Всесоюзного съезда по изучению поведения человека, было принято, что: “Поведение человека ...представляет собой как бы реальный синтез социального содержания и физиологической деятельности организма” (2). Печально известно в среде психологов значение Постановления ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе наркомпросов” для определения предмета и методов психологии и т.д. Не преувеличивая значения коллективных решений о предмете психологической науки, надо согласиться, что обсуждать эту проблему нужно. Пока же отечественная психология является “заложником” тех изменений и представляет из себя неосознанную эклектику, причудливо сочетающую фрагменты классической, марксистской психологии, бихевиоризма, психоанализа и мистики.
|
Для начала: откуда взялось понятие элита? Всем ясно, что после крушения СССР, который имел в основе идеологию «борьбы классов», должна была появиться идеология победителей, строящаяся на «борьбе элит». Политических элит в России не было. И победители были вынуждены привнести в страну понятие «элита», чтобы воссоздать видимость естественности процессов, идущих в России. Точно так же доказывалась естественность колхозного строительства и иного, нам памятного. Началась такая же «приписка» ничего об этом не подозревающих граждан к той или иной элите, как когда то приписывали дворовых к дворянству, бедняков к большевикам и т.д. А мы вынуждены сегодня обсуждать, как сделать это явление полезным для страны.
|
Вопросы ПГ:
1. Как Вы считаете, можно ли говорить о едином для всех сфер человеческой деятельности (даже не берем национальные различия) понимании этических норм? Не варьирует ли диапазон допустимого в зависимости от сферы деятельности (например, политика, бизнес и медицина, церковь)? Возможно ли, в этой связи создание единого ЭК для психологов, работающих в столь разных областях практики? Если да, то как?
|
Приветствие
Санкт-Петербургский университет дал миру целые научные школы, позволившие преодолеть многие мировые проблемные кризисы: в области математики: В.И.Смирнов, Ю.В.Линник, А.Д.Александров, Д.К.Фаддеев; в области физики: В.А.Фок, А.Н.Теренин, Е.В.Гросс, С.Е.Фриш; в области филологии: В.Ф.Шишмарев, В.М.Жирмунский, Б.А.Ларин, Л.В.Щерба; в области психологии: Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Крылов А.А., Ганзен В.А., Кузьмин Е.С., Суходольский Г.В. и т.д. Они нашли оригинальные решения головоломных проблем, разрешили почти безнадежные ситуации своего времени.
|
|
|