Продукт политики: сознание общества. Психологическая тайна предназначения Петербурга. Печать E-mail

Продукт политики: сознание общества.
Психологическая тайна предназначения Петербурга.

Вопрос о предназначении вообще, а тем более, о предназначении Петербурга часто воспринимается с непониманием, даже с недоумением. Вопроса «как бы нет» - город будет, потому что он есть. Куда денутся здания, мосты, набережные? Зачем думать для чего город? Смею утверждать, что это не так. Город для «чего то» создавался, производил «нечто», был нужен «кому то», кроме жителей Петербурга. Любой руководитель понимает, что всякая организация живет, пока производит необходимый обществу продукт, и завершает свое существование или из-за неспособности производить конкурентоспособную продукцию, или из-за ее ненужности. Петербург нужно воспринимать, как грандиозное политико-экономическое предприятие, и создавалось которое для дела, а не из-за безделицы. И живет город до тех пор, пока приемники Петра думают о его предназначении.

Только крайняя необходимость вынудила Петра Великого за счет напряжения всех сил страны построить на границах империи, в нежилых болотах гигантский город, куда он переместил центр управления страной. Пытаясь вернуть Россию в общество передовых стран мира, он обнаружил отсутствие в стране «чего-то», без чего задача была невыполнима. Организовать производство этого «чего-то» в Москве или ином месте он не смог, несмотря на колоссальные усилия.

Своим трудным рождением, сопряженным с гигантскими жертвами, Петербург тогда спас Россию. Однако и тогда это для многих было неочевидно. После смерти Петра Петербург какое время разрушался, как некая дорогостоящая забава покойного императора. Однако очень скоро стало понятно, что автор «проекта Петербург» не развлекался, посвятив свою жизнь его осуществлению. Преемником город пришлось спешно достраивать - и именно это позволило России выйти из международной изоляции, а потом два столетия развиваться в кампании наиболее развитых стран мира. Все лучшее, что мы имеем сегодня в России - результат основания Петербурга.

Надо ли говорить, что к началу петровских реформ В.Г.Лейбниц уже создал математический анализ, уже был открыт Магелланов пролив и т.д. А в Москве в это бесконечно выяснялись боярские, сословные, имущественные и иные отношения. И в это же время южные кочевники свободно доходили до стен Москвы.

Иначе говоря, когда Петр I приступил к спасительному реформированию России, он столкнулся с жестким противодействием, которое хорошо известны из произведений А.С.Пушкина, А.Н.Толстого и др. Реформирование государства не только никому в России не было нужно, а сама идея формулирования геополитической цели России отвергалось с порога. Попытки Петра Алексеевича найти хотя бы понимание проблемы у своего окружения сталкивались с поразительным иррациональным явлением - утратой государственного, национального, политического сознания. Практически не с кем было вступать в диалог - Россия была как в дурмане. .

Император оказался перед проблемой дефицита человеческих ресурсов, адекватных времени, состоянию техники, науки, образования, культуры, быта и т.д. Петру была нужна «фабрика» по формированию принципиально новых кадров и «переплавке» имеющихся человеческих масс в конкурентно способное состояние. Сознание, которое пригодно для соперничества не только с крымскими татарами, но и со шведами. Петр искал возможность производить главный ресурс каждого нормального государства - людей, обладающих ясным, незамутненным сознанием. Стране нужны были люди с сознанием, «ограненным» математикой, расширенным географией, освобожденным философией от родословных догм. Ему было ясно, что в атмосфере тогдашней московской вакханалии такие человеческие ресурсы не только не найти, но и не произвести.

Такой фабрикой по производству национального сознания Петр 1 сделал Санкт-Петербург. Тайна Петербурга в том, что Петр 1 в Петербурге «строил людей», а дворцы, геометрия улиц, гармоничность зданий, европейская одежда - это только необходимые условия, с помощью которых он формировал новый человеческий ресурс. Император буквально выводил новую популяцию российских граждан, готовя их к жизни, сотрудничеству и соперничеству с самыми передовыми народами мира.

