Научно-психологическое обоснование работы над Образом России Печать E-mail

Научно-психологическое обоснование работы над Образом России.

Предисловие.

Образ давно перекочевал из изобразительного искусства и литературы в психологическую науку, а сегодня является и термином, широко используемым при составлении компьютерных программ. По этой причине понятие «образ» так разнообразно понимается, что масса специалистов по образу России стала говорить на разных языках, не понимая друг друга. Сейчас подошел такой момент, когда «образ» становится неким научно-инженерным сооружением при проектировании и сооружении которого нужен точный расчет, чтобы он выполнил свою миссию. Именно миссию, потому что от образа страны зависит и ее международное положение, и ее внутриполитическое состояние.

 

Международное положение России весьма существенно зависит от ее образа, который целенаправленно формируют за рубежом при подготовке конкретных политических, экономических и военных акций с ее участием. Оппоненты России исключительно успешно формируют в нужный момент в нужном месте ее отрицательный образ, независимо от того, права Россия или нет. Ответственные за международный образ России противопоставить очернению ее образа ничего не могут, потому что действуют нерасчетливо, бессистемно, без опоры на его научную конструкцию.

 

Внутриполитическое состояние России еще более зависит от того образа собственной страны, который наблюдают ее граждане. К сожалению, у собственных граждан все более формируется резко критическое отношение к своей стране, ее истории, ее настоящему и будущему под впечатлением того образа России, который необдуманно и грубо лепится многими из тех, кому массы людей верят, кого слушают, читают. Тот образ России, который страна имеет сегодня, мотивирует к выводу за рубеж капиталов, членов своих семей, закрытию производств, отказу от исполнения своих конституционных обязанностей и других бед. Только теоретически верно спроектированный и художественно оформленный образ России, как носительницы прекрасных черт, позволит избежать такого развития событий. Позитивный образ России необходим для того, чтобы массы людей стремились соответствовать ему за счет самосовершенствования в труде, в образовании, в быту. Создать вдохновляющий образ России нетрудно, потому что весь необходимый материал для этого есть. Только пользоваться этим материалом надо высокопрофессионально и расчетливо.

 

Конечно, руководители и лидеры страны «в курсе дела» и давали соответствующие поручения, «под которые» были немедленно проведены конференции, заседания, были сделаны отчеты «о выполнении» поручения – «а воз и ныне там». Например, еще в 12.07.2004 года Министерство иностранных дел получило такое поручение от В.В.Путина. Тогда Президент попросил отладить поток объективной адресной информации о России, учитывая специфику общественного мнения в каждой стране. Однако, на данный момент, становится понятно, что для выполнения такой задачи мало обыкновенного технологического инструментария получения, обработки и передачи информации. Информация о России, для создания ее позитивного образа, должна быть выстроена в соответствии с психологическими закономерностями формирования образа. Об этих закономерностях и пойдет речь.

 

1. Определение Образа как продукта восприятия и представлений. 

Прежде всего, требуется, конечно такое определение «Образа России», которое объединило бы усилия всех, кто занимается его созданием. Перед этим надо сказать, что образ – понятие чисто психологическое, которое разработано для использования во многих отраслях, начиная от изобразительного искусства, и кончая компьютерными технологиями. Поэтому истинные свойства и особенности образа скрываются в глубине психологического знания. Строго говоря, образ действует в форме двух явлений: первое именуется восприятием, второе – представлением. Различие – очень существенное, и из-за незнания этого иногда практика действия образа оказывается неудачной.

 

Восприятие является отражением реального события, точность которого обусловлена подготовкой воспринимающего субъекта: он видит ровно столько, сколько эталонов имеется в его сознании. Он никогда не увидит важнейших сторон объекта восприятия, если он их не способен выделить, потому что ранее их не видел, о них не слышал, не имеет их в качестве понятия. Так индейцы поразили Колумба тем, что не видели зеленого цвета, потому что у них в словаре не было слова «зеленый». Можно вспомнить здесь и гипотезу Сепира-Уорфа. Это, как будто бы, научный аргумент, но он чрезвычайно важен для практики: есть ли группа эталонов восприятия Образа России, которые были сообщены ее потенциальным наблюдателям ? При полном попустительстве России такие эталоны есть и активно поддерживаются отечественными модераторами: пьянство, лень и т.п. Когда вдруг прорезаются эталоны обратного свойства, то за рубежом искренне удивляются, а мы умиляемся. Но для этого надо России сделать нечто невероятное: взлететь в Космос или т.п.

