Практикум по политической психологии Печать E-mail

Практикум по политической психологии

(Кафедра политической психологии факультета психологии

Санкт-Петербургского государственного университета)


Задание 1

Исследование психолого-политических состояний человека
с помощью теста Люшера

1. Вводные замечания

Теория. Концепция психолого-политических состояний опирается на понятие "жизненного пространства", введенного в психологию K.Lewin (1934) как именование одной из взаимозависимых частей поля психологического окружения человека, другой частью которого является сам субъект. К.Lewin ввел понятия напряжения потребности (t) в жизненном пространстве; целевого объекта (Р); валентности (G); психологической силы (f,forse), субъекта (P); психологической силы (Fpg), зависящей от местонахождения субъекта и целевого объекта относительно друг друга; психологического расстояния; личной значимости целевой области или вероятности достижения различных конкурирующих целей (Po). Изменение напряжения и содержания потребности вызывает соответствующие ей психолого-политические состояния, которые являются оперативным объектом манипулирования в политике.

В политической психологии жизненное пространство человека дифференцируется на четыре части - четыре вида психолого-политических пространств: физическое, экономическое, информационное и правовое. Физическое психолого-политическое пространство - это часть жизненного пространства «политического человека как индивида», (Ананьев Б.Г., 1965). Измеряется, буквально, в физических единицах площади, необходимой для жизнеобеспечения человека. Обеспечивает его потребность в сохранении жизни: в безопасности, защите от боли, страха, гнева. Вызывает «индивидные» психические состояния. Экономическое - это часть жизненного пространства «человека как субъекта». Оценивается в единицах затрат труда человека и его потребления. Позволяет человеку осуществлять потребность в продолжении своего рода, удовлетворении органических потребностей типа жажды, голода. Вызывает «субъектные» психические состояния. Информационное - это часть жизненного пространства «человека, как индивидуальности». Описывается в терминах объема и качества образования, культуры, свободы слова и цензуры. Позволяет осуществлять потребность в ориентации, самостоятельном принятии жизненных решений: в идентификации, знании, осмыслении, понимании. Вызывает состояния, характерные для индивидуальности. Правовое - это часть жизненного пространства «человека, как личности». Характеризуется соотношением его гражданских прав и обязанностей независимого от имущественного, социального положения. Помогает реализации его потребности в сотрудничестве: самоуважении, самоидентификации, достижении. Вызывает «личностные» психические состояния.

Т.о. психолого-политические состояния человека являются отражением потребности человека в жизненном пространстве, на котором разыгрывается политический спектакль.

Второй основой системы психолого-политических состояний является концепция состояний Н.Д.Левитова, определившего их как «целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых объектов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» (1964). Нами в определение было введено дополнительно - "предвосхищаемые" состояния. Вся идея опирается на работы отечественных специалистов Асеева В.Г.(1975), Ганзена В.А. (1985), Горбова Ф.Д. (1971), Гримак Л.П.(1978), Ермолаевой М.В. (1980), Забродина Ю.М. (1983), Зинченко В.П.(1977), Ильина Е.П. (1968), Леоновой А.Б. (1984), Марищука В.Л.(1969), Мясищева В.Н. (1935), Наенко Н.И. (1976), Немчина Т.А.(1983), Носенко Э.Л.(1979), Ханина Ю.Л.(1977) и др.

Внешние проявления каждого психолого-политического состояния достаточно однообразны. Они все имеют сходные вегетативные признаки: связанную, напряженную психомоторику и мимику, изменение цвета кожных покровов лица, шеи, груди, изменение частоты и глубины дыхания, эффекты рассеяния внимания, амнезии , утрату логичности мышления и т.д. Кроме этого их объединяет то, что существуют они только во время воздействия вызвавшего его стимула: или органического, или информационного, или энергетического, или эстетического характера. Поэтому, при одинаковых неспецифических проявлениях психического состояния, оно всегда имеет в каждом случае свою специфическую психолого-политическую причину и механизм. Трудность в исследовании состояний заключается в том, что психическое состояние индивида, обусловленное голодом или сексуальным напряжением, мало отличается внешне от психического состояния субъекта, вызванное предельным физическим или психическим усилием в труде, или от состояния личности, возмущенной несправедливым решением социального вопроса; или состоянием индивидуальности, получившей ложную информацию, с которой он не согласен.

