Власть, как предмет науки |
«Власть, как предмет науки»(Оргкомитет конференции стал получать вопросы относительно предназначения конференции и даже требования изменить ее название. Мотивы таких обращений заключаются в подозрении, что конференция носит не научный, а политический характер, что она может быть использована для дискредитации конкретных политиков и т.п. Мы знали, что научные исследования феномена власти мало известны в России, и поэтому решили познакомить с ними широкую общественность. Однако, мы не ожидали, что исторический страх перед произнесением «имени власти» так силен в стране до сих пор. Чтобы заранее избежать подозрений и обосновать научный характер конференции, я вынужден за месяц до начала конференции опубликовать тезисы своего доклада на пленарном заседании. Я исхожу из того, что сущность политических процессов в России, начиная с 1985 года и по настоящий день, заключается в поисках системы власти, адекватной глобальным изменениям в мире. Эти поиски пока не привели к формированию в стране гражданского общества, эффективной системы государственного управления. Мы надеемся, что материалы конференции позволять политикам многое уточнить, исправить в наших общих интересах.) Предназначение конференции: Конференция предназначена для обсуждения проблемы власти, как проблемы научной, а не мифологической или персонифицированной. Институты государственной и политической власти базируются на объективных естественных законах ее функционирования, где нет места произвольным волюнтаристским упражнениям. Современные проблемы РФ обусловлены крайним несовершенством государственной власти, не справляющейся с поведением масс людей, дезориентированных глобализацией и реформами. Проблема власти в России – предвестник проблем всего мира, который скоро будет насчитывать 12 миллиардов людей, оказавшихся в пространстве без границ для информации, капитала, человекопотоков, товаров. Поэтому все развитые страны мира сегодня поспешно изобретают новые политические инструменты управления обществом, потому что старые инструменты власти во времена глобализации «не работают». Конференция позволит увидеть масштабы и глубину современных исследований психологии власти, которые могут быть практически применены для формирования в России стабильного современного гражданского общества.
Рабочее определение власти для конференции: В упрощенном научном представлении, психология власти – это система отношений двух сторон: субъекта, осуществляющего властные воздействия, обыкновенно именуемого "А", и объекта, по отношению к которому применяются властные воздействия, именуемого "Б". Субъект А обладает властью над субъектом Б в той мере, в какой он может заставить Б делать то, что Б сделал бы иным образом. В качестве теоретической базы конференции избраны представления о власти ее выдающихся исследователей: Тихомирова Л.А. (1905), Трубецкого Е.Н.(1922), Bernal D.(1939), Guardini R.(1961), Harsany J.E.(1962), Hillebrand J.J.(1949), Lasswell H.D.(1930,1950), Oppenheim F.E.(1961), Rosinski H.(1965), Russel B.(1985), Sampson R.V.(1965), Votav D.(1966) и др. Конференция может принимать их концепции или выдвигать новые, но не должна упрощать проблему до бытового уровня, иногда свойственного авторам политических реформ. Степень сложности проблемы власти отражает предостережение Фуко Д. о том, что: «размещать власть в надстройке, было бы столь же ошибочно, как и считать, что ее можно обосновать в нормах права, ограничить законом, т.е. полагать, что она может быть "присвоена" и "быть во владении" одного или многих государственных институтов, либо принадлежать доминирующему политическому субъекту (классу, партии, группе или личности). Власть не является ни данной, ни обмениваемой, ни восстанавливаемой, но скорее исполняемой, и она существует только в действии. Власть не пирамидальна...но сегментарна и линейна, она осуществляется посредством смежности, а не через высоту и даль» (Д.Фуко., 1969).
Актуальность конференции: Объективные причины интереса к проблеме власти – это глобальные изменения в мире, управление которыми требует принципиально новых инструментов власти. Например, система власти в СССР была эффективной в период Великой Отечественной войны, но она развалилась от соприкосновения с первыми проявлениями глобализации в форме «информации без границ» и др. Сегодня все страны мира изобретают и испытывают новые научные конструкции власти, адекватные принципиально новым условиям ее функционирования. Россия катастрофически отстает в исследованиях, проектировании и внедрении современной системы управления государством и обществом. Только и именно совершенство системы власти в стране обеспечат России достойное место в ряду процветающих государств мира. Субъективные причины интереса к проблеме власти – это опасно распространившееся в российском обществе мифологическое отождествление власти и личности, а еще хуже, должности и звания. «Тождественность власти и личности» - это далеко не безобидный миф древнего мира, потому что он останавливает создание современных научных систем власти для общества и государства. В России с царских времен до наших дней обсуждение власти ошибочно воспринимается, как обсуждение личности руководителя, а не конструкции власти, которой эта личность управляет. Порочная конструкция власти в России уже стоила жизни тем, кто ею управлял: династии Романовых, ленинской гвардии. А заодно и «пассажирам машины власти», которая «увезла»: десятки миллионов жертв гражданской войны, репрессий, выселений. Несовершенство системы власти погубило СССР и угрожает России.
Цель конференции: Конференция имеет целью довести до сведения общества и политиков, что власть и лидер, ею управляющий, это не одно и то же. Политик – всего лишь потенциальный «носитель власти», а «источниками власти» являются естественные законы отношений субъекта и объекта власти, которые он должен правильно применять в своей практической деятельности. Политик или партия никогда «не захватывают власть» – они только получают право на управление системой власти, с которой у них самих складываются очень сложные отношения. Система власти, которой они управляют, вынуждает их действовать только так, как именно эта система власти им позволяет. Они – всегда жертва системы власти и заслуживают сочувствия. Но политик, получивший право на управление властью, получает право и на ее модернизацию, ремонт или замену. Вот здесь политику и требуются научные знания закономерностей власти для ее реконструкции, чтобы не погибнуть самому и не погубить массу людей, которых он «везет» на машине политической власти через тернии глобальных изменений в мире. Изменяется мир – изменяется конструкция власти.
Предмет конференции– психология и психопатология власти, как симбиоз природных закономерностей и политических конструкций, изучаемых науками о человеке и обществе. Иначе говоря, власть – природное явление, как гравитационное поле земли, а использование ее – это политика, как создание в механике все более совершенных механизмов подъема тяжестей, перемещения гигантских грузов, возведение невероятных небоскребов и т.п. Только для политика в качестве «перемещаемого груза» выступают многомиллионные массы людей, требующие «подъема» общества из бронзового века до высот современных глобальных изменений в мире. Достижения наук о власти воплощены, как инженерные открытия, в инструментах управления политика, которыми он производит изменения в активности, труде, работе, деятельности масс людей. Научное совершенство «организма», «конструкции управления» определяют судьбу самого политика, всего народа и государства. Механизм использования власти может быть исправным или неисправным в технических терминах, больным или здоровым в биологических терминах. Поэтому инструменты власти надо изучать, проектировать, формировать, выращивать, лечить или ремонтировать, опираясь на научные закономерности ее функционирования. Психологические закономерности функционирования власти и их нарушения и есть предмет нашей конференции.
Объект конференции, действительно, политики и партии, изучающие власть, проектирующие и созидающие ее, управляющие своим детищем - властью. Такое понимание партии не должно мешать работе конференции, потому что человек по своей природе политичен. Это такое же его неотъемлемое природное качество, как биологичность, физиологичность и социальность. Политичность - это естественная реакция психики человека на власть. Она имеет те же глубокие естественные корни, как, например, реагирование организма на гравитационное поле Земли. Человек интуитивно обнаруживает проблемы власти через снижение своей безопасности, комфорта жизни, исчезновение смысла жизни, сотрудничества с окружающими людьми. Поэтому он непроизвольно становится “человеком политическим”, активно интересующимся проблемами власти, как системы его жизнеобеспечения. Поэтому открытия в области власти интересуют всех членов общества, а не группы, классы, слой. Причем интересуют более, чем открытия в области физики, химии, математики. Многие скажут, что эти открытия их не интересуют, но плодами науки они пользуются в форме повышения качества своей жизни. Да, партии, действительно, борются за власть, но не в вульгарном смысле «захвата мостов, вокзалов, банков», а в смысле борьбы с непониманием причин нарастающей неуправляемости колоссальных масс людей в новых условиях жизни. Теряют власть те, кто отступают перед компьютерными сетями, неконтролируемыми потоками денег, людей, наркотиков, террористов. И обретают власть те, кто созидают новые инструменты управления обществом в новых условиях. Но для этого требуются открытия в науке власти не менее грандиозные, нежели открытия Циолковского. Властные механизмы - самый дорогой и самый ценный продукт, вырабатываемый обществом, а политические партии – это институты по организации исследований власти, ее проектированию и строительству. Конференция покажет, являются ли российские партии таковыми?
Методы конференции: Власть понимается как система, которая опирается на знания многих научных дисциплин, начиная от философии и кончая биологией. В качестве метода конференции выступает ее структура: число и названия ее секций, соответствующих классификации власти Ю.М.Батурина (1965). Т.е. власть. как: 1) характеристика индивидуума, согласно которой сущность власти - в самих индивидах. Власть при этом описывается как “исключительно человеческий феномен", и даже постулируется, что жажда власти заложена в самой природе человека; 2) межперсональная категория, рассматривающая изменения, которые индивид А мог бы произвести в индивиде В вопреки его сопротивлению; 3) ресурс (товар) и опирающийся на понятие стоимости, под ценой власти понимается стоимость той части принадлежащих А ресурсов, которые нужны ему для влияния на поведение В. ; 4) причинная конструкция, обосновывающаяся аргументами сходства между причинностью и властью; 5) философская конструкция, обсуждающая моральность и аморальность власти, ее ценность, соотношение между властью и ответственностью, влияние социальных норм на декларации о власти. Т.о., конференция предоставляет возможность участвовать в ней специалистам всех областей знания и практики. Один из вопросов конференции – занимается ли в России кто либо властью, как наукой?
Предполагаемые проблемы конференции:(По ходу конференции, скорее всего, появятся и другие)Первая проблема конференции: Носители власти. Кто?Материал для размышлений и обсуждения. Объявление о проведении конференции «Психология и психопатологии власти» сразу проставило вопрос для многих о власти, как о ее воплощении в личности политика. Иначе говоря, возник вопрос о психологии носителя власти, которая определяет исполнение политики. Но политическая власть является вершиной, интегрирующей все остальные формы и проявления власти. Именно этим объясняется относительная доступность для способного человека овладения механизмами частных проявлений власти и божественная недоступность для большинства - политической власти, ее вершины. Политическая власть является производной многих частных случаев власти, но которые выпадают из поля зрения наблюдателей политической власти. Причем, ослабление одного частного случая власти приводит к той самой психопатологии политической власти. Действительно, без указания реальных лиц и их объединений, заинтересованных во власти, ее формирующих и эксплуатирующих, обсуждение политической власти бессмысленно. Власть является политической тогда, когда присутствуют все главные ее источники, носители власти и функции власти. Для обсуждения можно предложить следующий перечень носителей власти: 1). Наукократия, обозначающая власть знающих над незнающими, власть посвященных в тайны природы и общества над непосвященными. Ее появление объясняется тем, что человеку на протяжении всего своего существования приходится противостоять в борьбе за выживание силам природы, бороться за первенство в царстве животного и растительного мира, соперничать в конкурентной борьбе за место в человеческом сообществе. Природа наделила его весьма слабыми физическими средствами борьбы за власть дав только одно преимущество - понимать закономерности окружающего мира. Поэтому утверждение Г.Лассвела, что власть - это компенсация неполноценности, не должно рассматриваться как оскорбительное. Человек всегда "неполноценен" в своих попытках достигнуть цели и вынужден использовать для этого специально организованное поведение. Так или иначе, в современном мире человек, стремящийся к власти, все более и более использует научные и технические достижения общества. Он перестает нуждаться, например, в ораторском искусстве, как было в древнее время, и обретает в современных условиях "механическую власть", т.е. власть, основанную на достижениях научно-технического прогресса. 2). Демократия - власть большинства над меньшинством. По мнению Рассела Б. вся история показывает, что на меньшинство нельзя полагаться, оно не будет заботиться об интересах большинства. Рассела Б. настораживает индивидуальная власть, за которой, по его мнению, стоят льстецы, интриганы, доносчики и пр. Это несовместимо с предположением Пулантса (1946) о том, что власть - это философская конструкция, по сути своей, параллельная физическим, математическим теориям, хотя по форме совершенно не похожая на них. Б.Рассел определял власть как производство намеренных результатов. Это означает, что замена одной системы власти на другую подобна модернизации производства: открытия в физике, химии, новые технологические процессы и оборудование усиливают тех, кто способен переучиваться или менять работу. Но гражданин государства, где осуществляется модернизация властных отношений, в случае неспособности принять их должен или эмигрировать, или сопротивляться, или смириться. Модернизация власти самое масштабное и сильнодействующее изменение, которое может произойти в жизни человека. Страх, отчаяние, предательство сопровождают такого рода перемены в обществе. Среди прочего, Б.Рассел предупреждал об опасности коллективного возбуждения, включающего безразличие к боли и даже смерти. 3). Партократия - власть организованных над неорганизованными. Все исследователи психологии власти подчеркивали ее естественный характер, то, что без нее не может обойтись ни отдельно взятый деятельный индивидуум, ни нормально функционирующее общество, всегда нуждающееся в устойчивом порядке отношений и некоторой субординации. Зло не в самой власти. И зло и добро власти целиком определяются технологией, которую приносит победившая партия. Избежать партийности, самого факта появления, существования партий, их влияния на жизнь общества невозможно. В истории человечества систематически повторяются циклы, когда общество оказывается в тупике: устаревает технология, организация производства, истощаются доступные природные ресурсы, среди людей накапливаются противоречия - власть перестает оправдывать свое назначение. Поэтому Минтон понимал власть как способность производить изменения (1956). Желание изменений наступает, когда общество осознает свой моральный, материальный, интеллектуальный кризис. Ответственность за изменения берут на себя люди, психологически склонные объединяться в политические формирования, получающие именование партии. Политические партии являются естественными творцами моделей власти и конкурируют между собой как, например, фирмы по производству самолетов или мыла, с той лишь разницей, что потребитель волен делать выбор между сортами мыла, но не может избежать повиновения той системе власти, которая одержала победу. 4). Плутократия - власть имущих над неимущими. Специфика общественного мнения вынуждает плутократию не злоупотреблять претензиями на политическую власть, и поэтому она имеет опосредованный характер. Во всяком случае, власть плутократии мало, редко и неохотно освещается в исследованиях и публикациях. По мнению Парсонса власть - это ресурс для обмена. Власть метафорически определяется как способность превращать определенные ресурсы во влияние в рамках системы взаимосвязанных субъектов. Так понимаемая власть - есть способность субъекта реализовывать свои интересы в рамках системы вопреки сопротивлению других субъектов (1956). Инструментов для этого вполне достаточно: 1) свертывание любых видов деятельности, если предельные издержки больше, чем предельная выручка, 2) предельная выручка - дополнительная плата, которую получают в результате предполагаемых потерь, 3) манипулирование соотношением уровня безработицы и инфляции, 4) приобретение информации до тех пор, пока ожидаемый предельный выигрыш от этого будет больше, чем ожидаемые предельные затраты на приобретение информации, 5) регулирование соотношения уровня заработной платы и занятости, 6) взаимное приспособление спроса и предложения, 7) покупка и продажа риска, 8) управление соотношением цен и валового национального продукта. Инструментов влияния плутократии на политику, а значит - на механизмы власти, вполне достаточно. При определенных обстоятельствах часть власти плутократии вполне успешно обменивается на часть политической власти. 6). Автократия - власть сильных над слабыми. По мнению К.П.Победоносцева (1890), власть с одной стороны и подчинение с другой - вовсе не являются непременно результатом какого-либо насилия, подавления одной личности другой. В сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Эта сила нравственного тяготения, потребность воздействия одной души на другую соединяет людей в общество. Она заставляет в среде людской искать другого человека, кого слушаться, кем руководствоваться. Т.о. факт власти является совершенно неизбежно как прямое следствие психической природы человека. Тихомиров Л.А. анализирует факты автократической власти, например, власти Цезаря, который говорил с трибуны: "Семейство моей тетки Юлии с одной стороны восходит к царям, с другой - к бессмертным богам...” и т.д. По свидетельству Светония, по смерти Юлия Цезаря, он был помещен в ряд богов не только по объявлению тех, кто присудил ему эту почесть, но и по внутреннему убеждению народа. В России известно "учение Иоанна Грозного", по словам которого царская власть дана для поощрения добрых и кары злых. Царская власть не может быть ограничиваема ни святительской властью, ни аристократией. Ответственность царя - перед богом. На земле же, перед подданными, царь не дает ответа. Петр Великий повторил эти принципы: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах не должен дать ответа, но силу и власть имеет". Берле считал, что власть - атрибут человека и не существует без носителя. Каждый человек изначально наделен двумя связанными , но не тождественными страстями - стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны. Поэтому "человеческий мотив" должен быть включен в исследование причинных законов развития общества. 8). Бюрократия - власть уполномоченных над неуполномоченными. О ней чаще всего пишут как о явлении общественной жизни, оторванном от народа и реализующем чуждую ему систему управления. Персонально - это профессиональное сословие управителей. Тихомиров (1890) считал, что Петр допустил коренное заблуждение, не обеспечив союза верховной власти и нации, и подчинил всю нацию не себе, а чиновникам. Чичерин (1887) указывал, что из удобного орудия власти она может превратиться в самостоятельное тело, имеющие свои собственные интересы. Семенов П.Н. перечисляет четыре главные отрицательные свойства бюрократии: 1) она рассматривает дело с точки зрения своего поста, 2) она постоянно заботится о том, чтобы в каждом деле отклонить от себя ответственность, 3) она изощряется в придумывании способов обхода законов и установлений, 4) она направляет свои способности на выставление дела смотря по меняющимся вкусам меняющегося начальства. Современное объяснение историческим рассуждениям о вреде и пользе бюрократии дает определение Г.Лассвелла - “власть - межперсональная категория”. В любой большой организации, где лидер обладает значительной властью, находятся менее заметные люди, которые имеют силу влияния на лидеров посредством личных методов. В этой области функционирования власти важен индивидуальный аспект власти: власть над индивидом и власть индивида. Первая осуществляется помощью поощрения и наказания, воздействием на сознание человека для выработки нужного мнения и создания у него определенных привычек. Рассел называет это "голой властью". Вторая имеет более широкий диапазон действия и включает, во первых, власть над другими людьми, достижение которой обусловлено стремлениями человека к власти и славе, психологическими его особенностями, а во вторых, властью над природой, нечеловеческими формами жизни". 7). Технократия - власть умеющих над неумеющими. Казалось бы далекие от политики и власти, конструкторы техники, промышленные технологи имеют свой интерес в политической власти, без которой прекращаются работы по овладению новыми видами энергии, получению новых материалов и др. Вся известная нам история человечества показывает, что без технократов не выигрываются войны, не контролируется поведение человеческих масс, не сохраняются царствующие династии. Технократы, например, обеспечили в свое время экспансию политической власти Европы на весь остальной мир, изобретая и совершенствуя винтовку - от балистера Х1У века к мушкету ХУ века, к укороченной винтовке Х1Х века, к казнозарядной винтовке конца Х1Х века, и наконец, к современной автоматической винтовке ХХ века (Эсаулов А.Ф., 1980)). Ныне, например, политикам без технократов не решить проблему жизнеобеспечения народонаселения Земли, которое в 1900 г. составляло 1630 млн.чел., в 1985 г. - 4840 млн.чел., в 1989 г. - 5162 млн.чел. Неясно, как увеличить в связи с этим потребление энергии и добычи сырья в 30-40 раз ? В критических моментах истории политическая власть без поддержки технократов становилась исчезающе малой. С легкой руки президента Эйзенхауэра технократов стали именовать представителями военно-промышленного комплекса (ВПК), и никто не питает иллюзий относительно их интереса к власти. Но со времен Эйзенхауэра технократы освоили не только множество "нежелезных", а буквально органических технологий, от которых зависит существование любого политического режима: в области химии, физики, биологии, генетики, психологии, информатики. К технократам вполне относится утверждение Хиллебрандта, что власть существует в самой природе человека и может сочетаться с властью над природой, нечеловеческими формами жизни. 5). Райтократия - власть пишущих над читающими. "Пишущие" - все, кто производят информацию в любых формах: текстовых, зрительных, звуковых, компьютерных и пр. Очень малая часть знаний, определяющих политическое поведение человека, появляется у каждого человека из личного опыта, общения и т.п. Даже самые сокровенные и откровенные сведения, которыми гордятся “читающие”, практически всегда когда-то были сочинены и опубликованы кем-то из райтократов, о чем не знает или не подозревает их обладатель. Поведение даже властелинов верховной политической власти определяется трудом райтократии, потому что они являются органами восприятия и хранителями памяти общества. Например, если в политической жизни общества произошли некоторые события, назовем их: 1,а,2,б,3,в,4,г,5,д,.. то при запоминании, воспроизведении могут происходит непроизвольные или произвольные ошибки. Ошибок может быть восемь типов: 1) Амнезия - некоторые события исчезают из текстов райтократов, пропускаются или забываются, 2) Инверсии - нарушается порядок следования событий, 3) Персеверации - некоторые события повторяются, чего не было в действительности, 4) Контаминации - смешиваются события, происшедшие в другое время и в других местах с другими людьми, 5) Реминенсценции - в последовательность событий, действительно происшедших, вплетаются события посторонние, 6) Конфабуляции - перечисляются события, никогда не происходившие вместо действительно имевших место. 7, 8. Информация при этом грамматически, стилистически и логически всегда выглядит вполне правдоподобной. Проблемы всех политических вождей были связаны с различного рода вольными или невольными психологическими ошибками райтократов. Представленность в системе власти интересов всех слоев, групп населения говорит в пользу того, что политика является делом общенародным, и что власть - это действительно производство намеренных действий. Власть настолько завладела временем и пространством человека (отбор, обучение, надзор, выборы, аттестация, экзамен, тренировка, регистрация места жительства, работы, доходов и т.п.), что говорить о том, что власть можно локализовать в одной избранной точке социальности, определить как "внешнего врага" и предложить "революционные средства" борьбы с ним, - подобный замысел был бы исторической провокацией по мнению Фуко.
Вторая проблем конференции: Функции власти. Какие?Материал для размышления и обсуждения. Сочетание слов «Психология и психопатология власти» появилось еще в 30-е годы двадцатого века и систематически повторялось в 50-60-е годы выдающимися исследователями психологии власти. Например, Lasswell H.D. Psychopathology and Politics. Chichago, 1954.;Eysenk H.J. The psychology of politics. New York., 1930. и др. Для этого было достаточно оснований, потому что история пестрит всем известными фактами патологического поведения власти. Мировая проблема неэффективности системы власти в условиях глобализации в наши дни порождает события, которые трудно именовать нормальными. Едва ли конференции нужно скатываться к критике власти или политиков, потому что у современного проекта политической власти даже при самых добрых намерениях политиков нет иных вариантов действий. Причина – катастрофическое отставание проектов власти от проектов техносферного развития, которые вышли из под контроля государственных и общественных структур. Проблемы терроризма, наркобизнеса, сексиндустрии, теневой экономики, коррупции и т.п – это индикаторы «психопатологии власти», для лечения которой требуются научные открытия, сравнимые с научными открытиями микроэлектроники, генной инженерии и т.п. Что может предложить наука о власти для такого лечения – покажет конференция. И тогда политики и партии будут реабилитированы. Психологическая природа власти такова, что субъект власти (равно как и объект) живет в условиях одновременного и совместного воздействия на него разнородных ее факторов. Например, физическое состояние человека одновременно определяется атмосферным давлением, активностью магнитных полей, наружной температурой, интенсивностью освещения и т.д. Так и политическое состояние человека определяется целой системой влияний. Одновременно человек находится в поле власти бюрократии, наукократии, райтократии, плутократии и пр., представляющем из себя целостную систему. Внутри этой системы идет непрерывное взаимодействие составляющих ее элементов. Сосуществуя, носители власти вступают в различные отношения, простирающиеся от попыток взаимного уничтожения до попыток слияния. В целях наглядности, можно использовать диаграммы Венна - геометрические изображения между объемами понятий, в нашем случае - между объемами влияния носителей власти. Носители власти могут находиться в отношениях: 1) конгруэнтности (эквивалентности, следования, синонимии, равнозначности, равенства), 2) включения (толерантности, управления, смещения, подчиненности, целого-части), 3) пересечения (строгого порядка, согласования, антонимии, причины-следствия), 4) касания (квазипорядка, однородности, расширения-сужения, внеположенности, порядка), 5) непересечения (нестрогого порядка, вхождения в состав, переноса, контрадиктности, положения). Первому отношению соответствует политика