 

Представление много сложнее и эффективнее: оно мало зависит от реальных признаков отражаемого объекта, на что надеются создатели образа. Часто представление вообще в объекте не нуждается, а создается в сознании человека логикой сопоставления и объединения в целостный образ совершенно случайных сведений о представляемом объекте. Любой из нас прямо сейчас может проверить это на себе, представив себе, например, Дворцовую площадь в Петербурге без Александрийского столпа, или мысленно, в своем воображении, сдвинуть его из центра к Арке Главного штаба и т.д. Представление – не фотографический образ, а плод фантазии, воображения, которые легко позволяют увидеть маленькое большим, безобразное красивым и т.д. Здесь бесполезны призывы к точности – здесь действуют чувства, направленность мысли. Эта особенность Образа России, вообще не учитывается его создателями, которые надеются, что многократное повторение правды механически приблизить его восприятие к позитивному портрету нашей страны. Когда СССР строил социализм – весь мир имел представление о направленности его действий, и все факты самым фантастическим образом укладывались в его образ. Сегодня нет формулировки такой направленности, и это легко позволяет оппонентам России рисовать ее энергетическим шантажистом и т.п.

 

Итак, Образ России – результат ее восприятия и представлений о ней, которые подготовлены распространением эталонов ее восприятия и направленностью их объединения в целостный образ. Люди, в массе своей оценивающие Образ России, не имеют ни возможности, ни желания знать о России всё или ломать голову над пониманием ее действий. Они не будут изучать учебник истории России или сопоставлять массу обрушивающихся на них фактов – у них много других забот. Они невольно и мгновенно дают оценку событиям в России или вокруг нее по трем-пяти штрихам ее образа, которые делают страну узнаваемой, определяемой, оцениваемой. Образ в головах воспринимающих его людей должен состоять из минимального числа признаков, в который легко укладываются другие сообщаемые им признаки. Образ страны – это не фотография, и не картина маслом: это несколько штрихов, которые приводят к ее молниеносной узнаваемости, определяющей отношение к новым фактам из ее жизни.

 

2. Необходимость перехода от статического Образа России к Образу динамическому.

Второе – это характер образа. Описательные образы, даже кратко повторяющие историю страны или отчет о ее социально-экономическом состоянии именуются статическими образами. Их недостаток в огромном количестве деталей, которые заставляют человека, воспринимающего этот образ, самого напрягаться и пытаться собрать некий пазл-образ России. Он не будет этого делать, и пойдет по самому простому пути – повторению стереотипов, даже если они никакого отношения к новой конкретной ситуации не имеют. Поэтому крайне важно перейти к системе динамического образа, который сразу дает ответ на вопрос: «Чего ему ожидать от новых движений страны, чей образ он невольно носит в своем сознании?» Иначе говоря – динамический образ несет в себе предвосхищение оценок действий любого рода той страны, которую он отражает. Так образ хорошего человека автоматически относит без критики все его действия к группе хороших действий. И наоборот, что произошло с Образом России в августе 2008 года.

 

Образ предвосхищает – значит отвечает на вопрос: зачем Россия конкретно этому человеку и что она ему несет? Мир? Войну? Заказы на продукцию? Поставки важнейших товаров? Он никогда не возмутится действиями страны, которая сделала, делает и сделает для него что то полезное. Китай поражает мир не тем, что там когда то придумали порох и компас, а своим динамическим ростом, своим будущим. Аналогичным образом сформированы ожидания от Япония, Бразилии, Индии и др. Но не сформированы ожидания от России, которая мечется от монархии к социализму, от социализма к либерализму, от либерализма к консерватизму.

 

Образ России должен иметь ясную динамику, иллюстрированную группой стереотипов ее восприятия и направлением предвосхищения ее действий, как полезных другим странам и народам. Необходимо доказать несколькими штрихами, что Россия нужна миру, что без ее участия будет нарушен баланс мировой стабильности. Но здесь начинается переход от благих пожеланий к мастерству исполнения. Именно этот участок формирования Образа России самый трудный из-за повсеместного упрощения всего и вся и отрицания науки в реальной практике. Что значит наука? Понимание роли восприятия и представлений динамического Образа России – простейшая часть научного обеспечения Образа России.

 

3. Гармоничность целостного Образа России как условие его принятия.

 

Это трудная часть. Воспринимается быстро и правильно только гармоничный образ. Гармоничный образ строится в соответствии с пятью принципами гармонии, которые встроены в систему восприятия и представлений человека. Все живое и жизнеспособное непременно имеет в своей структуре и функциях эти принципы, «считывающие» воспринимаемый или воображаемый объект, как «свой». «Свой» останавливает на себе внимание, привлекает, вызывает эмоции поддержки, легко понимается. Но объекты, в организации которых нарушены принципы гармонии вызывают неприязнь, производят отталкивающее впечатление – они «чужие». Например, красивый человек, в поисках которого сбились с ног модельные, артистические и кадровые агентства имеет в строении своего тела, лица пропорции «золотого сечения»: 0,618 между длиной ног и тела, шириной и длиной лица и др. (Таких отношений только на лице человека более десяти, и они автоматически считываются воспринимающей системой человека бессознательно, отмечая, например, огромный нос или слишком большие уши при маленьких глазках и т.п.) Все точно также работает на восприятии Образа России, который может притягивать или отталкивать из-за преувеличения какой черты и преуменьшения другой. Например, педалирование идеи «энергетической безопасности» в ущерб другим «полезностям» России для мира было ошибкой с далеко идущими негативными последствиями. Россия была воспринята как «чужая».

 

Образ России – это не одна его важнейшая черта, а ее целостный образ, который требует соблюдения всех принципов гармонии, за которыми стоит вполне конкретное содержание. Главное, что принципы гармонии едины для всех целостных образов. Например, одно из ее проявлений – «золотое сечение» одинаково обязательно для жизнеспособных объектов любой природы: кристаллов, строения стебля растений, структуры скелетов, лица человека, архитектурных сооружений, форм автомобиля и организации литературного текста. В том числе, зрительных и вербальных образов России. Игнорировать сведения о восприятии целостного образа России – значит заранее обрекать его на поражение в информационной войне. Оппоненты строят образ своих стран на основе фундаментальнейших знаний. Достаточно сказать, что Образ Англии, британского джентльмена, в частности, создавался таким выдающимся ученым, как Дж.Локк. Образ Германии, дисциплинированного немца, формировался на основе трудов В.Г.Лейбница. Роль Голливуда, осмысленность его работы, очевидна с точки зрения формирования образа США и свободолюбивого американца и т.д. Современной России не удастся малыми научно-организационными усилиями поставить свой положительный образ в один ряд с ними – конкуренция между образами разных стран посильнее, чем на биржах или в ООН.

 

Конкретно, система принципов гармонии, стоящая за позитивным восприятием образа, как целого, представлена на иллюстрации из монографии проф. В.А.Ганзена. Здесь «звезда» или пентабазис носит сугубо научный характер, как геометрическое воплощение гармонии, и никакого отношения не имеет к политическим или мистическим использованиям этого символа. Одна математика и ничего больше. (См. рис.1.)


 Система принципов и средств достижения гармоничности объектов восприятия

Рис. 1. Система принципов и средств достижения гармоничности объектов восприятия (В.А.Ганзен, Изд-во Ленинградского университета, 1974., стр. 48.)


В своем определении гармонии В.А.Ганзен ссылался, в частности, на А.Тирша, который говорил, что: «Гармония есть результат повторения основной формы в его частях». При этом важно понимать, что только гармоничные системы обладают повышенной устойчивостью, во времени и способностью к большему распространению в пространстве, а также и более эффективному функционированию. Гармония появляется в результате соблюдения ряда принципов, формируемых средствами их достижения. Кратко говоря, выглядит это так:

 

Принцип первый – повторяемость целого в частях. Этот принцип служит для объединения частей в целое на основе сходства. Это принцип большого в малом. Средствами повторяемости выступают пластичность и тональность.