2. Цель занятия

Целью занятия является знакомство со всем спектром из 16 психолого-политических состояний человека и измерением их при помощи теста Люшера. Метод систематизации является развитием расширенной классификации состояний В.А.Ганзена и его терминологии (1975). Параметры физического пространства вызывают положительные или отрицательные мотивационные состояния, энергетические параметры пространства - праксические состояния, временные параметры пространства - эмоциональные состояния, информационные параметры пространства - гуманитарные состояния. На табл.1.1. схематически изображено соотношение различного рода пространств и сопутствующих им психических состояний в структуре состояний индивидных, субъектных, личностных и индивидуальности:

1) эмоциональные состояния - реакция на меру удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах ( вызываемые влиянием материальных факторов внешней среды и организменных факторах внутренней среды - жажды, голода, гипоксии, сексуального напряжения, страха, ужаса, паники и др.); Эмоциональные состояния, провоцирующие завоевательские войны, географические открытия, освоение новых земель и пр. включают в себя:

любопытство - скуку ( состояние, вызываемое привлекательностью материальных, человеческих или иных ресурсов);

готовность - растерянность ( состояние, вызываемое осознанием меры собственных сил и средств, необходимых для получения ресурсов);

дружелюбие - враждебность ( состояние, вызываемое формой своего включения в распределение материальных, информационных, управленческих, эстетических ресурсов);

сытость - голод (состояние, вызываемое мерой удовлетворения ресурсами различных органических потребностей человека).


2) праксические - как реакция на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей ( возникающие в процессе трудовой деятельности - утомление, напряжение, монотония, тревожность, стресс, функциональный комфорт, отсутствие мотивации, индифферентное состояние). Праксические состояния вызываются наличием целевого и материально-информационного обеспечения расходования рабочей силы в процессе трудовой деятельности (Юрьев А.И.,1983,1984):

энергичность - утомленность ( состояние, появляющееся при исполнении работы с ясно определенными целью и полной обеспеченностью средствами деятельности, но результат которой требует продолжительных усилий);

расслабленность - напряженность ( состояние, появляющееся при исполнении работы с известной целью и очевидным результатом, но с неопределенными средствами ее достижения);

спокойствие - тревожность ( состояние, появляющееся при исполнении работы с известным результатом, но с неясно определенной целью и средствами ее достижения);

хладнокровие - стресс ( состояние, возникающее в деятельности, где точно определена ее цель, но ничего не известно о средствах ее выполнения и результате, который может быть опасным для работника).


3) мотивационные - как реакция на характер межличностных отношений в обществе между участниками политического процесса ( связанные с осознанием своей причастности, необходимости, полезности всему обществу и конкретному человеку: атараксия и волнение, радость и горе, наслаждение и страдание, эйфория и гнев, экстаз и ярость и др.); Психические состояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия и вызываются мерой гармонии, обнаруживаемой в его процессе (Свешникова Н.О., Юрьев А.И.,1987. ). В группу мотивационных состояний входят:

симпатия - антипатия ( состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа уравновешенности: соотнесения статики и динамики проявления его природных и культурных характеристик с проявлением своих собственных характеристик );

синтонии - асинтонии (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения принципа соразмерности его чувств, представлений, мыслей, восприятия действительности со своими собственными чувствами, представлениями, мыслями, восприятием );

восхищения и возмущения ( состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения повторяемости в пластике его движений, мимики, речи, в манере держаться, со своей собственной пластикой и тональностью );

любовь и ненависть ( состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зрения взаимной соподчиненности, которая проявляется в соизмеримости кратности усилий в совместных действиях и их согласованности во временном масштабе ).


4) гуманитарные, как реакция на качества политической информации, сопровождающие процесс познания политической картины мира. (Ганзен В.А., Юрьев А.И., 1987); По нашей классификации, к психическим состояниям, обусловленным интенсивными поисками информации, установлением ее истинности, доказательством ее валидности и т.п., относятся антонимичные пары состояний:

терпимость - принципиальность ( состояние, вызываемое реакцией на прагматичность информации, необходимой и достаточной для получения реального результата);

расположенность - критичность ( состояние, вызываемое реакцией на доказательность информации, ее достоверность и ясность для получателя);

общительность - замкнутость ( состояние, вызываемое реакцией на конструктивность информации, организованной по согласованным правилам и предназначенной для практической реализации);

комформность - фанатичность ( состояние, вызываемое реакцией на рациональность информации, представляющую из себя полную систему для достижения конкретной общественной цели.