Ужасный невский климат - пасмурный, сырой, холодный, плоский ландшафт, окруженный гнилыми болотами, лишали людей главных мирских радостей, кроме одной - наслаждения от интеллектуального труда, от просветления сознания, от овладения высотами мастерства. А близость к Европе и отрыв от традиционных «увлечений» старой России (неудобная одежда, беспорядочный режим дня, характер боярско-холопских отношений между людьми) тоже были условиями формирования конкурентоспособных человеческих ресурсов России. Петр 1 закладывал основы Академии наук, Университета, музеи, театры, супертехнологичные для своего времени заводы как производства, формирующие нового российского гражданина, сознание которых было подготовлено к восприятию нового мира.

Сегодня, к сожалению, вновь утрачен вкус понимания и обсуждения проблемы сознания человека. Страна и город живут так, словно что то возможно вне и независимо от сознания их граждан. Поэтому для многих неожиданностью выглядит упоминание «сознания» в обсуждении предназначения Петербурга. Но обратите внимание: из выступления в выступление на нашей конференции повторялись сетования на а) распространение наркомании среди детей, б) на разрушительное влияние тоталитарных сект, в) на растлевающее действие телевизионной уголовной хроники, г) на одурманивающую роль предвыборной пропаганды, д) на нежелание молодежи учиться и т.д. и т.п.

Практически все докладчики явно или неявно аппелировали к состоянию сознания наших горожан, имея ввиду историческую миссию города. Во всех выступлениях в той или иной форме речь шла о состоянии сознания как отдельных групп населения, так и всего нашего общества. Именно поэтому, реформирование нашей вновь отсталой страны идет так плохо. Суженное, замутненное сознание общества сосредоточено на быте, обидах, страхах, проблемах сиюминутного органического характера. Именно это не позволяет возвышаться до осознания своего личного и гражданского предназначения, до уровня предназначения Петербурга и России. Россия разучилась делать то, чему учил Петр и для чего он создал Петербург.

Не случайно проблеме сознания посвятили свою жизнь все выдающиеся исследователи Человека и его Деятельности. Только для недалеких людей является секретом, что чистое, ясное сознание является главным ресурсом любого народа или государства. Все остальные исследования в психологии являются прикладными, поддерживающими борьбу страны за ее сознание. Медицина защищает сознание, педагоги формируют, инженерные психологи организуют, юристы контролируют и т.д. Сознание - Бог психологической науки и Силы страны. Однако, почему же целеобразование, осознание своей миссии стали проблемой для целой страны, для великого города, для отдельного гражданина России?

Ответ есть. По не выясненным причинам сознание в России потеряно как объект исследования и формирования. Подтверждают это, например, такие факты. Самым крупным обобщением достижений отечественной психологической науки за последние 30-40 лет является труд Б.Ф.Ломова «Методологические и теоретические проблемы психологии», изданный в 1984 году, накануне крушения СССР - страны, утратившей веру в свою миссию и осознание своего целеобразования. Так вот, Б.Ф. Ломов, который как никто знал состояние нашей науки включил в книгу такие главы 1 - Состояние психологической науки, 2 - Системный подход, 3 - Категория отражения в психологии, 4 - Проблема деятельности, 5 - Проблема общения, 6 - Проблема личности, 7 - Социальное и биологическое в психике человека. Все!

Сознанию Б.Ф.Ломов посвятил в 3-м параграфе 3-й главы 17 страниц, и определил его как идеальное отражение. Т.е. как категория скорее теоретическую, нежели практическую. Для полноты впечатления скажу, что во всей книге Б.Ф. Ломова понятие «сознание» упоминается 20(?) раз, а например, понятие «общение» встречается 66 раз(!). Такое же соотношение имеют эти категории и в нашей житейской практике - технологии общения и процедурам общения на всех уровнях государственной жизни посвящается в три раза больше усилий, нежели осознанию целей этого общения!

Выдающийся ученый, Б.Ф.Ломов добросовестно констатировал положение, которое сложилось в СССР до него, если судить по Материалам 4 съезда общества психологов СССР в Тбилиси в 1971 году. Он прошел за 13 лет до публикации Ломова, и за 29 лет до сегодняшнего дня. 1005 страниц Материалов начинаются с симпозиума: «Сознание, деятельность и психическое регулирование». Однако, это всего 26 страниц, в то время как психологии аномального ребенка посвящается 55 страниц. А из 30 докладов симпозиума по сознанию только один имеет в тексте слово сознание (Сазонов В.В. Опыт конкретного исследования превращенных форм сознания»). Так издавна изживалось из научной и житейской практики явление «сознание», которое неразрывно связано с осознанием целеобразования, а значит - своей миссии в этой жизни.

