Этический Кодекс политического психолога |
Тезисы докладана Третьем Всероссийском конгрессе политологов«Выборы в России и российский выбор»Москва, 28-29 апреля 2003 г.Этический Кодекс политического психолога.ВведениеА). Политика – особая область деятельности, в которой работают специальным образом подготовленные психологи. Политика - наука, исследующая, проектирующая, формирующая и эксплуатирующая психологические конструкции власти. Поэтому политическая деятельность - экстремальный вид профессиональной трудовой деятельности, цена ошибки в которой - страдания и гибель политиков, целых народов, и самих психологов. Б). Право на деятельность в области политики дают уникальные способности к политическому целеобразованию, которое и является основанием для реальной политической власти. Политика несет ответственность за смысл жизни масс людей, ценности общества, цели его развития, что и дает ей право на власть. Политическая психология работает с массовидными явлениями типа толпы, публики, собраний, митингов аудиторий, парламентов и т.д. Политические психологи создают психолого-политические основы политических партий. В.) Инструментом психологии политики является информация, как универсальное средство воздействия на поведение людей через систему психических состояний человека. В исследовательской деятельности политические психологии использует психологическое тестирование и интервьюирование политических лидеров, что делает их работу чрезвычайно конфиденциальной. Они широко применяют телефонные опросы и уличное анкетирование, анализируют продукты деятельности политических лидеров в форме их выступлений по телевидению, в прессе что накладывает на них особую ответственность за предание результатов их исследований широкой гласности Г) Политическая психология не имеет никакого отношения к так называемым “избирательным технологиям”, “имиджмейкерству” и прочим спекуляциям, маскирующим неспособность псевдополитиков или псевдопартий сформулировать научно обоснованное целеообразование для жизнеобеспечения страны. По существу, «избирательные технологии» не имеют ничего общего с политикой и являются продолжением криминального бизнеса. Этим объясняется появление «около политики» методов, не имеющие ничего общего с наукой: шантаж, провокации, угрозы. подкуп, обман, покушения и пр. Именно эти, антинаучные провокации приводят не к правильным решениям, а к выгодным решениям, не к обоснованным назначениям, а к вынужденным назначениям, не к воссозданию великой страны, а к ее сползанию в трясину “политического сутенерства”, где действуют не законы науки, а нравы криминальной зоны. Д) Политическая психология, изучает: 1. Субъекта политика (лидеров политических движений, государственных политических деятелей и других лиц, изучающих, проектирующих, создающих и применяющих политическую власть.), 2. Объекта политики (людей и массы людей, реагирующих на применение власти в качестве избирателей, граждан, участников забастовок, демонстраций, мятежей и т.п.) . 3. Политическую деятельность (идеологические дискуссии о формах и проявлениях власти, процесс законодательного изменения структуры и функций власти, управление экономикой за счет властного ее регулирования, применение силы в управлении политическим поведением масс людей или ее лидеров). Во избежание дискредитации политической психологии как науки, а политических психологов как ученых, необходимо разумное самоограничение в исследованиях, публикациях, рекомендациях. Самоограничение требует от политического психолога: а) изучать научные закономерности сопряжения людей и власти в качестве ученого, а не действовать в качестве члена той или партии, участвующего в политической «борьбе за власть». б) Самоограничение требует, чтобы политические психологи придерживались принципа «не навреди», делая только то, что заведомо поможет .людям, обратившимся к ним за советом, помощью, поддержкой. в) Самоограничение позволяет не ставить под сомнение право политических психологов исследовать политические феномены, свидетелями и участниками которыми они стали. Законы политической психологии людей вечны – применение этих законов в «борьбе за власть» лиц и групп суетно и преходяще. Предназначение Этического кодекса политического психолога – техника безопасности как для лиц, являющимися объектом его исследования, так и для самого политического психолога, работающего ради научной истины, а не против конкретного человека. Этический кодекс служит документом, разъясняющим цели, задачи, методы, результаты работы политического психолога. Ознакомление представителей государственных организаций, частных фирм, политических партий и политических лидеров с "Этическими принципами и правилами политической психологии" облегчит