гегемонизма, второму - политика вотума, третьему - политика блоков, четвертому - политика консенсуса, пятому - политика оппозиции. При этом возникает сорок (!) вариантов политических отношений между партнерами по влиянию на сознание (деятельность, труд, работу, поведение, активность) объектов власти. Именно в функциях власти проявляются психологические и психопатологические проявления власти. Список таких функций для обсуждения (может быть предложен любой другой) выглядит так: 1) Функция гегемонизма - навязывание политических взглядов, установок на законы и механизмы власти одним носителем власти другим. Он возможен в отношениях между людьми, политическими организациями и общественными движениями, народами и государствами. Политика гегемонизма заключается в том, что один носитель власти пытается сделать так, чтобы, с одной стороны, другие носители власти имели какие-либо отличия друг от друга, а с другой стороны, стремится свести эти различия к разным способам утверждения одного и того же. Психологически это означает, что носитель власти, претендующий на гегемонистские отношения с партнерами по влиянию на сознание людей, предлагает им двигаться к одной и той же цели, но позволяет использовать для этого различные средства. Гегемонизм на диаграммах Венна графически представляет из себя два круга одинакового радиуса, из которых один накладывается на другой и различие между ними, “как бы исчезает”. Гегемонизм опирается на психологию принуждения - организацию быстрого и точного исполнения стереотипных действий партнеров на основе традиций, уставов и других нормативов поведения. Целью принуждения является безусловное выполнение указаний доминирующего носителя власти. Техника принуждения направлена на немедленное запрещение нежелательных действий и на указание единственного разрешенного варианта поведения объекта власти. Принуждение эффективно в том случае, если партнеры в равной мере связаны ответственностью перед законом за исполнение действий, которые одна сторона обязана выполнить, а другая сторона в такой же степени обязана добиться их выполнения. 2) Функция вотума - достижение решения, мнения, полученного в результате голосования в различных формах (опусканием бюллетеня, нажатием кнопок, поднятием рук, возгласами одобрения, кампанией в прессе, активной работой, добровольной мобилизацией и пр.). Отношения доверия или недоверия возникают в отношениях между носителями власти. Они могут оформляться официально (доверие Правительству) или иметь неофициальный характер (волна митингов, демонстраций). Вотум приводит к отказу от политической борьбы ввиду признания особых качеств лидера или безупречных действий одного из носителей власти. В этом случае между носителями власти устанавливаются отношения подчиненности. Психологически вотум основывается на механизмах суггестивного влияния носителя власти - неконтролируемого со стороны партнеров воздействия через личное общение, переговоры, средства массовой информации на систему их восприятия, эмоций, понимания политической реальности и поведения. Используется готовность остальных носителей власти встать в позицию самооценки своих ощущений, восприятий, представлений, мыслей. Используются чувства, настроения, эмоции других носителей власти. Существом внушения является полезность для партнеров следования предложениям претендента на вотум, который не дает партнерам повода для возражений, критики. Претендент на вотум ни в коем случае не настаивает на немедленном исполнении нужного ему решения. 3) Функция блокирования - достижение соглашения, объединения носителей власти, политических партий, общественных организаций для совместных действий, общих политических целей. По разным причинам носители власти вынуждены вступать в блоки с целью создания перевеса сил в борьбе за обладание полнотой власти. Блок - явление временное и существует только до момента достижения промежуточной цели противодействия противостоящему носителю власти. Блок может быть создан в случае пересечения целей и задач нескольких носителей власти. Пересечение, строго говоря, логическая операция, в результате которой получается новое множество из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат пересекающимся множествам. Требование к наличию общих ценностей делает создание блока в политике весьма непростым делом. История хранит множество примеров причудливого сочетания государств, политических сил в различных блоках. На диаграммах Венна пересечение выглядит как пересечение двух кругов (множеств), где основание для блока - площадь заштрихованного пространства пересекающихся частей этих множеств. Психологически политика блока опирается на психологию убеждения - целенаправленную и систематическую подготовку партнеров по блоку к выполнению определенных ролей в политической системе. Целью взаимного убеждения является формирование у партнеров фиксированной нравственной установки на их ответственность и причастность к достижению конкретной политической цели. Условием для осуществления убеждения являются положительные отношения между носителями власти. Отношения доброжелательности должны сопровождаться наличием авторитета и взаимоуважения у партнеров по блоку. Существом убеждения является значимость задачи, стоящей равно перед всеми носителями власти. 