Человек одновременно переживает сложную всю гамму из 16 психолого-политических состояний. Но в каждый момент времени доминирует одно состояние, вызываемое наиболее сильнодействующим фактором жизненного пространства. Вообще же, на человеке заметна целая гамма состояний, одни из которых «всплывают» и становятся очевидными, другие «тонут» и становятся незаметными, как бы, несуществующими. Но это не так, и методика Люшера не только обнаруживает все психолого-политические состояния человека, но и измеряет их все вместе, и каждое в отдельности.

Задачи.

Для оценки психических состояний субъектов и объектов политики, среди других, использовалась методика Luscher M.(1969). В результате длительной аналитической и экспериментальной работы с методикой удалось интерпретировать полученные с ее помощью данные для оценки психических состояний человека (Филимоненко Ю.И., Юрьев А.И.,Нестеров В.М.,1982, Юрьев А.И.,1983,1984, 1988,1992).

 

3. Оснащение

Карточки восьмицветового варианта теста Люшера, вклеенные в монографии типа «The LUSHER Colour Test» , translated and by IAN SCOTT, based on original German text by Dr. MAX LUSHER., Washington Square Press, 1971.

4. Порядок работы

Основу численной оценки психического состояния по цветовую тесту составляет измерение отклонения «места каждого цвета в ряду выбора испытуемого» от «места каждого цвета в ряду при аутогенной норме» (АНВ), установленного Wallnoffer H. (1976). В состоянии аутогенной нормы выбор цвета у испытуемых выстраиваются в порядке 34251607 (красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный). В случае отклонения от АНВ цветовая чувствительность испытуемого изменяется (пороги восприятия различных цветов) а место цвета в выборе испытуемого смещается к его началу или концу на одно, два места и т.д. (Единичное отклонение красного цвета от своего места в АНВ обозначается ЕО3=1-8. В зависимости от интенсивности фактора, вызывающего изменение состояния, смещается соответствующий ему цвет, причем он смещается на такое количество мест, которое соответствует интенсивности психического состояния испытуемого. Сумма отклонений всех цветов в ряду испытуемого показывает общее, неспецифическое психическое состояние испытуемого («суммарное отклонение» - СО), которое может изменяться от 0 до 32 баллов.

Каждому из 16 психолого-политических состояний табл.1.2. была поставлена в соответствие одна пара дополнительных к друг другу цветов восьмицветки Luscher. Пара антонимичных состояний энергичность - утомление оценивалось по соотношению цветов теста Luscher 3-2 в выборе испытуемого; расслабленность - напряженность по 5-6; хладнокровие - стресс по 0-7; спокойствие - тревожность по 4-1; терпимость - принципиальность по 2-5; расположенность - критичность по 4-0; общительность - замкнутость по 3-6; комформность - фанатичность по 6-7; восхищенность - возмущенность по 3-0; синтония - асинтония по 1-0; симпатия - антипатия по 1-0; любовь - ненависть по 5-7; готовность - растерянность по 3-6; любопытство - скука по 4-7; сытость - голод по 2-6; дружелюбие - враждебность по 4-2.

Метод измерения психолого-политического состояния человека можно пояснить на примере пары «энергичность-утомление». В этой паре цвет «3» занимает 1-е место, а цвет «2» занимает 2-е место в выборе испытуемого при аутогенной норме Вальнефера. Смещение цвета «3» с первого места к концу выбора, а цвета «2» к началу, является признаком снижения энергичности. Утомление обнаруживается с момента перемены мест 3-2 на 2-3 (зеленый оказывается более предпочтительным, чем красный), и утомление становится все более серъзным по мере удаления 2 к началу выбора, а 3 - к концу выбора. Аналогичным образом обнаруживается и измеряется каждое из 16 пар психолого-политических состояний.

5. Обработка результатов

5.1. Измерение отклонения цветового выбора испытуемого от АТ-нормы Вальнефера.

