Санкт.Петербург: из Будущего в Настоящее |
Тезисы доклада на пленарном заседании научно-практической конференции«Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее»Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет , 22.-24.5.2001 Понять мир, город и себя.Дорогие, уважаемые коллеги! Мы пригласили Вас подумать, в чем Санкт-Петербург является первым, если не в мире, то в Европе или в России. Нам нужно стать первыми, чтобы не пропасть. Мы просили Вас подумать, за производство какого продукта Россия и мир платят ему признательностью. За что город поддерживается практически всем миром? Мы хотели узнать Ваше мнение о том, на каком направлении совершенствования города может лежать путь к успеху, без которого город может исчезнуть из новейшей истории. Нашему городу нужен успех! Но для его поиска мы просили бы Вас не акцентировать внимания на темах, которые многократно обсуждены компетентными коллегами. Не стоит впадать в славословие о том, что наш город так велик, всемирно известен и пр. Достаточно посмотреть на карты прогнозов погоды немецкого, польского, испанского, итальянского, португальского телевидения: на всех этих картах есть Хельсинки, но нет Санкт-Петербурга. Внимательный наблюдатель не может не заметить, что наш город стирается с карт, исчезает из внимания международных новостей и даже новостей российских. Это повод для размышлений. Первая помеха – это доказательство идеи той или иной «столичности» города. Было много конференций администраторов, которые это обсуждали. Вторая помеха – это безудержное восхваление красот и богатств города. Тысячекратно об этом сказано, написано. Третья помеха – это рассмотрение города как крупнейшего промышленного или портового центра мира. Промышленники провели десятки конференций, где привели все возможные аргументы в ползу этого. Хотя, честно сказать, не только в мире, или на Балтике, но и в России есть города повлиятельнее, попромышленнее, побогаче Петербурга. И не менее красивые. Однако действительно, есть в Петербурге нечто, что притягивает к нему. Петербург производит нечто такое, в чем жизненно нуждается и Россия и весь мир. Что? 1. Почему из Будущего в Настоящее ?Сначала о названии конференции - «Из Будущего в Настоящее». Все предыдущие конференции, посвященные предназначению Санкт-Петербурга, были построены по принципу «Из Прошлого в Настоящее». На трех предыдущих конференциях мы пытались понимать предназначение города, как продолжение логики его основателя. Петр Великий принял смысл, ценности и цели, сформулированные во времена эпохи Возрождения, воплотил их в идее Санкт-Петербурга, сделав нас ее наследниками. Воплощение этой логики определило не только географическое местоположение города, его архитектуру, но сам облик, характер, мировоззрение петербуржцев – исследователей, литераторов, философов, мастеров. Они и есть Санкт-Петербург. Решение основателя Санкт-Петербурга было столь философски и политически продуманным, что ни время, ни смены политических режимов, ни миграция населения города не могли поколебать ни его миссии, ни психологии горожан. Город всегда выполнял функцию адаптации России к миру и мира к России. Петр создал не просто «окно в Европу»: Санкт-Петербург - это лаборатория изобретения «евроазиатской смеси» картины мира, мировоззрения, образа жизни, жизненной позиции граждан России, одинаково необходимой как на Западе, так и на Востоке. В городе-лаборатории всегда работали люди, образованные и воспитанные по рецептам Лейбница и Петра - петербуржцы. Они своим трудом они создавали научные открытия, философские идеи, технологические решения, эстетические ценности, за которые город получил признание и поддержку всего мира и России. Однако сегодня мир радикальным образом изменяется. Мы являемся свидетелями отхода общества от гуманистической идеологии эпохи Возрождения к прагматичной идеологии эпохи Глобализации. Человечество встревожено, как первыми раскатами приближающейся грозы, первыми предвестниками Глобализации: генной инженерией, цифровой идентификацией личности, Иначе это называют завершением Индустриального века и началом века Информационного. «Петровский ресурс российской идеи» истощается, но «Петровская идея Санкт-Петербурга» остается. Это означает для нас, что Санкт-Петербург сохраняет миссию интеллектуально-культурного посредника между Востоком и Западом, но изменяется содержание «мастерской идей», которой город является. Именно в Санкт-Петербурге сегодня происходит столкновение потоков научно-культурных идей, идущих