4) Функция консенсуса - разработка и принятие решений, документов, при котором обсуждаемое положение не ставится на голосование, а принимается согласованием. Под согласованием понимается положение, при котором участвующие в переговорах носители власти, даже если они и не согласны с тем или иным положением, тем не менее не возражают против принятия решения в целом. В основе консенсуса - согласие, единодушие, возникающие при наличии между носителями власти сходных ориентаций. Строгое описание консенсуса сводимо к описанию отношения внеположенности, при котором отношение между позициями носителей власти полностью исключает друг друга, но при этом вместе не отображают всех сторон политической действительности. Носители власти могут оказаться в положении абсолютной несовместимости политических позиций, и если их представителям будет достаточно разума, культуры, образования, то они согласятся, что не являются представителями чего-то абсолютного, Бога, например. Осознание временного, локального, преходящего характера их политических действий на фоне грандиозной истории человечества побуждает к поискам консенсуса. На диаграммах Венна графически консенсус выглядит как касание двух множеств - касание в точке причастности к ответственности за результат своих политических действий. Психологически консенсус имеет в основе доказательство - приведение поведения носителей власти в соответствие с действительностью на основе фактов, в которых отражены закономерности власти и политики. Условием для осуществления доказательства является использование надежной информации, неопровержимой логически и фактически. Доказательство возможно, если диалог ведется в пределах интеллектуального обсуждения вопроса без перехода к методам эмоционального давления. Никто из оппонентов ничего не запрещает своим партнерам и не требует что-либо немедленно исполнить. Каждый оппонент сам принимает решение о консенсусе и может сообщить об этом некоторое время спустя. Это наиболее сложная психологическая технология, требующая очень высоких соматических, психологических и интеллектуальных кондиций участников. 5) Функция оппозиционирования - а) противопоставление своей политики другой политике, б) выступление против мнения большинства или господствующего мнения в законодательных, партийных и иных структурах. Различается оппозиция умеренная, радикальная, лояльная (готовая к соглашению и поддержке власти), конструктивная (формулирующая содержательные, деловые предложения), деструктивная (разрушительная). Оппозиция рассматривается с точки зрения отношений контрадикторности - отношений между противоречивыми суждениями. Вместе эти суждения не могут быть ни истинными, ни ложными, из двух контрадикторных суждений одно и только одно истинно, а другое непременно ложно. Очевидно, такое положение может сложится между носителями власти, настаивающими на своей конструкции целостного механизма политической власти. Поскольку рассматривается система власти, то в крайнем случае в оппозиции к друг другу могут оказаться все восемь носителей власти, но чаще всего в оппозиции оказывается один, два и т.д. носителя власти. Графически, на диаграммах Венна, оппозиция может быть представлена в виде двух и более непересекающихся кругов. Оппозиция широко применяет психологию изменения состояния партнеров - комплексное применение психологических средств с целью устранения или ослабления нежелательного отношения партнера к себе и своим предложениям. Чаще всего это достигается состоянием, сходным с явлением "транса" в его немедицинском варианте - за счет феномена индукции (психического заражения в местах скопления людей или в процессе политической дискуссии). Главная идея достижения измененного сознания у оппонентов заключается в том, что людьми управляют "образы достижения" - позитивные образы их собственного будущего. Эти образы весьма устойчивы, но при определенном воздействии могут быть изменены. Носитель власти создает психологическое состояние, в котором партнер испытывает желание создать новые образы достижения, выгодные носителю власти. Ему при этом важно минимизировать сопротивление партнера, не опираться на чуждые для них идеи. Носитель власти использует для введения в транс материал, искажающий восприятие времени (сюжеты с неприятными и приятными переживаниями), возрастной регрессии (возвращение в историю), чтение текста "про себя" (негативные глюки), рассказ о несуществующих ощущениях (позитивные глюки) и т.д. Итак, исполнение власти заключается в непрерывном сопряжении восьми носителей власти с пятью ее функциями. Каждый носитель власти одновременно взаимодействует со всеми остальными семью партнерами, используя для этого все пять форм отношений с ними: консенсуса с одними, блока с другими, оппозиции с третьими, гегемонизма с четвертыми, вотума с пятыми. Всего образуется 40(!) политических отношений, каждое из которых требует своего психологического решения. Например, партократия вступила в блок с райтократией и технократией, встала в оппозицию к автократии, нашла отношения консенсуса с наукократией, достигла вотума с бюрократией, демократией и плутократией. И аналогичные задачи со своих сторон решают остальные семь носителей власти, причем таким образом, чтобы их решение совпало с решением партнеров и противников. Задача оказывается настолько сложной, что политическое решение вырастает до решения задач высшей математики. Каждая из 40 политических задач предполагает труднейшее психологическое решение. Если носитель власти по каким либо причинам (непрофессионализм, дефицит времени, ресурсов, кадров) пропускает “нерешенной“ хотя бы одну клетку матрицы отношений, то отношения в ней все равно образуются непроизвольным образом, а политический процесс для носителя власти становится неожиданным и неуправляемым. Надо иметь ввиду, что исторически, например, бюрократия специальным образом строит свои отношения с плутократией - через налоги, автократией - табель о рангах, партократией - службу безопасности, демократией - судопроизводство, наукократией - бюджетное финансирование, технократией - государственный заказ, райтократией - цензуру. И в каждом отдельном случае бюрократия вынуждена применять специальный набор психологических стимулов, продуцирующих вполне определенные психолого-политические реакции ее партнеров.