Наиболее наглядное представления о том, какого рода сдвиги в цветовом выборе испытуемого подлежат оценке дает таблица....В АТ-норме (состояние полного покоя, скорее, безмятежности) цвета выбираются испытуемым в очередности 34215607, но в случае отклонения от этого состояния (тревожность и пр.) порядок цветов в выборе меняется. Так цвет 3 может занимать не 1-е, а 2-е, 3-е и вплоть до последнего, 8-го места. Смещение цвета на одно место оценивается в один балл, на два места - в два балла и т.д. Точно так же и любой другой цвет «дрейфует» в выборе от 1 до 8-го места, «набирая» при этом баллы при смещении от своего места в АТ-норме (не имеет значения влево или право дрейфует цвет от своего места в АТ-норме). Первый способ вычисления, например, для выбора испытуемого 41320756 выполняется так: в таблице находится мера единичного отклонения (ЕО) для 4=1 баллу, затем для 1=3, и далее, для 3=2, 2=1, 0=2, 7=2, 5=3, 6=2. Сумма всех восьми единичных отклонений дает суммарное отклонение СО = 16.


Таблица подсчета суммарного отклонения (СО) цветового выбора испытуемого от порядка цветов в АТ-Норме Вальнефера


Таблица подсчета суммарного отклонения (СО) цветового выбора испытуемого от порядка цветов в АТ-Норме Вальнефера

Другой способ позволяет использовать не таблицу, а шкалу, которую можно прикладывать к записи цветового выбора испытуемого таким образом, чтобы середина шкалы, обозначенная «Х», оказывалась под данным цветом в АТ-норме, и тогда число на шкале показывает отклонение этого цвета в выборе испытуемого.


Другой способ позволяет использовать не таблицу, а шкалу

Например: «Х» на подвижной шкале фиксируется под местом цвета 5 (фиолетовый) в АТ-норме, и тогда мера отклонения этого цвета от АТ-нормы в выборе испытуемого считывается под местом цвета 5 в его выборе - 2 балла. Подобным образом, подвигая значение «Х» шкалы под место оцениваемого цвета, определяется мера единичного отклонения каждого цвета (ЕТ5=2). Суммарное отклонение является суммой отклонений всех восьми цветов теста (СО=16).

Смещение каждого цвета в выборе испытуемого, выраженное в ЕО, обнаруживает очень серьезные особенности его психологического состояния, в то время, как СО точно характеризует общий психологический статус человека. СО может изменяться у каждого человека от 0 до 32 баллов, и значение СО характеризует психическое состояние человека, как температура тела человека от 32С до 45С характеризует соматическое состояние человека - как человека находящегося в опасности или совершенно здорового. Температуре здорового человека (36,5С) в Люшере соответствует значение СО=16. Отклонение СО как в сторону понижения СО от 16 до 0, так и повышения СО от 16 до 32 является основанием для внимательного качественного изучения психического состояния человека по ЕО каждого цвета.

 

5.2. Измерение психолого-политических состояний человека

Таким тщательным качественным анализом психолого-политических состояний человека является измерение соотношения пар цветов по таблице....



измерение соотношения пар цветов по таблице

Таблица.
Пары цветов в цветовом тесте Люшера,
позволяющие количественно оценить психолого-политические состояния
человека и общества.


Пары цветов в цветовом тесте Люшера, позволяющие количественно оценить психолого-политические состояния человека и общества

6. Анализ

6.1. Перед событиями августа 1991 года было обследовано пять групп испытуемых: 1) политические руководители центральной России (250 чел.), 2) политизированная интеллигенция Ленинграда (550 чел.), 3) молодежные политические лидеры Ленинграда (220 чел.), 4) государственные служащие Ленинградской области (800 чел.), государственные служащие Ленинграда (400 чел.). Измерялось суммарное отклонение каждой пары цветов от их места в выборе 34251607. (См.табл.1.3.).

Праксические состояния во всей выборке испытуемых имели незначительное отклонение от оптимальных значений (М=-1,1), эмоциональные - еще меньшее отрицательное отклонение (М=-0,5). Иначе говоря, психические состояния, связанные с удовлетворением потребностей организма и мерой расходования рабочей силы были относительно уравновешенными. Гуманитарные состояния отклонились от состояния покоя более заметно (М=2,4). Это объясняется лавинообразным потоком информации пессимистического характера. Мотивационные состояния наиболее существенно изменились к негативным параметрам за счет разрушающегося гражданского согласия (М=-2,5). Эти отклонения весьма незначительны для шкалы теоретически возможных отклонений состояний (15-20) и недостаточны для побуждения людей к активному противодействию власти или ее поддержке. При таких значениях состояний общество вполне благополучно функционирует и не склонно остро участвовать в массовых политических выступлениях. Тем более, что индивидные психические состояния были достаточно благополучным (+0,52), а личностные состояния (-2,15) и состояния индивидуальности (-1,45) были искусственно и неэффективно напряжены средствами массовой информации. Состояния субъекта труда вызывали наибольшее беспокойство (-3,3), но не по причинам непосильного труда, а по причинам сопутствующим труду: аффективное отношение к внутрипроизводственным затруднениям, крушение стереотипов трудового поведения, волевое напряжение из-за неопределенности перспектив работы. В целом, проблемы жизненного пространства для "политического человека" к августу 1991 г. не существовало (Схема.1.1.).


8.2. Результаты исследования: психолого-политическая рациональность граждан США и иррациональность граждан РФ.

Цветовой выбор испытуемых граждан России и США характеризуется , во первых, большой устойчивостью (данные, полученные в 1992 году практически не отличаются от данных, полученных в 1996 году), во-вторых, в данных не обнаружено значимых различий между психическими состояниями граждан двух разных стран, которые находились под влиянием избирательных кампаний (Клинтона в США и Ельцина в России).

После обработки по методикам.....данные выглядят следующим образом:


Результаты исследования: психолого-политическая рациональность граждан США и иррациональность граждан РФ

Суммарное отклонение от аутогенной нормы Вальнефера (min=0, max=32) в обоих выборках испытуемых является оптимальным и незначительно различается (РФ=17,85, США=18,2) в пользу российской выборки. Во всяком случае, общий уровень актвизации испытуемых является обычным, достаточно адекватным. Очевидно, различного рода политические и иные события не возымели на психическое состояние студенчества особого воздействия.

Это не означает, что в обоих группах испытуемых нет психологических проблем: и те и другие имеют совершенно одинаковые и весьма высокие значения по показателю психического утомления (Кут=11 при max=14). Зафиксированное состояние подтверждается внешними наблюдениями: оно обнаруживается в заметной нетерпеливости, в некоторой раздражительности, в стремлении сократить время взаимодействия по ответственным вопросам. Из этого следуют важные для нашего исследования выводы о высокой степени самолюбия, даже тщеславия у представителей обоих выборок - их подход к окружающим людям, тому что и как они говорят, отличается самостоятельностью и взыскательностью.

Утомлению сопутствуют очень высокие показатели психической. напряженности в обоих группах (Кпн=13 при max=14). Мы не обсуждаем возможные причины напряженности, но обращаем внимание на то, что люди в подобном состоянии настроены обычно весьма критически и даже агрессивно к любым проявлениям окружающих людей.

Эмоциональный. стресс полностью отсутствует и у американцев, и у российских испытуемых (Кэс=9 и 9). Хотя присутствует некоторая тревожность (Ктр=7ам и 8рос при опт.5).

Небольшие различия проявляются в том, что американские студенты психологически чуть более недоверчивы, несколько циничны в политических вопросах, их российские коллеги менее циничны, но более скрытны, менее общительны по сравнению с совершенно открытыми для политических обсуждений, американцами.

Эти замечания важны потому, что психические состояния как реакция на сообщения о политических инновациях не имеют таких высоких значений. И значит проблема у студентов и РФ и США лежит не в области политических событий.


Таблица 3.2.
Результаты экспериментального исследования той группы психических состояний у студентов РФ и США, которые определяют типы их отношения к политическим инновациям.


Результаты экспериментального исследования той группы психических состояний у студентов РФ и США, которые определяют типы их отношения к политическим инновациям

Сравнительный психологический анализ отношения населения России и США к политическим инновациям должен был дать ответ на вопрос, насколько российские люди устойчивы, толерантны к политическим инновациям по сравнению с гражданами США? Известно, что и Россия и США в ХХ веке выдержали целые бури изменений в обществе, заплатили за них огромную человеческую цену. Но если США на этот момент стали наиболее мощной, эффективной страной в мире, то Россия, откатилась в ряд наименее развитых стран.