совместную работу, формулировку проблем, задач и результатов деятельности политического психолога. Цели, методы и результаты деятельности политического психолога.1.1. Целью деятельности политического психолога является объективное и беспристрастное изучение закономерностей связи психологических феноменов и политических явлений. Под политическими явлениями понимаются все действия политиков по изучению власти, ее проектированию, формированию и применению к объектам политики. (Вне науки эти действия политиков приобретают признаки борьбы за власть, ее удержанию и использованию). Под психологическими феноменами понимаются реакции на применение власти в изменениях психического состояния и поведения людей (Вне науки эти действия квалифицируются как результаты выборов, гражданского согласия или неповиновения вплоть до патриотических акций или терроризма. Смыслом деятельности политического психолога является согласование политики с закономерностями поведения «человека разумного», и предотвращение политических ошибок власти, которые могли бы нанести ущерб людям и человеческому в жизни общества. 2. Задачи политического психолога:2.1. Понимание закономерностей изменения психических состояний человека в процессе его взаимодействия с властью как у ее субъекта, так и у объекта власти. 2.2. Анализ соотношения политических явлений и психических процессов человека и общества. 2.3. Изучение взаимного влияния психических свойств и особенностей человека и политических явлений. 3. Методы деятельности политического психолога:3.1.Психолого-социологическое индивидуальное и массовое интервьюирование людей, осуществлявших политическую деятельность или являющихся ее субъектами и объектами. 3.2. Исследование влияния психологических| особенностей людей а) проектирующих властные действия, б) их осуществляющих и в) повинующихся структурам власти - на эффективность и адекватность политики. 3.2.Исследование влияния психологических особенностей людей а) проектирующихся структурам действия, б) их осуществляющих и в) повинующихся структурам власти – на эффективность и адекватность политики. 3.3.Психологическое изучение продуктов политической деятельности человека, регистрируемых в форме его выступлений в СМИ, экономических, военных, административных действий. 3.4.Включенное наблюдение, осуществляемое в процессе сотрудничества с людьми участвующими в политической деятельности. 3.5.Психологическое моделирование типичных ситуаций политической деятельности в процессе подготовки у частников, политических событий к их планированию и осуществлению. 3.6.Психологическое экспериментирование в области исследования, проектирования, осуществления перспективной политики и ее психолого-политических последствий. 4. Результаты деятельности политического психолога4.1. Разработка психологического основ для понимания, проектирования политики ее целей, средств и результатов. 4.2. Разработка психологических методик подготовки профессиональных политиков – конструкторов и управляющих научных систем власти, 4.3. Разработка психологических рекомендаций для политиков и политических партий в целях гуманизации методов достижения политических целей. 4.4. Разработка научных психологических основ политики, ее формирования, распространения и исполнения. 5. Этические принципы политической психологии и правила их достижения.(В соответствии с Уставом международной Ассоциации Политической Психологии (ISPP), принятом 31.8.1985., члены ISPP могут заниматься политической деятельностью (принимать участие в предвыборных собраниях лидеров политических партий), но они обязаны при этом дать понять, что любые позиции или предпринимаемые ими действия не являются позицией или действиями, принимаемыми ISPP). (International society of political psychology. Constitytion and By-Laws. P.2.) Главный принцип политического психолога состоит в том, что он сознательно и добровольно контролирует все моменты своей научно-практической деятельности. Он делает это во избежания создания опасности для политики, объекта и субъекта политики и самого себя (см. рис. 12.1.). Рис. 1. Этический Кодекс политического психолога, как система принципов и правил, регламентирующих отношения политического психолога, субъекта и объекта политики и материалов психико-политического содержания. (Механизм действия Этического Кодекса Политического Психолога: каждый Этический принцип (5.1, 5.2., 5.3., 5.4.) поочередно «отсекает» от его влияния каждого другого «участника» психолого-политического процесса, а его отношения с ними контролируются этическими правилами в точках связи (5.1.1., 5.1.2., 5.1.3. и т.