Заключение: скрытый источник власти. Где он?Самое трудное в психологии власти – обнаружение и описание природного первоисточника ее силы. Человек не придумал власть, как и силу тяжести – он только их использует за счет изобретения социальных механизмов управления. Власть действует естественно и автоматически, как только в ней появляется потребность. Но вот носителями власти часто самым неожиданным образом оказываются люди и организации, которые не имеют для этого официальных атрибутов. Психологическая тайна власти заключается в том, что она сама приходит к тем, кто обладает целеобразованием, в котором нуждаются все люди и каждый человек, даже если он об этом не задумывается. Целеообразование – натуральный продукт, который творится на базе фундаментального научного знания и понимания происходящего в мире. Поэтому сформулировать цель жизни, деятельности, поступка могут очень редкие люди. Само целеобразование представляет собой сложнейшую гармоничную систему адекватных времени: а) целеполагания, б) целеустремленности, в) целенаправленности, г) целесообразности управляющих действий. Вне науки и психологической практики много людей, которые не знают, что в отсутствие целеобразования их жизнь теряет смысл, деградирует, дичает. Главным предназначением партии является организация людей, способных создавать продукт, имеющий высшую потребительную стоимость - целеобразование. Только тот, кто владеет целеобразованием обладает реальной властью над людьми, над смыслом и целью их жизни, над их политическим поведением. В дни проведения конференции политики и партии будут искать власть за пределами полностью исчерпанных административных и финансовых ресурсов – в ее естественных началах. Действительно, партии формируются в те исторические периоды, когда общество оказывается в экономическом, правовом, экологическом и духовном тупике. Известные в истории попытки полного организационного и физического искоренения какой-либо партии не приводили к ее уничтожению. Потому что ее психологическая первооснова – потребность в целеобразовании, способна к самовоспроизведению безо всякой связи с историческими предшественниками. Власть вечна, но в каждое время она имеет новое лицо. Какое оно в период глобальных изменений в мире, может быть покажет конференция. Список использованной литературы1. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии, как объективной науки. СПб., 1911. 2. Власть / Под ред. В.В.Мшвенирадзе. М., 1989. 3. Егорова Е.В. Игры в солдатики. Политическая психология президентов. М., 2003. 4. Елохина Т.П. Психология политического сотрудничества в России. СПб., 2004. 5. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. Л., 1991. 6. Мусихин Г.И. Власть перед вызовом современности. СПб., 2004. 6. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб, 2002. 7. Парыгин Б.Д. Общественные настроения. Л., 1966. 8. Ракитянский Н.М. Портретология власти. М., 2004. 9. Российское общество и власть: проблемы взаимодействия. Тезисы научно-практической конференции. Под ред. Виноградова В.Д. и др. СПб., 2004. 10. Судаков К.В. Цель поведения как объект системного анализа. // Психол. журнал.6 1980., т. 1., N2., с. 77-98. 11. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Спб., 1992. 12. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Берлин., 1922. 13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.1. М., 1986. 14. Шестопал Е.В. (ред.) Психология восприятия власти, М., 2002. 15. Шестопал Е.Б. Образы власти. М., 2004. 15. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб, 1992., 228 с. 16. Юрьев а.и. Классификация политических партий России по их политической аргументации. В журнале “Власть”, 1997, N 7. 17. Юрьев А.И. Глобализация как новая форма политической власти, изменяющая человека и миропорядок. В кн.: Россия: планетарные процессы. СПб, Изд-во СпбГУ., 2002. 18. Clark K. Pathos of power. New York. 1974. 19. Elms A. Personality in politics. New York. 1976. 20. Eysenk H.J. The psychology of politics. New York. 1954. 21. Lipset S.M. Political man. Baltimore, 1981. 22. Guardini R. Power and responsibility. Chicago, 1961. 23. Harsanyi J.E. Measurement of social power, opportunity costs, and the theory of two-person bargaining games //Behav. Sci. 1962. Vol. 7. P. 67-80. 24. Hermann M.G. Psychological Examination of Political Leaders. San Francisco, 1977. 25. Hermann M. Leader Personality and Forein Policy Behavior // Comparing Foreign Policies: Theories, Findings, and Methods / Ed. J.N.Rosenau. New York. 1974. 26. Hillebrand J.J. Power and morals. Chichago, 1949. 27. Lasswell H.D., Kaplan A. Power and society. New Haven, 1950. 28. Lasswell H.D. Psychopathology and Politics. Chichago, 1930. 29. Nagel J.H. The descriptive analysis of power. New Haven, 1975. 30. Oppenheim F.E. Dimensions of freedom: An analysis. New York, 1961. 31. Raven B. Political Applications of the Psychology of Interpersonal Influence and Social Power // Political Psychology. 1990. Vol. 11. N.3. 32. Rosinski H. Power and human destiny. New York, 1965. 33. Russel B. Power. London, 1985. 34. Sampson R.V. The psychology of power. New York. 1965. 35. Votav D. What do we belive about power? // Gal. Manag. Rev. 1966. N 8. P. 71-88. 36. Wallas G. Human Nature in Politics. New York, 1908.
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет психологии Кафедра политической психологии Наб. Макарова д. 6, к 210. 199034 Санкт-Петербург Teл./Факс: 812 - 53 59 379 Teл.: 812 – 32 89 416 E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript |