Восемь эффектов влияния информационных потоков на сознание человека и общества. Печать E-mail

Восемь эффектов влияния информационных потоков на сознание человека и общества.

Тезисы доклада на Международной конференции:

«Информационное общество

и интеллектуальные информационные технологии ХХ1 века»

на тему : «Трансформация сознания в эпоху интернета»

Москва, Президент-отель, 28-30 марта 2001 года.

 

1. Сознание – как главный ресурс общества.

Я ждал, что кто нибудь упомянет «сознание» на каком либо форуме, потому что Россия, да и не только она “потеряла сознание” и в обсуждениях, и в повседневной практике. Россия потеряла навык борьбы за сознание, как за главный ресурс государства. То, ради чего Петр 1 создавал систему европейской научной картины мира в России – ясное, глубокое, чистое, полное сознание своих соотечественников. Есть сознание – есть все остальное. Сегодня страна живет так, словно что то возможно вне и независимо от сознания ее граждан. И при этом, из выступления в выступление со всех трибун повторяются сетования на а) распространение наркомании среди детей, б) на разрушительное влияние тоталитарных сект, в) на растлевающее действие телевизионной уголовной хроники, г) на одурманивающую роль предвыборной пропаганды, д) на нежелание молодежи учиться и т.д. и т.п. Это все о сознании!

Не случайно проблеме сознания посвятили свою жизнь все выдающиеся исследователи Человека и его Деятельности. Только для недалеких людей является секретом, что чистое, ясное сознание является главным ресурсом любого народа или государства. Более важным, чем ископаемые или финансовые ресурсы. Поэтому медицина защищает сознание, педагоги формируют, инженерные психологи организуют, юристы контролируют и т.д. Сознание - Бог науки и Силы страны.

По не ясным причинам сознание в России потеряно как объект исследования и формирования. Подтверждают это, например, такие факты. Самым крупным обобщением достижений отечественной психологической науки за последние 30-40 лет является труд Б.Ф.Ломова “Методологические и теоретические проблемы психологии”, изданный в 1984 году. Так вот, Б.Ф. Ломов, который как никто знал состояние нашей науки включил в книгу такие главы 1 - Состояние психологической науки, 2 - Системный подход, 3 - Категория отражения в психологии, 4 - Проблема деятельности, 5 - Проблема общения, 6 - Проблема личности, 7 - Социальное и биологическое в психике человека. Все!

Сознанию Б.Ф.Ломов посвятил в 3-м параграфе 3-й главы 17 страниц, и определил его как идеальное отражение. Т.е. как категория скорее теоретическую, нежели практическую. Для полноты впечатления скажу, что во всей книге Б.Ф. Ломова понятие “сознание” упоминается 20(?) раз, а например, понятие “общение” встречается 66 раз(!). Такое же соотношение имеют эти категории и в нашей житейской практике - технологии общения и процедурам общения на всех уровнях государственной жизни посвящается в три раза больше усилий, нежели осознанию целей этого общения!

Выдающийся ученый, Б.Ф.Ломов добросовестно констатировал положение, которое сложилось в СССР до него, если судить по Материалам 4 съезда общества психологов СССР в Тбилиси в 1971 году. Он прошел за 13 лет до публикации Ломова, и за 30 лет до сегодняшнего дня. 1005 страниц Материалов начинаются с симпозиума: “Сознание, деятельность и психическое регулирование”. Однако, это всего 26 страниц, в то время как психологии аномального ребенка посвящается 55 страниц. А из 30 докладов симпозиума по сознанию только один имеет в тексте слово сознание (Сазонов В.В. Опыт конкретного исследования превращенных форм сознания”). Так исчезало из научной и житейской практики явление “сознание”.

Главным продуктом жизнедеятельности в СССР стали считать тонны, кубометры, километры, биты, байты произведенной и перевезенной продукции. Но все это делается только для того, чтобы в процессе научного, материального, культурного производства сформировать конкурентоспособные человеческие ресурсы. И главный их признак - ясное, чистое, широкое и глубокое сознание - поле, на котором происходит в действительности международное и соперничество и сотрудничество. Но многие забыли, что такое сознание.


Таблица 1.