Принцип второй – соподчиненность служит для объединения частей в целое на основе различия. Он означает упорядоченность частей или групп, в которые объединены все элементы целого. Средством достижения соподчиненности выступают масштабность и контрастность.

Принцип третий - соразмерность служит для согласования частей в целом по метрическим характеристикам – числовой мере. Части и целое соразмерны, если они имеют общую меру по какому либо признаку. Средства соразмерности – ритмичность и пропорциональность.

Принцип четвертый – уравновешенность служит для согласования противоположных сторон целостного объекта. Это равновесие частей и целого в силовом поле. Средства достижения уравновешенности симметричнсоть и тектоничность.

Принцип пятый – принцип единства требует согласования структуры целого и его функции, или в других терминах, согласования цели и средства. Здесь средства - структурность и функциональность.

 

В целом, как пишет В.А.Ганзен: «Принцип повторяемости означает единство по ведущему признаку; соподчиненность – единство, достигаемое объединением всех элементов композиции вокруг главного; соразмерность – это единство, обеспечиваемое общей количественной закономерностью; уравновешенность означает единство, обеспечивающее согласование противоположностей» (с.45-47).

 

Это и является технологическими инструментами, без которых создать Образ России, успешно уживающийся с образами стран, давно их создавших, просто невозможно. Существующий образ России сравним с некоторыми произведениями российского автопрома, в произведениях которого начисто отсутствуют принципы гармонии. Поэтому он проигрывает в информационных войнах.


4. Содержание принципов формирования целостного Образа России.

Понятно, что подобные требования к формированию Образа России могут быть отвергнуты специалистами и организациями, ответственными за его «производство» - сложно. И понятно, что требуются более социальные и политические признаки, чем математические соразмерность или соподчиненность. Но проблема то в том, что именно здесь начинаются настоящие трудности, не позволяющие Образу России противостоять в информационной войне с образами других стран.

 

Если до сих пор я говорил о структуре Образа России, то сейчас надо сказать и его функциональности, которая прямо связано с его содержанием. Сегодня в содержание Образа России самым случайным образом часто совершенно случайные люди вталкивают все, что показалось им имеющим отношение к делу. Так на круглом столе «Образ России: новый контекст», который проходил 14 ноября 2003 года в С.-Петербурге, в Гранд Отеле «Европа», один из самых ответственных «начальников» Образа России сказал, что «Нет проблемы. Сегодня мы с большим коммерческим успехом продали за рубеж сериал «Бригада», а завтра мы заполоним экраны мира такой талантливой кинопродукцией» Можно поднять стенограмму. Он представил сериал «Бригада», как эталон, успешно формирующий за рубежом Образ России. Спорить с ним было бесполезно. И ТВ начало, словно оно – Голливуд, штамповать уголовные сериалы, которые уронили Образ России в глазах всего мира. Сегодня другого о России в мире не знают. Уже через год В.В.Путин приказал быть с этим поаккуратнее, но перед проектировщиками «Образа России» встал вопрос – а как?

 

Самое сложное. Принцип повторяемости оживает, когда его содержанием оказывается смысл жизни – вопрос, на который каждый человек, а иногда и целая страна пытаются однажды ответить – в трудный час. Перед «Образом России» встает вопрос – а какой смысл сопредельным государствам радоваться успехам нашей страны и печалиться по поводу наших неудач? Перед нашими собственными гражданами, взирающими на Образ своей Родины, встает вопрос: а какой смысл жить в России, защищать ее ценой своей жизни, рожать и учить здесь своих детей, именно здесь, в России, хранить деньги и отстраивать свое семейное гнездо? На эти вопросы надо отвечать. (См. рис.2.)

 

Наличие и формулирование такого смысла моментально ставит по местам все факты нашей истории и нашей сегодняшней жизни. Сегодня получилось так, что смыслом жизни России стали бухгалтерские отчеты долгов и накоплений, которые отринули мысли о любви к родной земле, к детям, чувства долга, чести и совести. Именно на этом языке стали разговаривать с Россией иностранные партнеры и собственное население. Из Образа России исчез объединительный принцип, без которого страна отторгается от остального мира. Каков смысл жизни России и в России – вопрос для другой конференции.