извне и аналогичного потока, идущего из глубин России. Конференция имеет своей задачей информирование широкой общественности о том, что «Петровский ресурс» заканчивается, но петровская идея . Всем известно, что с середины ХХ века в мире и в России начались принципиальные изменения. Но не все обращают внимание на то, что крушение Индустриального общества и замена его обществом Информационным существенно изменяют смысл, ценности, цели мирового процесса. И мало кто связывает эти изменения с крушением СССР. Мы до сих пор находимся под влиянием ленинградского дела 1949 года, после которого Санкт-Петербург почти прекратил понимание и предвосхищения будущего. Ныне Россия встретилась лицом к лицу с монстрами Информационного века: Глобализации, Регионализации, Инновации. Грядущие изменения в политической, производственной, моральной сферах по своим масштабам превосходят аналогичные изменения эпохи Возрождения. Настоящая конференция: «Из Будущего в Настоящее», именуется так потому, что вся наша сегодняшняя жизнь незримо подчинена жизни будущей. Будущее напоминает громыхание приближающейся грозы. По мнению проф. Кагана М.С. настоящее обусловлено прошлым только в стабильных ситуациях. В законах развития сложных систем постулируется обусловленность настоящего не только прошлым, но и будущим. По его мнению, наша беда заключается в том, что вместо параллельного с Западом движения к постиндустриальной цивилизации, мы повторяем путь, который Америка прошла в 18 веке, когда начал складываться «дикий капитализм» с разгулом бандитизма, мафии, воровства, культа силы и т.д. А между тем, при более научно-осмысленном руководстве мы могли бы развиваться в направлении постиндустриальной цивилизации. 24-36 изменения сегодняшней нашей жизни определяется грядущими будущими изменениями в мире. Значительную часть, того, что мы делаем уже сейчас, диктует мало понятное нам и неизвестное нам будущее. Предвестники будущего: генная инженерия, индивидуальные номера, мир без границ – волнуют и пугают общество. именуется потому, что «Будущее – это не то, что идет к нам, а то, к чему идем мы». Факты говорят , что именно эта идея была воплощена Петром в создании Санкт-Петербурга, как инструмента предвосхищения Будущего, для проектирования адекватного ему Настоящего. Эта идея трудна для понимания тех, кто выводит Настоящее из Прошлого. Известно, что создание Санкт-Петербурга было критически воспринято многими современниками и потомками Петра. Тем не менее «петровский ресурс предвосхищения будущего», успешно «встраивал» Россию в мировой процесс приблизительно до 1950 года. Любое наше действие сегодня вызывается тем, что оно готовит наше поведение завтра. Если Санкт-Петербург и далее будет исполнять функции, заложенные в его а требуется формулирование Эти изменения формируют новый образ Будущего, и отребуют принципиально новых ресурсов от города и его жителей. Известно, что К чему мы идем, городу предстоит предвосхитить, вычислить, открыть, изобрести. В ХХ! веке современную жизнь Санкт-Петербурга будет определять не только наше славное Прошлое, но в первую очередь - наше неизведанное Будущее. В свое время Петр ! и его единомышленники успешно ее решили. В этом принципиальное отличие конференции этого года от прошлых конференций. Например, академик Боголепов И.И. называет такие приоритеты развития Санкт-Петербурга: 1) транспортный и торговый центр России, опирающийся га шеополиическое положение города и сулящее главный и стабильный доход, 2) центр промышленности и науки, понимающий город как транспортный центр и научно-промышленный центр, 3) центр образования и культуры, потому что без образованных людей никаких целей достичь невозможно, 4) центр экономики Северо-Запада с опорой на природные и человеческие ресурсы. 5) морская столица России, как крупнейший приморский мегаполис мира, который для чего требуется иметь пропускную способность порта 140-150 миллионов тонн в год. 25-31. Может быть поэтому Е.Гильбо считает, что креативная мотивация стала главным признаком принадлежности к новому господствующему классу, умение адаптироваться к реалиям постиндустриального мира, где богатство и власть будут базтроваться на обладании не материальными ресурсами, а специфической формой капиталла – уникальными знаниями и способностями. 37-13
2. Предполагаемое Будущее Санкт-Петербурга: глобализация, инновации, регионализация …Глобализации, инноваций, регионализации еще нет – они еще в Будущем. Их только начинают обеспечивать технически, формулировать философски, оформлять юридически. Первые предвестники; эфтаназия, генная инженерия, тотальный контроль за положением, состоянием, перемещениями человека с пормощью электронных средств. Тем не менее, всем известно, что глобализация, инновации, регионализация (ГИР) имеют столько же сторонников, сколько и противников. Очевидно, что ожесточенность их столкновений обусловлена скверными последствиями глобализации для ее противников, и сулит большие блага ее сторонникам. Кто от них выиграет, и кто ппроиграет? Пока в России и в Санкт-Петербурге на схватку вокруг глобализации смотрят со стороны, так, словно она не имеет к нам никакого отношения. Как на карнавал в Рио де Жанейро. Нечто подобное происходило в допетровское время, когда рывок Ньютона-Лейбница в науке, промышленности, культуре был непонятен и безразличен жителям России. Именно Петр Великий понял, что научно-культурные изменения в Европе, имеют прямое отношение к России, и не отстранился от процессов стремительного усложнения жизни. Напротив, он предпринял отчаянное усилие, чтобы оказаться во главе этого процесса изменений всего и вся. Для этого он создал город – Санкт-Петербург, научные, культурные структуры в нем – Академию наук и Университет, подготовил людей, которые должны были предвосхищать и опережать «все изменения во всем». С тех пор, триста лет, Россия была равной в этой гонке ученых, военных, писателей, промышленников! Сегодня страна повторяет допетровский опыт: Россия выбирает между безразличием к глобализации и участием в ней, между страхом перед ней и оптимизмом, готовностью и беспомощностью. Противники глобализации объясняют свою позицию ее «рукотворностью». При этом с полным основанием ссылаются на то, что впервые идеи выстраивания глобалистской теоретической инфраструктуры для послевоенного порядка были сформулированы в 50-е годы в «мозговых центрах» США: Совете по международным отношениям (СМО), корпорации РЭНД, Центре стратегических и международных исследований (ЦСМИ), Управлении психологической стратегии (УПС) и др. Действительно, в широкомасштабном проекте «Перспективы для Америки» в середине 50-х годов при участии Генри Киссенджера, Дина Раска, Адольфа Берла и др. были изложены теоретические положения роста взаимозависимости в мире, упадка национально-государственной формы власти, расширительной трактовки проблем безопасности, обоснование перехода к наднациональным структурам в международном масштабе. Т.е. все то, что составляет сегодня сущность глобализации, регионализации и инноваций. Но Ленинград в это время был отстранен от знаний об этом, от формулирования предложений, что делать с этим? Исследователи отмечают, что именно с середины сороковых годов началась революция международных организаций типа ООН, МВФ, ЕС, НАТО. Одновременно начался феноменальный скачок в мировой торговле и появилась транснациональная экономика. Сегодня исследователи различают две теории: теорию развития – модель универсальных и однозначно направленных трансформаций общества, и теорию изменений – модель контингентных и, исторически и культурно уникальных трансформаций. Примером модели развития служит закон смены социально-экономических формаций К.Маркса, примером модели изменений служит глобализация - сдвиг от локального общества к глобальному К.Поппера, Р.Нисбета, Р.Будона. Р.Робертсон определил глобализацию, как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое. С одной стороны, это модернизация индивидуального поведения воздействием макроструктур мирового порядка, минующим национально-государственный уровень воздействия. С другой стороны, это осуществление международных отношений представителей разных культур в рутинную практику, часть повседневной жизни. Формула глобализации – глобальная взаимозависимость плюс глобальное сознание. Это транснациональный капитализм, образуемый ТНК, и система международных организаций, призванных отстаивать универсальные «общечеловеческие ценности». 41-46 Глобализация появилась не вчера. Мондиализм – уверенность в том, что государства и народы сольются в единое планетарное образование, в котором будут ликвидированы этнические, национальные, религиозные и культурные границы известен давно. Именно он питал деятельность Ж.Аттали, Ф.Фукуямы, абстрагирующихся от истории, культуры этносов, и планирующих новое планетарное состояние под эгидой рынка и демократии, которые объединяют мир в рационально функционирующую машину. 40-37 Сейчас есть подозрение, что глобализация является естественным звеном развития нашей цивилизации. Не может ли быть так, что мозговые центры США, Тройственной комиссии, Бильдельбергского клуба в процессе исследования проблем развития общества обнаружили неизбежность именно таких грядущих изменений? И приняв изменения, как естественные законы развития общества, положили их в основу своих политических доктрин? Ведь общество в течение пяти столетий поощряло неукротимый интерес человека к новым открытиям, поощрительно поддерживало страстное желание исследователей применить свои достижения на практике, никак не ограничивало стремление масс иметь «больше, лучше, качественнее»! Что то должно происходить дальше? Не является ли глобализация сочетанием объективного стремления людей к высвобождению своих страстей и субъективной поддержки этого стремления средствами направленного финансирования науки, производства, доступности всех достижений? У времени есть длина, ширина и высота. Большинство людей склонно понимать Будущее через его длину – стрелу времени. Но в каждую единицу времени происходит или не происходит некоторое количество событий – они то и определяют ширину времени и делают его запоминающимся. Некоторые из этих событий имеют существенное значение для человека, а многие не вызывают у него реакции – это и есть высота времени и делают его значительным. Стремление понять будущее путем «заглядывания вперед» бесполезно – пустая стрела времени не несет информации. Будущее понимается за счет основательного понимания событий и оценки их значения. Ф.М.Достоевский глубоко заглянул в Будущее Санкт-Петербурга зависит от того, насколько город будет понимать это будущее. Все в городе со времен Петра было подчинено предвосхищению будущего. Нигде в России не было столько возможностей и свободы для Успех города 3. Открыть себя и свой заново.Наша конференция имеет своей целью попытку понять себя и свой город в свете грядущих глобальных изменений. В предыдущие годы мы пытались сформулировать миссию города, предназначение Санкт-Петербурга исходя из его прошлого. Сегодня мы продолжаем эту же тему, но наши дискуссии должны носить более конкретный и глубокий характер. Конкретный – потому что ГРИ становятся реальностью нашей жизни. А глубокий – потому что надо понять его смысл, его ценности, его цели в новых условиях. За рутиной неотложных бытовых и технических вопросов у горожан и руководителей города нет времени и возможности вдумываться в основополагающие феномены, которые являются фундаментом генеральных планов строительства города, развития его производительных сил. Никакие планы не выполняются, если в них нет смысла, если они не представляет ценности, если ошибочна цель. Долгострой, незавершенка, остановленное производство, теневая экономика, преступность, наркомании – возмездие за пренебрежение сакральными вопросами бытия. В течение года я наблюдаю, как именно эти вопросы решаются в научных аудиториях, но ответа, как не было, так и нет. А ведь Санкт-Петербург живет в связи с «каким то смыслом», ради «каких то» ценностей, для достижения «какой то» цели. Большие политики и руководители говорят себе и своим детям вместо точного именования смысла, ценностей и целей неопределенное «каких то»! Потому что не понимаем «каких»? 3. Понимание глобализации, регионализации, инновации.Рис.1. Схема понимания проблемы «глобализации» Типы понимания информации при интеллектуальной экспансии:
1) Восстановление разрушенной информации по эмоциональному критерию. 2) Восстановление разрушенной информации по логическому критерию. 3) Восстановление разрушенной информации по эмпирическому критерию. 4) Воспроизведение предшествующей информации по эмоциональному критерию. 5) Воспроизведение предшествующей информации по логическому критерию. 6) Воспроизведение предшествующей информации по эмпирическому критерию. 7) Предвосхищение последующей информации по эмоциональному критерию. 8) Предвосхищение последующей информации по логическому критерию. 9) Предвосхищение последующей информации по эмпирическому критерию. 10) Реализация предъявленной информации по эмоциональному критерию. 11) Реализация предъявленной информации по логическому критерию. 12) Реализация предъявленной информации по эмпирическому критерию. Проблема психологического понимания политической глобализации.Рис.1. Схема понимания проблемы «глобализации» Я уверен, что не так. Петербург – это люди, которые живут в нем сейчас, и во вторую очередь это творения из камня и металла. Город таков – каковы люди. Как люди представляют себе свое будущее – такое будущее ожидает и город. «Заботы о хлебе насущном» никогда не мешали думать в Петербурге о смысле жизни и о будущем. Самые великие строки на русском языке созданы в Петербурге. Более всего тормозит развитие города утрата традиции обсуждать главные, определяющие константы поведения людей. Сегодня думать фундаментальных вещах мешает утрата традиции думать в Санкт-Петербурге о главном и о будущем, чем он всегда отличался. Сегодня Санкт-Петербург реализует лишь малую часть своего потенциала, а значительная часть горожан и детей, особенно, находится в критическом состоянии. Неверно искать причины критического состояния в уровне материального обеспченияВо вторых, практика показывает, что алкоголь, наркотики – это замещение не найденного смысла жизни. Падение нравов и преступность - это замещение отсутствующих ценностей жизни. Разочарование и чувство безысходности - это замещение цели жизни Ближайший пример – дети Петербурга, большая часть из которых Во первых надо объяснить, почему город очевидным образом «выпадает из времени», являя собой исторический анахронизм У нас нет обязательств перед органами власти создать некий продукт для практического применения. У нас нет намерения оказать влияние на то, какие решения и как принимаются относительно развития Санкт-Петербурга или давать им оценку. Если мы сможем создать материалы для размышления руководителей о городе и его будущем, то это будет именно то, ради чего мы собрались. Мы собрались подумать о вещах, на которые не хватает времени которые города, а может и страны. Понять себя, или осознать себя. Иногда говорят, что смысл, ценности и цель есть всегда – без них не может быть выполнено ни одно действие и ни один поступок. Любой человек, когда отказывается что либо делать, говорит что «не видит в этом для себя смысла». Он руководствуется смыслом, но отказывается его сформулировать. Каждый человек выбирает из нескольких возможностей и предпочитает всегда то, что более ценно для него. Каждый человек начинает движение имея ввиду какую либо цель. Однако все это происходит на просьбу сформулировать «свой смысл» почти всегда следует отказ. Перечислить систему ценностей своего поведения, назвать систему ценностей Для начала, я хотел бы избавиться на конференции от настроений, которые мешают правильно понять, что городу делать в принципиально новых условиях жизни. Эти настроения мешают потому, питают идеологию постоянного ремонта города, как гарантии его процветания. В действительности город выработал весь свой предыдущий ресурс и время требует новый ресурс. Этот новый ресурс надо изобрести, буквально так, как изобретают паровоз или электрическую лампочку. В ближайшие годы жизнь города определят глобализация (вторжения в нашу жизнь новых смыслов, ценностей и целей), регионализация (фактического передела государственных границ в границы функциональные), инновации (совершенно нового качества жизни как в производстве, так и в потреблении), которые совершенно равнодушны к достижениям Петербурга в минувшие 300 лет.
Первое, мешающее настроение, это чрезмерная уверенность в такой известности города, за которую автоматически платят. Это настроение убаюкивает, отвлекает от мысли, что без грандиозных усилий ума и воли горожан Санкт-Петербург так же известен, как известен факт восхода солнца. Сегодня, когда все мировые телеканалы показывают прогноз погоды, то в качестве ориентира на карте англичане указывают Хельсинки, немцы Таллиннн, испанцы Стокгольм, так словно на севере Балтики и нет пятимиллионного Питера. В городе принято заниматься самовозбуждением, твердя всем и друг другу, что мы известны как Париж. Город известен, если в нем что то происходит или что производят. Как лягушка видит только движущуюся муху, так и мир видит только развивающиеся города. Второе мешающее настроение, это мифологизация красот Петербурга, которая заставляет вкладывать последние копейки в фасады исторических зданий вместо развития современной инфраструктуры. Кто был в Риме, Париже, Нью-Йорке, тот избавлен в ущерб , которые город вкуверенность, что нас будут помнить, поддерживать и не дадут пропасть, только за то, что это Петербург. Петербург занимал и занимает достойное место в ряду городов мира за 4. Смысл, ценности, цели – ключи от нашего города.Директор центра общественных наук МГУ Ю.М.