Наиболее известные и употребительные определения сознания человека.


Наиболее известные и употребительные определения сознания человека

2. Превращение сообщения в информацию.

Сознание общества в России забито не только алкоголизмом, наркотиками, бытом, мистикой, но деформируется «информационными технологиями». Вид, в котором представлена психологическая реакция политического человека на стимулы власти, именуемая политикой, всегда был, есть и будет информацией. Без информации, вне информации политика не существует. К сожалению, в отечественной около научной и отчасти в научной литературе используется слабое, и даже неверное понимание информации. Ошибочно информационный фантом - сообщение принимается за информацию, и над его созданием бесполезно трудится множество людей. Мир наводнен сообщениями, но лишь немногие из них превращаются в информацию. Для того чтобы сообщение психологически стало информацией, оно должно претерпеть две метаморфозы.

Первая метаморфоза определяется тем, что только тогда, когда сообщение переводит получателя сообщения в то же состояние, в котором находится сам автор сообщения, оно превращается в информацию. Чтобы пояснить этот феномен, можно воспользоваться простейшей аналогией взаимодействия двух телетайпов: передающего и принимающего. Цикл превращения сообщения в информацию может быть описан так: 1) лицо, передающее сообщение действительно им обладает, 2) у передающегося сообщение есть доступный получатель сообщения, 3) у передающего сообщение есть канал его передачи получателю, 4) потенциальный получатель сообщения готов принимать сообщение на эту тему, 5) сообщение переводит его получателя в то же состояние в котором находится.

К сожалению, исследования показывают, что большинство авторов уверены, что их сообщения и есть информация, и они очень удивляются тому обстоятельству, что попытки информационного взаимодействия с гражданами не имеют эффекта. Разуверившись в силе “информации” (на самом деле - сообщений), эти политики приходят к грубым материальным и физическим методам убеждения, перерождая политику в криминальную антиполитику.

Примером того, насколько сложна процедура превращения сообщения в информацию, служат исследования информации в сложных технических системах Б.Ф.Ломова, В.П.Зинченко, А.А.Крылова, Г.В.Суходольского, , Т.П.Зинченко, М. де Монмолена, Д.Мейстера и др. Другим примером служит психология работы с текстом в психолингвистике, психосемантике и нейро-лингвинистическом программировании в трудах Брудного А.А., Гальперина И.Р., Доблаева Л.П., Дридзе Т.М., Зимней И.А., Лурия А.Р. , Петренко В.Ф., Шерковина Ю.А., Бендлера Р., Шопенгауэра А. и др. Сходным образом характеризуется информация в работах зарубежных специалистов: Fisher W.R., Fortini-Campbell L., Trapp R., Williams D.C., Marilan J.Young и др.

О профессиональной сложности применения информации в системах управления психолого-политическим состоянием геостратегического объекта может служить работа Дж.Роденау ("Национальное руководство и внешняя политика", 1985). По его мнению, формируют такую систему: а)чиновники внешне политических служб, оценивающие обстановку за рубежом, б) чиновники, начинающие разработку альтернатив для соответствующих действий, в) высшие правительственные деятели, советующие выбрать тот или иной курс действий, г) неправительственные ведущие группы, накладывающие вето или поддерживающие те или иные альтернативы, д) широкая публика, ограничивающая число приемлемых альтернатив, е) высшие представители исполнительной власти, решающие, какая альтернатива должна быть принята, ж) члены законодательной власти, модифицирующие выбранную альтернативу, з) служащие на местах, осуществляющие альтернативу, остающуюся в конце процесса формирования политики (порядок наш. А.Ю.)

 

3. Эффекты влияния информации на сознание человека.

Есть и вторая метаморфоза превращения сообщения в информацию, которая формирует сознание. Она носит не организационный, а весьма тонкий психологический характер. Весь процесс получения человеком информации, ее обработки, принятия решения и его исполнения происходит столь же естественно, как, например, кислорода или пищи. Произвольные нарушения естественных закономерностей информационных процессов приводит к “заболеваниям" сознания. Для поиска и предотвращения подобных ошибок нами разработана модель "Системы психологической политической информации", базирующаяся на опыте проектирования и эксплуатации сложных технических информационных систем.

(Под системой понимается такая организация, в которой отдельные элементы работают вместе, чтобы получить выходной эффект, который отдельный элемент сам по себе дать не может (D.Meister, 1978) Система должна отвечать следующим допущениям: 1) иметь иерархическую организацию, т.е. система более низкого порядка встроена в систему более высокого порядка так, что ее выходной эффект воспринимается системой более высокого порядка и преобразуется в процесс, 2) быть целенаправленной, потому что в ней задействован человек, и она искусственно им созданная, 3. каждый элемент системы должен подчиняться общей цели. Цель является отправной точкой для разработки системы, цель определяет деятельность участников системы, цель позволяет судить, правильно ли работает система, 4) каждый элемент системы должен оказывать влияние на все другие ее элементы, а выходные эффекты отдельных элементов преобразовываться в выходной эффект всей системы, 5) измерение, оценка, обратная связь должны являться неотъемлемыми элементами системы.)

Воздействие информации на сознание осуществляется после многосторонней, многократной, последовательной “трансформации сообщений о нем” в “информацию о действиях в отношении его”. Ничего непредусмотренного, случайного в подготовке информации не бывает.

Система представляет из себя ряд последовательных действий с информацией в структуре с обратной связью. Вся система предназначена для того, чтобы сначала исследовать объект сознания (начальный элемент), а затем, на основании полученных сведений, осуществить на него же воздействие как на конечный элемент системы. Целью системы является или перевод этого “начального-конечного” элемента из одного состояния в другое состояние, или стабилизация его в текущем состоянии.

 

Эффект 1. Первый, входной, элемент информационной системы представляют различного рода исследовательские ппроцедуры, разрабатывающие сообщения о некотором предмете. Беспристрастность и честность людей, работающих на этом уровне - обязательное условие, дополнительное к самому высокому уровню образования и воспитания создателей сообщений. Целью системы является получение “объективной информации” об объекте, без которой любые действия в отношении его приведут только к отрицательным последствиям. В основе объективной информации лежат ее достоверность, доказанная научными методами, и ее полнота, исключающая утрату любой части сведений об объекте.

Но в политической борьбе объективная информация часто сознательно или непроизвольно “фальсифицируется” - подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным. Фальсификации порождают бредовые идеи - неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения, абстрактные теории, например, о непременной конфликтности социально-экономического устройства общества, о бессмысленности политики, ничтожности человека, утверждения о его якобы животной, аморальной природе и пр.

Эффект 2. Второй элемент системы составляют прогностические процедуры. Множество исследовательских действий дают для описания общества разнообразные критерии: состояние экологии, запасы ресурсов, уровень технологии, демографические характеристики населения, состояние его соматического и психического здоровья, доминирующие настроения, уровень преступности и т.д. и т.п. Целью прогностического элемента системы является создание “системной информации”, в которой представлены взаимовлияния всех сторон жизни общества. Они позволяют делать общий прогноз развития событий в обществе и планировать действия системы по отношению к объекту. Дальновидность и ответственность обязательны для специалистов этого уровня информационной системы, использующих только научную информацию.

Под видом системной информации часто подбрасывается ее подобие - “информация дезориентирующая”, неправильно определяющая местонахождение общества в историческом процессе, экономическом состоянии, отношениях с иными народами и государствами. Она порождает сверхценные идеи, не носящие откровенно нелепого характера, но субъективно имеющие столь большое значение, которого они не заслуживают. Сила сверхценных идей в том, что они освобождают множество людей от тягостной необходимости думать - решение в этом случае просто, цель легко достижима!

Эффект 3. Третий элемент системы формируют идеологические концепции, планирующие или сохранение, или трансформацию нравственных ценностей общества. Идеология выполняет исключительно трудную работу по упорядочиванию многообразия мнений, религий, партий, наций, классов, которые сложились бы в стройное мировоззрение. Для этого информация должна быть представлена в форме, которая позволяет ее понимание, проверку, сравнение, т.е. иметь преемственность в общеизвестных теориях. Принципиальность и мужество требуются для выполнения идеологических функций, наиболее опасных в обществе. Целью этого элемента является “организованность информации” в общепринятой современной форме, регламентированной требованиями к сообщениям.

Неспособность организовать информацию провоцирует отказ от морали, как оправдание слабой интеллектуальной и поведенческой культуры. Поэтому организованная информация подменяется “деморализующей информацией” - трансформирующей нравственные ценности, подталкивающей к вульгарному вандализму, разрушению, осквернению культовых сооружений. Подобная информация провоцирует “скачок идей”, который следует из нарушении последовательности умозаключений, утверждений отрывочных, хаотичных, мысли незавершенные, поведение непоследовательное.

Эффект 4. Четвертый элемент системы представлен ярче всего в средствах массовой информации. Сообщения, которые циркулируют в трех предыдущих элементах системы, использует специальную терминологию, обрабатывается на основе узкопрофессиональных методологий, и широкая публика не может, как правило, понять существо сообщаемых проблем. Здесь сообщения насыщаются эмоциями, переводятся на бытовой язык. А достаточная - означает, как можно меньше - тот абсолютный минимум, который необходим для понимания и действия, который не перегружает восприятия, памяти, мышления получателя информации.

В ходе политической борьбы достаточная информация может подменяться “энтропийной информацией”, приводящей к "информационной смерти" (по аналогии с "тепловой смертью”). Это означает, что вместо краткой, убедительной и доказательной информации, в печати появляются все возможные точки зрения от самых лапидарных до самых фантастических. Тысячи газет, множество оракулов и авторитетов, на тысячи ладов толкуют элементарные вещи и делают известное - неизвестным, понятное - непонятным, ясное - неясным. В преддверии информационного века это ставит вопрос об “информационной экологии”, защищающей психику человека от избыточной и ложной информации. Опасность ее заключается в порождении феномена “навязчивых идей” - мыслей, от которых общество хочет, но не может избавиться: о голоде, репрессиях, предопределенности судьбы, веры в мессию и пр.

Эффект 5. Пятый элемент системы выполняет воспитательную функцию, т.е. готовит членов общества к выполнению определенных социальных ролей. Истощение привычных ресурсов, изменение структуры населения, нарастание экологических проблем требует подготовки людей к новым отношениям между собой, к окружающей среде, к новым видам деятельности. Но это дается с большим трудом, с преодолением внутренних стереотипов. Этот элемент системы преобразует исходные сведению в “читабельную информацию”, ясно, понятно и убедительно дающую новые алгоритмы и стереотипы поведения.

В случае противоборства в обществе ясная информация подменяется “дезинформацией” - ложными сообщениями, которые вводят общественное мнение в заблуждение под видом истинных. Результатом таких информационных процессов становится стремительно развивающаяся массовая “бессвязность мышления” - правильное восприятие частностей, но с утратой способности к логическим выводам и синтезированию частностей в целое. Известные представления, понятия, мысли утрачивают их истинную историческую связь, разрываются. Известные факты не продуцируют соответственных мыслей, а нанизываются друг на друга случайным образом, превращаясь в набор отрывочных фрагментов, не имеющих смысла.

Эффект 6. Шестой элемент системы информации обеспечивает функцию управления обществом в пределах прав и обязанностей, предоставленных законом. Пять предыдущих элементов системы формируют теоретические, вероятностные, моральные и популистские компоненты информации, но управление опирается на указание конкретных действий. Это означает, что все предыдущие сообщения преобразуются в форму “конкретной информации”, позволяющей ее реализовывать в реальном времени и пространстве.

Ее противоположностью является “дезорганизующая информация” - т.е. расстраивающая систему управления, разрушающая общественный порядок, приводящая к развалу хозяйственной и финансовой деятельности. Она порождает феномен “резонерство”, признаками которого являются абсолютно бессодержательные, бедные мыслью выступления, облеченные в витиеватую и правильную грамматическую форму. Они тиражируются, распространяются, изучаются, заучиваются населением, превращаются в лозунги, скандируются на демонстрациях. И вызывают недоумение, беспомощность у тех граждан, которые ищут смысл в высказываемых облеченного властью резонера. Только ослабление его власти обнаруживает бедность, бессодержательность его высказываний при несомненной банальной правильности литературного строя речи.

Эффект 7. Седьмой элемент системы обеспечивает организаторскую функцию, которая не тождественна административной. Юридически обоснованные распоряжения в пределах предоставленных прав не обязательно безусловно исполняются людьми. Много значит игра заинтересованных и незаинтересованных сил, естественное сомнение, боязнь инноваций любого рода, страх неопределенности. Инновации требуют самостоятельности и решительности от лиц, конструирующих моральные, психологические, материальные стимулы для формирования реальной деятельности граждан. Стимулы содержатся в “практичной информации”, которая оценивается по ее действенности в процессе реальной работы.

Практичной информации противостоит “развращающая информация”, побуждающая к запрещенным действиям: цель становится всем, - средства - ничем, неблагие средства используются для достижения благого результата, право истины замещается правом силы и т.д. Распространение развращающей информации порождает феномен “разорванности мышления”, при котором понятия и представления сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков. Менеджерская изобретательность перерождается в бессовестные ссылки на очевидные истины, которые безо всяких логических оснований сопрягаются с действиями, из этих истин не следующими. Начинается произвол, порождаемый демагогией, логически неверными доказательствами.

Эффект 8. Последний, восьмой элемент информационной системы является началом и концом всей системы действия: он - объект исследования, и он же - объект управления. Именно на нем лежит исполнительская функция всей системы, и именно он переходит в новое психолого-политической состояние. Но происходит это в том случае, если вся система сообщений обеспечивает его адекватные и эффективные инновационные действия. На этом уровне недопустимо изменение состава действий, их порядка, замена одних действий другими. Дисциплинированность и добросовестность исполнения всех предписанных требований, правил определяют качество функционирования этого элемента. На этом, заключительном уровне системы применяется окончательно сформированная для исполнения “необходимая информация”, под которой понимаются сведения, без наличия которых невозможно достижение цели системы..

В целях противодействия случается, что необходимая информация подменяется “дезентегрирующей информацией”, разъединяющей неразрывно связанное целостное единое на соперничающие, противоборствующие части. Дисциплинированные исполнители обнаруживают вдруг с помощью такой информации неразрешимые противоречия в отношениях со своими соратниками, коллегами, даже родственниками. Тогда разрушаются многолетние коммерческие, финансовые, деловые, личные связи. Возникает ситуация настолько запутанная, неразрешимая, что выходом из нее могут быть только “компульсивные идеи” - нелепые мысли, бессмысленные действия, но которые не вызывают сомнений из-за убежденности, что иначе действовать в создавшихся условиях невозможно. Из-за фразы, термина, записи в архиве и т.п. прекращается производство, отказывают в помощи, огнем сметают жилище недавнего друга и брата. Носители компульсивной идеи осознают бессмысленность своих действий, но преодолеть влечение к ним не могут, как алкоголик понимает пагубность своего влечения, но контролировать себя не в состоянии.

Информационная система является властным механизмом распространения политических идей - методов решения проблем экономического, правового, военного характера за счет активных действий, а не созерцания (что совпадает с определением интеллекта). Для объяснения этого феномена использется понятие экспансии - проникновения на чужую территорию, рынки сбыта, что и определило агрессивную окраску термина "расширение". Но для расширения помимо материальной среды существует и информационная, психологическая среда, на которую аналогичным образом покушается интеллектуальная экспансия. Вариантом захвата “чужой территории” выступает сознание человека. Со времен Торндайка интеллектуальный акт понимается как решение проблемы, которое достигается не созерцанием, а активными действиями человека, позволяющим установить наиболее выгодную координацию со средой. При несомненном величии человеческого интеллекта, он является поведением, направленным на решение проблемы путем отбора движений, оказавшихся удачными. Несомненно, он находится в прямой связи с творчеством как преодолением привычек, выработкой нового взгляда на вещи, интуицией.

Психология сознания : целеполагание, целенаправленность, целеустремленность, целесообразность поведения имеют своим источником информацию, состоят из информации и представлены в виде информации. Причем, информация является не только средством регистрации, сколько средством прямого, косвенного, опосредованного воздействия на объект влияния. Как своими успехами человек обязан полноценной информационной подготовке, так и всеми своими неудачами общество обязана информационным ошибкам.