Естественен вопрос об особенном психологическом отношении граждан России к политическим инновациям: или не воспринимают их, или не различают прогрессивных и регрессивных инноваций, или слишком бездумно поддерживают глупые инновации, или чрезмерно безвольно считают политику делом «барским»?

Результаты проведенного исследования не дают оснований считать, что психологически американцы и русские принципиально различаются. На протяжении четырех лет (1992,1996) такая тонкая психологическая характеристика как психические состояния остается неизмененной и сходной.

Бросаются в глаза, конечно такие различия, как отношения к идеальным .ценностям. Наиболее недоверчивы к ним мужчины США, второе место по нигилизму делят женщины США и мужчины РФ, а женщины России абсолютно лишены какого либо .цинизма. Очевидна абсолютное превосходство и студентов и студенток США в психологической готовности к общению, в то время как мужчины РФ отличаются некоторой скрытностью, а женщины России находятся в серьезной социальной изоляции. Обращает на себя внимание чрезмерная раздражительность студентов, особенно у мужчин США, у которых она может порождать агрессивность. У студенток и РФ и США раздражительность проявляется в некоторой нервозности, а самыми спокойными оказались студенты России. Но все то различия в общем психологическом статусе, которые не имеют прямого отношения к политическим реакциям.

В политическом плане студенты и РФ И США психологически не готовы к членству в радикальных политических партиях. И те и другие не имеют психологической интереса к политическим текстам и речам. Желания общаться на политические темы не испытывают ни те, ни другие, причем у американских студентов это проявляется еще в меньшей степени, чем у российских. Пока ни члены политических партий, ни партийные теоретики, ни избиратели - и российские и американские студенты никакие.

Некоторые различия в отношении к политическим инновациям наблюдаются. Например, российское студенчество психологически настроено заметно более критически к политическим инновациям, а политические деятели вызывают у них меньше симпатий, чем у американских студентов. Иначе говоря, российские студенты более тяготеют к роли комментаторов и экспертов.

Заметно, что если российские студенты формализуют политические отношения, то американские обладают развитой синтонностью к политикам, т.е. чувствуют их человеческое состояние, как ни странно, особенно, мужчины. Психологическая готовность американских студентов примерить на себя лавры политиков очевидны. У российских мужчин такая тенденция наблюдается - у женщин полное равнодушие к роли политика.

Если в психологическом отношении американских и российских студентов к политическим инновациям и есть нечто неожиданное, то это, с одной стороны, равнодушное или даже несколько возмущенное отношение (российских студентов) к авторам политических инноваций, а, с другой стороны, желание им добра, как самим себе (счастья) как со стороны американских студентов. Особенно добры российские женщины !

Российские студенты понимают политику как науку, и с этой точки зрения предъявляют требования к политическим инновациям. Они ищут в ней исторические, логические основы, моральное обоснование - и не находят, оставаясь в роли вечных критиков и комментаторов.

Американские студенты психологически воспринимают политику как технологию, и с этой точки зрения оценивают политические инновации. Они не ожидают от политики ничего, кроме впечатления «хорошо сделанной вещи», и готовы профессионально этим заниматься.

7. Контрольные вопросы

8. Приложение. Результаты исследования психолого-политических состояний.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. В 2-х т.

4. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Петроград., 1923.

5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

6. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.

7. Кабанес, Насс. Революционный невроз. СПб., 1906.

8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.,1984.

9. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984..

10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

11. Мельников В.М., Ямпольская Н.А. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

12. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный опросник исследования личности. М., 1990.

13. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. Спб., 1992.

14. Юрьев А.И., Филимоненко Ю.И., Нестеров В.М. Экспересс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека. // Личность и деятельность/ Под ред.А.А.Крылова. Л., 1982. С.52-57.

15. Юрьев А.И. Классификация и диагностика отрицательных праксических состояний // Вестн. ЛГУ. 1983. N. 23. Вып.4. С. 83-88.

16. Юрьев А.И. Применение теста Люшера для диагностики отрицательных праксических состояний // Материалы Всесоюзной конференции по управлению психическим состоянием человека. М., 1984. С. 99-106.

17. Юрьев А.И., Ганзен В.А. Системное описание психических состояний, возникающих в процессе восприятия информации // Вестн. ЛГУ. 1987. Сер.6. Вып.1. С. 50-59.