 

Принцип уравновешенности становится осязаемым при наполнении его проблемой ценностей России. В теории они должны обеспечить равновесие частей и целого в силовом поле социально-политических отношений в стране. Список ценностей «по Шварцу» - основной методике их исследования для России не годится: то, что на Западе является ценностью, в России таковой не является. Поэтому противоположные стороны согласовать в стране никак не удается. Разрыв в доходах в 17, а по другим данным в 25 раз, эти противоположности не примирить, и у этих полюсов разные Образы России. Государство до сих пор не решило проблему формулирования ценностей России, которая побудила бы принять позитивно образ страны, как вовне, так и за рубежом.

 

Принцип соразмерности жестко работает в Образе страны, потому что он описывает ее цели как вовне, так и внутри. Если цели не сформулированы, то Образ, не получается. Как сказано выше, части и целое соразмерны, если они имеют общую меру по какому либо признаку – по сути речь идет об общей цели жизни страны. Чего миру ожидать от России и чего ждать от нее собственному народу? Попытки считать, что вопрос о цели страны решен всем ходом ее истории, неудачны: страна сама много раз опровергала свои исторические цели. То империи, то СССР, то ельцинского периода и т.д. Все, воспринимающие Образ России, давно запутались, что в истории России хорошо, а что плохо? Надо понять, что страна, не объявившая свои цели, производит впечатление сорвавшегося с якоря гигантского корабля, который неизвестно куда обрушится? И сам народ России, не вполне понимает из ее Образа, куда ему рулить?

 

Принцип соподчиненности, вообще, в практике создания Образа России не разработан. Как известно, этот принцип служит для объединения частей в целое на основе различия, но что житейское за этим скрывается никто не пишет, словно эти слова исчезли из русского языка. Речь идет о российской мечте, которая у всех разная, но которые дополняют друг друга. У каждой мечты разный масштаб, и они разительно отличаются (контрастность) друг от друга. Человеку более всего свойственно мечтать, потому что это дает силу для жизни, вливается в мощь государства, в развитие цивилизации. От прекращения гуманитарного образования в стране люди разучились мечтать, стыдятся мечтательности, вступают в брак по контрактам, планируют жизнь по деньгам. Из-за исчезновения мечты из жизни страны она потеряла большую часть своей жизненной силы: народ не плодится, некому работать, норовит уехать за рубеж, как только ощутит свою силу в чем либо. Таково значение мечты – синонима соподчиненности в Образе России.


Психолого-политическое содержание Образа России, как гармонического целого, решающее проблемы его восприятия и представлений о стране ее собственных граждан

Рис.2. Психолого-политическое содержание Образа России, как гармонического целого, решающее проблемы его восприятия и представлений о стране ее собственных граждан, и зарубежных наблюдателей.


Принцип единства требует согласования структуры целого и его функции – это и есть материальное воплощение Образа России. Речь идет о ее функциях в общемировом разделении труда, месте России в процессе глобализации, отношение России к процессам в области культуры, науки, религии, цивилизации. Судя по каналам российского ТВ и массовой желтой прессе у России нет своих функций, как они есть у исламских стран, Китая, Индии и др. – страну превращают в помойку этических, эстетических, философских отходов мира. Это очевидно представлено в действующем Образе России, и вызывает соответствующие представление о стране как за рубежом, так и у собственного народа.

 

Можно посочувствовать тем, кто формирует Образ России по служебной обязанности или по своей инициативе – у них нет достаточного материала, чтобы ввязываться в информационные войны между образами стран и выигрывать их. Так получилось, что за двадцать лет перестроек и реформ все внимание и усилия страны уходили на такие критерии состояния страны, из которых Образ России не выстроить. Теперь, когда никуда не годный, лживый Образ России стал представлять для нее стратегическую опасность, появляется надежда, что страна поднимет глаза от бухгалтерских книг и увидит, что сутью государства является смысл его существования; ценность его для собственного народа и сопредельных стран; такая цель государства, которая динамизирует развитие всего и вся в стране; и, наконец, мечта, без которой страна может впасть в вековую и роковую спячку.

 

Теперь можно дать определение образа страны с точки зрения психологии, как отражения смысла ее существования, целей ее политики и ценностей, которые она отстаивает. Они должны быть представлены в виде небольшого числа эталонов восприятия и алгоритмов для представления Образа России. Тогда это будет динамический образ, позволяющий всем быстро понимать сущность событий в России, давать правильную оценку ее действий вовне и внутри страны. Но для этого надо сформулировать эти смыслы, цели и ценности. Это тема другой конференции.

 

Заключение.

 

Понятно, что статья может показаться слишком сложной для практики формирования Образа России, но уместно напомнить, что это задача высшей ответственности и требует высочайшего профессионализма. Статья излагает даже несколько упрощенное представление о образе России, в действительности проблема много сложнее с точки зрения науки, но совершенно решаемая. Надо только прекратить процесс упрощения всего и вся, потому что социальную жизнь, как и реактивный лайнер, не спроектировать и не изготовить без фундаментальной науки. Если сегодня не довериться сложностям науки, то можно разучиться делать не только лайнеры и гражданское общество, но и печь хлеб.

 

Чтобы показать как сложен путь легкого объяснения проблемы Образа России, добавлю, что смысл жизни, цель жизни и ценности с мечтой находятся в теснейших расчетных отношениях. Чтобы доказать, почему их недопустимо отрывать друг от друга в исследованиях и проектах, приведу понятный физический аналог: представим себе что наше жизненное пространство имеет длину, ширину и высоту. Это легко. Но надо понять, что жизненное пространство человека образуют его длина – цель жизни, ширина – смысл жизни, и высота – ценности жизни, а мечта – это объем жизни, пространство для воздуха, света, движении, мысли и чувств. Гюйо писал, что: «время закрыло бы к себе доступ существу, которое ничего не желало бы, ни к чему не стремилось бы. Будущее есть не то, что идет к нам, но то, к чему мы идем». Смысл нельзя придумать в отрыве от цели жизни и ценностей человека: он произведение цели на ценности. Аналогичным образом цель жизни является частным от отношения смысла к цели, а ценности человека – отношение смысла к цели. Тогда мечта – это произведение смысла жизни на ее цель. (См. рис.3.)


Время жизни

Экзистенциальные ценности

Реальные регуляторы поведения

Соответствующие психические состояния

1.

Длина времени жизни

 

Смысл = Цель Х Ценности

 

Образ жизни=

Картина мира Х Мировоззрение

 

 

ЛЮБОВЬ

2. Значимость события в ед.времени

 

Цель=Смысл / Ценности

 

Картина мира=

Образ жизни / Мировоззрение

 

 

НАДЕЖДА

3. Количество событий в ед.времени

 

Ценности = Смысл / Цель

 

Мировоззрение=

Образ жизни / Картину мира

 

 

ВЕРА

4.

Объем времени

 

Мечта = Смысл Х Цель

 

 

Жизненная позиция=

Образ жизни Х Картину мира

 

 

ТРУД


Рис. 3. Система связи мечты, смысла, целей и ценностей жизни, вызывающие соответствующие им психические состояния и регулирующие общественное поведение масс людей.


Рис. 3 показывает, что можно бросить все силы на изучение ценностей, забыв, что они – ничто без цели и смысла. В этом случае мы получим превращение жизненного пространства в высоту одного угла без объема «жизненного пространства». Между этими четырьмя переменными Образа России есть жесткое ограничение на отношение их величин - 0,618. Если этим пренебречь и сделать целью нечто, находящееся за горизонтом (коммунизм, как плюс бесконечность), а ценности ограничить хрущебами и колбасными электричками, как «сплющивается» смысл жизни и исчезает жизненное пространство. А за ними и великая страна. Такая связь между практикой и теорией, которой пока пренебрегает реальная политика.

 

Определение смысла, цели, ценностей жизни в России и рядом с ней – темы отдельных конференций. Отдельная тема – российская мечта. Она, конечно же есть, но официально не оформлена и не принята, как фактор объединения страны и придания большей динамичности ее развитию. Человеку надо непременно отдавать себе отчет, ради чего он живет и к чему он стремиться, чтобы быть современным и конкурентоспособным. Другие стимулы гражданского общества исчерпали себя и требуют обновления. Без мечты – страна в тупике, без своего собственного прекрасного образа – Россия не имеет будущего.

 

 

Использованная литература

  1. Адольф де Кюстин. Россия в 1839 году. М., 1990.

  2. Ананьев Б.Г. Представления и память. В кн. Очерки психологии, Л., 1945.

  3. Арман де Коленкур. Мемуары: Поход Наполеона в Россию. Смоленск, 1991.

  4. Архиенископ Серафим (Соболев) Русская идеология. СПб, 1992.

  5. Архимандрит Августин (Никитин). Православный Петербург в записках иностранцев. СПб., 1995.

  6. Асмолов А.Г. Установка и целеобразование. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.

  7. Богоявленская Д.Б. Методологические и методические проблемы исследования целеполаганияю. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.

  8. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

  9. Вертлиб Евгений. Русское – от Загоскина до Шукшина (Опыт непредвзятого размышления).СПб., 2002.

  10. Витсен. Путешествие в Московию. 1664-1665. Дневник. СПб., 1996.

  11. Водолеев Г.С. Выморочные циклы России. Без даты и места издания

  12. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов., Л., 1974.

  13. Ганзен В.А., Гостев А.А. Систематика мысленных образов. Психол. журн., 1989., т. 10., №2.

  14. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992.

  15. Громыко Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М., 1986.

  16. Де ла Невиль. Записка о Московии. М., 1996.

  17. Джером Горсей. Записки о России XVI начала XVII в. М., 1990.

  18. Иностранцы о древней Москве. М., 1991.

  19. Мединский В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. М., 2008.

  20. Ментальность россиян. Под ред. Дубова И.Г. М., 1997.

  21. Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. М., 1994.

  22. Морис Палеолог. Царская Россия во время мировой войны. М., 1991.

  23. Подберезкин А. Русский путь. М., 1999.

  24. Предназначение Санкт-Петербурга. Сборник статей. Под ред. Юрьева А.И., Санкт-Петербург, 2000.

  25. Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.

  26. Пушкин В.Н. Психология целеобразования и проблемы интеллектуальной активности. – Вопросы психологии., 1977, №5.

  27. Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.

  28. Россия XVI-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986.

  29. Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. РАН, Институт российской истории., Вып. 1, 2, 3., М., 2001, 2002, 2003.

  30. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л., 1991.

  31. Россия: планетарные процессы. Под ред. Большакова В.Ю. СПб, 2002.

  32. Рубинштейн С.Л. Воображение. В Кн. Основы общей психологии. М., 1989.

  33. Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее. Материалы научной конференции 22-24 мая 2001 года. Под ред. Юрьева А.И. Часть 1. Санкт-Петербург, 2002.

  34. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии. М., 1988. и др.

  35. Стахов А.П. Введение в алгоритмическую теорию измерения (Москва, Советское Радио, 1977);

  36. Стахов А.П. Коды Золотой Пропорции (Москва, Радио и связь, 1984).

  37. Терехов В.А., Васильев А.И. Исследование процессов целеобразования при решении мыслительных задач. – Вопросы психологии, 1975, №1

  38. Трубников Н.Н. О категориях "цель", "средство", "результат". М.: Высш.шк., 1968.

  39. Эсаулов А.Ф. Целеобразование в решении задач. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979.

  40. Юрьев А.И. Современная проблема психологии: неисследованные эквиваленты объективной реальности. //Вестник СПбГУ, 2000, Сер.6. Вып.1

  41. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. Л., 1989.

  42. Юрьев А.И. Состав, структура, функции изменяющегося образа России в мире глобальных изменений. Стенограмма доклада на заседании круглого стола: «Образ России: новый контекст», СПб, 2003.

 

Проф., д.психол.н. Юрьев А.И.,

Руководитель

Научного центра политического консультирования

факультета политологии СПбГУ

193311 Санкт-Петербург

Ул. Смольного, 1/3, подъезд 7.

Teл.:7-901-316-28-61

Факс: 8-812-535-93-79

E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

06.04.10