Поэтому я не решался употребить слово «сознание» в своем первом выступлении на открытии конференции. Это слишком неожиданно, по причине изъятия этого слова из нашего научного и практического оборота. Я ждал, что кто нибудь произнесет его в своем докладе, но не дождался. Мы «потеряли сознание» не только в наших обсуждениях, но и в повседневной практике. Страна потеряла навык борьбы за сознание, как главный ресурс государства. То, ради чего Петр 1 создавал систему европейской научной картины мира в Петербурге - ясное сознание. Глубокое сознание создает мировоззрение, ради которого Петр создавал первые научные учреждения в Петербурге. Чистое сознание достигается в упорном труде, в жизненной позиции патриотов, которую насаждал Петр 1 в русской армии и флоте. Полное сознание невозможно без того образа жизни, который вводил Петр 1 в Петербурге.

Сегодня Петербург утратил значительную часть своего предназначения, потому что главным продуктом города стали считать тонны, кубометры, километры произведенной и перевезенной продукции, что с успехом делает любой российский город.. Но все это делалось Петром 1 именно в Петербурге только для того, чтобы в процессе научного, материального, культурного производства сформировать конкурентоспособные человеческие ресурсы. И главный их признак - ясное, чистое, широкое и глубокое сознание - поле, на котором происходит в действительности международное и соперничество и сотрудничество.


Таблица 1.

Наиболее известные и употребительные определения сознания человека.


Сознание формируется, развивается, проявляется в социальной деятельности.
Труд создал психику человека. Он же создал сознание.
Сознание - это интеллектуализированная психика. Сознание облекает вещи в пространство, время, энергию, как пища помещается между ртом и зубами. Сознание возникает, когда индивид овладевает языком, свойственным какой либо общине и выражает свои состояния на уровне знаний, которым владеет эта община. Сознание - это состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях, намерениях.
В конце процесса труда получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально.
Сознание абсолютно автономно, самостоятельно по отношению к внешнему миру в своих нормах и принципах независимо от действительности. Это нормы и привычки, которые трансцендентальны, априорно предшествуют всякому опыту. Сознание - идеальное отражение, формирующееся в процессе исторического развития человека. Сознание - как тотальность впечатлений, мыслей и чувств, которые создает личность. Это целостная установка, которая объединяет эпизоды умственной жизни индивида. Состояние - есть общественный продукт и остается им, пока существуют люди.
Сознание - это состояние бодрствования.
Сознание - отчетливое понимание окружающих обстоятельств, своего места в них в них и осмысление сути дела.
Способ, которым существует сознание и каким нечто существует для него - это знания.
Помыслить о чем то - значит осуществить акт сознания.
Сознание проявляется когда сталкивается с конфликтом, для которого старые формы недостаточны. И необходим переход к более совершенным формам. Сознание - это совместное знание. Вне знания нет сознания.
Бытие не просто отражается в сознании, а преломляется в нем.
Состояние - форма психической деятельности, коренным образом, отличающая человека от психики животного. Сознание порождается и формируется как психологический механизм включения бытия в жизнь общества, и общественного бытия в жизнь члена общества. Сознание - результат превращения бессознательного в процедурах психотерапии. Акт перехода бессознательных психических состояний в отчетливо осознаваемые. Сознание - это соотнесение индивидом своего опыта с социально выработанными образцами.
Сознание - способность субъекта логически обосновать и адекватно мотивировать свои замыслы.


Сознание, конечно же, не является самоцелью, чем то таким, что желательно, но необязательно. Надо понять, что только ясное Сознание всего общества производит тот продукт, в котором так отчаянно нуждается сегодня российская жизнь - целеообразование для страны в целом и для каждого человека в отдельности. Сознание общества запущено, как во времена юности Петра: оно «забито» алкоголизмом, наркотиками, погружено в мелкие бытовые и личные дрязги, замусорен мистикой, загажено избирательными и информационными технологиями. Именно это приводит к тому, что целеообразование так трудно воспринимается в проблеме предназначения Петербурга. И само «предназначение города» воспринимается чужеродным в сиюминутной сутолоке пустопорожних будней. Основатель города едва ли бы с этим согласился. И жители всей России и Европы ожидают от граждан Петербурга совсем не того, что они умеют и без Петербурга - работы над производством национального государственного сознания.