Осипов пишет, что «Россия встревожена. Безмолвие – не пустота, а огнедышащий вакуум. Идет работа. Не у станков, но на земле. В душах. Идет отбор. Идей, ценностей, людей». Он считает, что реформы учат. По его мнению: «Россия оказалась шире и глубже революции, объемнее, содержательнее, а потому мобильнее и изобретательнее, а в чем то и просто ловчее. Мистика на мистику. Позитивная мистика России на отрицательную мистику революции. Сражение идет на трансцендентном смысловом поле». 36-49 Он специально ставит ударение на том, что: «Россия открывает …себя. Вот главное событие периода реформ, его трансцендентный итог». И далее, «Россия мало сегодня делает, но зато много думает». 37-46 Многие исследователи считают, что развал экономики России связан с тем, что западные рецепты отторгаются Россией как кровь чужеродной группы, порождает нежизнеспособный химерический симбиоз. Ни Петр Великий не пытался превратить русских в европейцев, ни сейчас никому не удастся превратить русских в американцев и ввести для них совершенную конкуренцию. Реальный выход заключается в построении экономической системы, адекватной условиям страны. 30-9 Ходят легенды о русском менталитете, который проявляется по А.В.Соколову в проявлении: 1) двойственности – переходе от одной крайности к другой, 2) порывистости – готовности к пиковым нагрузкам и пренебрежение размеренным ритмом деятельности, 3) непоследовательности – тщательной разработки сложных планов и готовность действовать на авось, 4) долготерпении – выносливости, постепенном накоплении эмоций, и в конце, бурное их разряжение, 5) доверчивости – внушаемости, простодушии и т.д 30-52 Судьба у слов – такая же как у людей. Слова забывают, запрещают, над ними издеваются. К числу таких слов относятся слова смысл, ценности и цели. Построить город, игнорируя смысл этого явления, ценности, которые определяют выбор вариантов, цели, стремясь к которым, город обходит опасности и прибывает к месту назначения - нельзя. Вся новейшая история России – это история изобретения Петербурга. А это означает: изобретения российского сознания, адекватно отражающего современную реальность. Петербург был и остается предназначен для поиска смысла России, которая металась между язычеством, католичеством и православием. Петербург – это фабрика создания ценностей, которые были бы сравнимы с ценностями Запада и Востока одновременно и превосходили их. Петербург – это компас России для определения ее целей в новом мире. Наивысшим достижением в изобретении смысла, ценностей и целей в России стал Петербург. Он стал образцом для подражания, местом обетованным, витриной страны. Но смысл, ценности, цели не даются одни и те же на все времена. Поэтому шел непрерывный поиск нового смысла города, новых ценностей Петербурга, новых целей его развития. Задача «смысла, ценностей, целей» всегда старая, и всегда новая. Старая, потому что ее непрерывно решали все выдающиеся деятели российской политики, культуры, науки. Всегда новая, потому что изменялся мир, и вместе с ним изменялись С-Ц-Ц. Задача всегда решалась чрезвычайно трудно, потому что смысл, ценности и цели – не изолированные друг от друга феномены, а элементы одной системы, где каждый феномен зависит от другого феномена. Мало того, что их надо найти, сформулировать, так их надо еще расчетливо согласовать с друг другом. Иначе говоря, изобретя смысл современной жизни (а Петербург – это мастерская идей!), нельзя недооценивать ценности (а Петербург – это центр культуры), а цель невозможно спроектировать без знания смысла и принятия ценностей (а Петербург – это философско-политический компас России в современном мире). В сознании все сопряжено, как в формуле Закона Ома: Смысл жизни дает напряжение, ценности позволяют преодолевать сопротивление обстоятельств, а цель подобна силе тока. Электрическая цепь функционирует только в случае расчета, сбалансированности каждого определяющего ее фактора. Так и сознание города – определяет его тактику и стратегию в случае осознания и смысла. И ценностей. И целей. Если следовать взаимовлияниям Закона Ома, как примера аналогичных взаимосвязей в сознании общества, то:
Если или смысл, или ценности, или цель не сформулированы, т.е. равны нулю, то вся система становится бессмысленной – на ноль делить нельзя! Если или смысл, или ценности, или цель в отдельности или вместе чрезмерно раздуты, то система становится опасно не сбалансированной в пользу одного параметра и в ущерб другому – Макиавелли! Все три элементы системы сознания должны быть сбалансированы, желательно в отношении 1:1:1. Тогда сознание полно, ясно, эффективно, деятельность становится продуктивной. Приходит успех - . 4. Теоретические проблемы миссии Санкт-Петербурга.
|