д.) Это означает, что самоконтролю последовательно подвергаются его собственное поведение (5.2.), его отношение с объектом политики (государства, избирателя, жители, граждане (5.1.), субъектом политики (политические лидеры, члены политических и государственных организаций (5.4.), с атрибутами (идеи, программы, планы, документы (5.3.). 5.1. Принцип не нанесения ущерба объекту политикиИсследование политического психолога должны быть направлены только на создание и осуществление адекватной политики, не имеющей целью морального, экономического, физического подавления оппонентов субъектов политики. 5.1.1. Правило взаимоуважения политического психолога и объекта политики. Высказывания политического психолога не должны содержать оскорбительных намерений, рекомендаций, оценок, комментариев. 5.1.2. Правило безопасности действий политического психолога для объекта политики. Исследования политического психолога и его рекомендации не должны составлять основу опасности не для кого из участников политического процесса. 5.1.3. Правило предупреждения не адекватных действий субъекта политики относительно объекта политики. Субъект политики не должен требовать, а политический психолог не должен позволять использовать результаты своей работы для нанесения ущерба объекту политики. 5.2. Принцип компетентности политического психолога.Политическим психологом является специалист, имеющий соответствующее его деятельности образование и квалификацию, а также опыт работы, подтвержденный государственными документами. 5.2.1. Правило обоснованности результатов деятельности политического психолога. Политический психолог должен обладать знаниями, умениями и навыками формулирования научных итогов своей деятельности. 5.2.2. Правило сотрудничества политического психолога и субъекта политики (депутата, лидера партии, государстывенного и общественного деятеля и т.д.. Политический психолог и субъект политики должны информировать друг друга по всем момента своего сотрудничества без скрытия действительных мотивов своей деятельности. 5.2.3. Правило профессионального поведения политического психолога относительно объекта политики(избирателя, демонстранта, бастующего и т.д.). Политический психолог должен обладать способностями и навыками общения взаимодействия с объектом политики. 5.3. Принцип беспристрастности политического психологаПрактикующий политический психолог не должен быть руководителем, соруководителем, активистом какой-либо политической организации, борющейся за власть. 5.3.1. Правило научности результатов деятельности политического психолога. Политический психолог в своих исследованиях или практических действиях может опираться только на научные знания, умения или навыки, за получение которых он получил соответствующий диплом. 5.3.2. Правило адекватности методов деятельности политическом психолога относительно объекта политики. Политический психолог не должен использовать незаконные или аморальные методы получения информации или воздействия на субъектов и объектов политики. 5.3.3. Правило взвешенности сведений, предаваемых политическим психологом гласности. Высказывания, рекомендации, действия политического психолога не должны содержать причин или оснований, создающих любую форму опасности для людей, вовлеченных в политику. 5.4. Принцип конфиденциальности деятельности политического психологаПолитический психолог ни в какой форме не должен разглашать полученных им конфиденциальных сведений о субъектах и объектах политики, если эти сведения могут быть приравнены к врачебной или государственной тайне. 5.4.1. Правило кодирования сведений психолого-политического характера. Все исследовательские материалы политического психолога должны содержать указания на исследуемого носителя психологических качеств в закодированной форме: любая произвольная комбинация чисел или букв число вместо имени и фамилии. 5.4.2. Правило контролируемого хранения сведений психолого-политического характера. Политический психолог хранит сведения психолого-политического характера о субъекте или объекте политики в месте и условиях, исключающих их не контролируемое использование. 5.4.3. Правила корректного использования сведений психолого-политического характера. Все сведения психологического характера, полученные политическим психологом, используются только лишь в тех целях, ради которых проводилось исследование. При соблюдении настоящих принципов и правил деятельности политического психолога гарантируется профессиональное и личная безопасность субъектов и объектов политики, самого политического психолога, адекватной политики не наносится ущерба. Александр Юрьев Санкт-Петербургский государственный университет Факультет психологии Кафедра политической психологии Наб. Макарова д. 6., к.210. 199034 Санкт-Петербург Teл.: 8-812–328-9416 Тел/факс: 8-812-535-9379 E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript |