Психолого-политическое состояние граждан России в период реформ начала 2005 года. Печать E-mail

Тезисы доклада

На семинаре Центра Стратегических Разработок

(Москва, ул. Б.Якиманка, д. 1., 07 июня 2005 года, 17-00)

Психолого-политическое состояние граждан России

в период реформ начала 2005 года


Введение.


Последние годы я с коллегами специализируюсь на исследованиях качества человеческого капитала в России, используя для этого специально разработанную еще в конце 90-х годов методику массового психолого-политического тестирования. По процедуре проведения она «маскируется» под социологическое исследование. Те же сотни и тысячи интервьюируемых, безобидные вопросы, но позволяющие психологически протестировать репрезентативную выборку граждан региона. Результатом такого массового психологического тестирования является совокупная структура личности людей региона и конкретные психологические параметры, определяющие их реальное поведение, а не вербальные ответы относительно актуальных проблем, лидеров и событий. Результаты такого исследования позволяют прежде всего судить: 1) о качествах человеческого капитала региона для производственно-экономических целей, 2) о мере психолого-политической стабильности региона по реальному состоянию его населения, 3) о точных психологических причинах дестабилизации положения в регионе или пригодности граждан региона исполнить социально-экономические проекты.

Последнее исследование (2005) было проведено в регионе для измерения уровня психолого-политической стабильности после введения в действие реформ, обобщенно именуемых как «122 закон». Многие специалисты высказывали опасение, что некоторое возбуждение, вызванное реализацией 122 закона, может привести с единичным или массовым беспорядкам в ходе майских праздников. Я утверждал, что подобное возможно только при условии существенного роста тех психологических параметров личности масс людей, которые дестабилизируют ситуацию. Подобные измерения проводились с 1987 года и все прогнозы относительно событий 1989, 1991, 1993 и т.д. годов подтвердились. Без существенных изменений в структуре личности никакие активные общественные, политические, военные или трудовые действия не могут осуществиться.


  1. Позитивные результаты измерения психолого-политической стабильности в регионе.

Результаты измерения психолого-политического статуса граждан региона в мае 2005 года показали оптимальный уровень политической стабильности. Никакого активизирующего влияния 122 закон на граждан не оказал. Это означает, что любые «нештатные» политические события в регионе могли носить только искусственный, организованный характер, но и они не будут поддержаны гражданами.

Архитектура психолого-политической стабильности региона представляет собой симметричную вертикальную конструкцию, в которой ее левая и правая части уравновешенны. Левая часть – психологические состояния граждан, обеспечивающие политическую стабильность в городе (качества 11,13,15,17). Правая часть – качества, вызывающие дестабилизацию политического положения в городе (качества 12,14,16,18). (См. рис.1.) Коэффициент политической стабильности вычисляется как отношение суммы значений левой части системы (сумма нечетных ответов 11,13,15,17) к сумме значений ее правой части (сумма четных ответов 12,14,16,18). Психолого-политическое равновесие в обществе сохраняется до отношения, не большего, чем Кст = 0,618. В случае превышения этой величины есть основания предполагать психолого-политическую дестабилизацию общества, и готовность населения к массовым выступлениям: гражданскому неповиновению, участию в беспорядках и т.п. Вся система в этом случае, наклоняется или влево (к усилению психолого-политической стабильности общества), или вправо (к появлению признаков дестабилизации). Причем достаточно ясно, по каким психологическим мотивам может произойти политическая дестабилизация, и какие меры надо предпринимать, чтобы этого не произошло.

В исследовании осуществлялся репрезентативный поквартирный опрос. Вопросы анкеты «закрытые» и тестируют психолого-политический статус граждан: их политическое безразличие (11), политический консерватизм (13), политическую адаптивность (15), политическое иждивенчество (17), политическую инициативность(12), политический радикализм (14), готовность к политическому соперничеству (16), склонность к политическому творчеству (18). Стимулом для получения диагностических ответов в настоящем исследовании являлся вопрос, касающийся их отношения к «социальному неравенству» - теме предстоящей политической борьбы в кампаниях 2007-2008 годов. Человек, находящийся психологически в одном из восьми состояний, дает на вопрос о социальном неравенстве свои один-два-три политических ответа. Суммирование ответов граждан города показало уникальный случай: коэффициент политической стабильности в регионе равен 0,617992, что теоретически является идеальным вариантом равновесия.

Полученный показатель идеальной политической стабильности в регионе в мае 2005 года (Кст=0,617992) принципиально расходится с прогнозами граждан и многих специалистов, основанных на открытых вопросах. «Глубинное психологическое исследование» показывает, что события, вызывающие недовольство многих людей (монетизация льгот, транспортные проблемы, и др.) не вызвали стойких психологических реакций, которые могли бы перерасти в любые формы протестного поведения или поведения в поддержку чего либо или кого либо. Население региона не проявляет недовольства чем либо, но и не сильно радуется чему либо. Депрессивное состояние вдвое доминирует над готовностью к любой активности, страх вдвое доминирует над радикальными мыслями или поступками, - они, в основном и обеспечивают стабильность. Но вот стремление адаптироваться к ситуации едва превосходит стремление к разоблачениям, а политическая осторожность не намного больше, чем политическое вольнодумство.



table1

Таблица 1. Архитектура психолого-политической стабильности в регионе в мае 2005 года.



Психолого-политическое содержание элементов архитектуры социально-политической стабильности:

Кроме перечисленных качеств, архитектура системы психолого-политической стабильности позволяет прогнозировать и объяснять скрытые психологические причины политической стабильности – дестабилизации, но это не входит в задачу настоящего исследования.

Так не вычислялись и не обсуждались производные факторы:

а) Предельной психологической нагрузки общества (7), показывающей способность населения сохранять целесообразное политическое поведение (требующее предельного напряжения мышления, воли, эмоций) под возрастающим давлением социальной, экономической, правовой, физической жизни (снижение личной безопасности, покупательной способности, возможности обеспечивать себя своим трудом, понимания происходящего вокруг). Психологическая перегрузка населения инновациями различного рода соизмеряется с его “психологической грузоподъемностью", способностью принимать политические реформы принимать без разрушения психики и деятельности.

б) Психологической устойчивости (8), оценивающей психологическую способность населения сохранять целенаправленность своего поведения в моменты "опрокидывающих" воздействий политического характера (стремительных изменений законодательства, уклада жизни, всей системы отношений в обществе, замены одних гражданских ценностей на другие). Эти одномоментные воздействия сходны с порывами ветра, опрокидывающими в море парусник. Психика играет роль более или менее тяжелого киля, сохраняющего нормальное правовое и эмоциональное поведение населения.

в) Психологической энергичности населения (9), измеряющей его способность поддерживать достаточно длительное время целеустремленность своего поведения (без снижения нормальной трудовой, личной, семейной жизни) в условиях разрушения системы жизнеобеспечения общества. И физическое, и психическое, и нравственное здоровье населения имеет свои конечные пределы, словно топливо корабля в дальнем плавании. Политика вынуждена соизмерять свои планы с длительностью их осуществления, чтобы не исчерпать полностью запасы нервно-психической и физической энергии населения.

г) Психологической управляемости людей (10), которая характеризует способность населения так быстро усваивать новое целеполагание в своем поведении, чтобы успевать адаптироваться к инновационным изменениям целей и механизмов власти. Инерционность целеполагания зависит от национальных традиций, социального состава населения, уровня культурного и образовательного развития, распределения людей по полу, возрасту, профессиям. Расчет психологической управляемости населения не менее важен, чем точное знание радиуса циркуляции поворота океанского лайнера, который может вписаться в поворот, а может потерпеть аварию.

 

Качества, способствующие устойчивости политической стабильности:


  • мера политического безразличия (11), (смысл номеров см. на рис. 1.)

Проявляется в снижении общего эмоционального тонуса людей, вовлекаемых в политический процесс. Развито недоверие к руководителям государства, партиям, даже друг к другу. Люди в этом состоянии имеют сниженную общественную активность, усиливающуюся склонность к переживаниям по любым поводам. В целом характеризуется синдромом тотального общественно-политического пессимизма. Решения принимают в состоянии, близком к бессвязному политическому мышлению. Поддерживается дезорганизующей информацией. (Необходимо уточнить, что речь не идет о бессвязном мышлении, как медицинском явлении, характеризующем вариант общего нарушения процессов мышления у больного человека, а как варианте нарушения понимания здоровым человеком только политических реальностей. Так же и далее.)


  • политического консерватизма (13),

В основе лежит стремление почти любой ценой избежать социальных конфликтов. Защищаются от политического напряжения поиском моральных опор типа верности гражданскому, профессиональному долгу, высоким нравственным ценностям. На фоне нарастающей, всеобъемлющей тревожности стремятся координировать свое поведение с мнением других. Крайним выражением политического консерватизма может стать компульсивная идея. Провоцируется дезинтегрирующей политической информацией.


  • политической адаптивности (15),

Проявляется в стремлении быть сопричастными к изменениям в обществе. Ситуация вынуждает выглядеть необходимыми для политически активной части населения, вызывать у нее симпатии. Усваивают внешние атрибуты политической лояльности, демонстрируют исполнение новых ритуалов политического поведения, воспроизводят содержание и форму одобряемых высказываний. Политическая адаптация развивается на фоне сильнейшей эмоциональной нестабильности. Необходимость совмещать несовместимое: личные убеждения и противоречащее им поведение может приводить к эффектам разорванного политического мышления. Усиливается потоком дискредитирующей информации.


  • политического иждивенчества (17).

Берет начало в стремлении уклониться от ответственности за политические стороны жизни общества. Это заставляет осуществлять интенсивный контроль за всем происходящим вовне и вести неустанный самоконтроль всех собственных поступков, которые могут быть квалифицированы как политические. Стремление постоянно маскироваться развивает разорванное политическое мышление. Является продуктом политической дезинформации.



Качества, вызывающие политическую дестабилизацию:

  • политической инициативы (12),

Возбуждается сильным политическим оптимизмом, который Насс и Кабанис именовали "революционным неврозом". Сопровождается активной вовлеченностью в жизнь общества, ничем не оправданной уверенностью в успехе, склонностью беззастенчиво, чрезмерно бегло судить обо всем, что касается политики. Повышенная эмоциональность и перемены в настроении характеризуют состояние политической инициативы. В переломных моментах истории обнаруживаются симптомы сверхценной политической идеи. Связано с дезориентирующей политической информацией.


  • политического радикализма (14),

Появляется на фоне стремления к психологическому доминированию. Сочетается со склонностью к риску в области эмоциональных отношений с людьми, своего поведения вообще. В своей основе часто имеет неуважение к традициям, авторитетам, установленным нормам поведения. Сопутствует политическому радикализму неумение повиноваться любой власти. Обнаруживается в периоды существенного экономического, социального напряжения в обществе. Сопровождается неспособностью контролировать свои эмоциональные отношения с другими людьми. Навязчивая идея в политическом радикализме поддерживается дестабилизирующей политической информацией.


  • политического соперничества (16),

Проявляется в догматическом упорстве, с которым отстаивается правота своей точки зрения, право на лидерство в политической жизни. Характеризуются пренебрежением к размерам и масштабам жертв, трудностей, чрезмерностью цены, которую приходится платить за самый незначительный успех. Сопровождается скрупулезными, педантичными поисками малейшей возможности победить в борьбе за власть. Сочетается с крайней подозрительностью, ригидностью в понимании политических реальностей. Осуществляется под воздействием деморализующей информации, приводящей к скачкам политических идей.


  • политического творчества (18).

Ориентировано на завоевание авторитета за счет демонстративного несогласия с общепринятыми представлениями, необычности проектов устройства общества. Оторванность от реальности в сочетании с эмоциональной холодностью представляют главную его особенность. В политическом творчестве возможно возникновение бредовых политических идей на фоне широкомасштабной фальсифицирующей информации.


  1. Негативные результаты измерения психолого-политической стабильности.


Позитивным является очень высокий показатель политической стабильности в регионе в мае 2005 года (Кст=0,617992), но совершенно негативным является психологический механизм этой стабильности. Плата за стабильность – истощение сил в борьбе с калейдоскопом социальных реформ: депрессивное состояние вдвое доминирует над готовностью к любой трудовой, социальной, общественной активности. Установлено, что страх доминирует над радикальными мыслями или поступками, - он, в основном, и обеспечивают стабильность. Очень сильное недавно стремление адаптироваться к ситуации реформ чуть-чуть превосходит стремление к их отрицанию, а политическая осторожность в 2005 году чуть больше, чем политическое вольнодумство.

Но сильный рост «политического безразличия» за один год (было 55,5, стало 73,2), надо объяснять и принимать меры для нормализации этого гражданского качества. Объяснение такое: в первую очередь это исключительно низкая самооценка массой людей своих возможностей. Возможно, это следствие долгого отчуждения граждан даже от обсуждения своих проблем. Похоже, что в случае необходимости (война, стихийные бедствия, рост производства) мобилизовать массы для решения государственных задач будет очень трудно – нет психологического ресурса. Основанием для таких предположений является точная психологическая характеристика качества человеческого капитала в регионе:



Далее: Для служебного пользования.

 

Совокупная характеристика

населения региона Х, как фрагмента человеческого капитала России.


Основная масса людей в исследованных регионах находится в состоянии дезадаптации по невротическому типу. Проявляется она как депрессивно-тревожный синдром с вегето-эмоциональной неустойчивостью. Это функциональные расстройства, ухудшение сна и общего самочувствия. Существенны признаки социально-психологической дезадаптации. Астения. Суицидальный риск.


В поведении наблюдается пассивно-сострадательная позиция с преобладанием мотивации избегания неуспеха, блокирующей действия людей. Ведущим здесь является стремление избежать вовлеченности в социальную активность при конформности гражданских установок.


На фоне депрессии, тревоги обнаруживаются фиксированные страхи, сниженное настроение, падение жизненного тонуса, чувство растерянности и склонность к панике. Есть тенденция к аутоагрессии.


Люди защищаются блокировкой эгоистических потребностей, активностью ради сохранения бесконфликтных отношений с окружением. Есть тенденция к уходу от общественной активности в мир субъективно значимых интересов. В итоге развивается мистический настрой и заниженный уровень самооценки. В перспективе - расплывчатость, нечеткость мышления.


При контакте проявляется подавленность, чувство несчастливости, болезненного самоанализа, тревожно мнительные черты. Очевидна болезненная чувствительность к агрессивным реакциям окружающих, Очень избирательны в общении. Развивается отрыв от реальности. Чрезмерная впечатлительность. Пессимистичны в оценке своих перспектив.


В этом состоянии особое значение имеют условия жизни: требуется привычная обстановка, отсутствие стрессов, возможность привлечь внимание окружающих к своим проблемам и многочисленным жалобам на плохое самочувствие. Люди нуждаются в снижении уровня депрессии и тревоги, повышении самооценки и уверенности в себе, в доверии к себе. Поддается терапии искусством, психодрамой, но важно избегать погружения в бессознательное и совершенно недопустим гипноз. Необходимо снижение социальных рисков избыточной ответственности.


ris2

Рис. 2. Совокупный «психолого-политический профиль» совокупного гражданина региона по данным 2004 и 2005 годов. (стремление избежать вовлеченности в социальную активность при конформности гражданских установок).

 

Очевидно, что в отсутствии стратегии социальной политики страна может оказаться перед фактом «человеческого дефолта», предвестник которого я привожу. Критерием наличия или отсутствия стратегии социальной политики, ее правильности или неправильности является интегральная характеристика качества «человеческого капитала». Эта характеристика должна радикально отличаться от той, которую специалисты получают специальными научными измерениями. Чтобы не сложилось впечатление, что приведенная выше характеристика присуща людям пожилых возрастов в силу их жизненного износа, привожу данные по всем возрастным группам региона – она идентична для молодых и старых с небольшими вариациями. Это бегство от вовлечения в социальную жизнь.

 

18-24

25-34

35-44

45-54

55-64

65-

 

Можно было предположить, что последние политические события в мире, в регионе на одних людей оказывают угнетающее воздействие, например, на живущих ниже черты бедности, а на других, имеющих достаток выше среднего – оказывают позитивное влияние. Однако, как видно из графика профили петербуржцев разного уровня достатка принципиально мало отличаются друг от друга. И богатые, и бедные имеют схожий психологический профиль.

 

ris3

 

Однако представляет интерес профиль гражданина региона, живущего за чертой бедности. Именно в этой группе респондентов в большей степени проявляются те заостренные черты психологического портрета, о которых написано выше – политическое иждивенчество и политическая инициатива. С одной стороны граждане региона активны, с другой – активность проявляется в уходе от социальной жизни, в настойчивом ожидании заботы о себе со стороны государства.

 

 


Заключение


Факт первый - стратегия в ситуации социальных конфликтов: уход от общественной жизни.

В анкету психолого-политического исследования был вставлен вопрос, моделирующий ситуацию конфликта социального неравенства. «Скажите пожалуйста, как нужно решать проблему социального неравенства в регионе?». То есть респондента заведомо ставили в ситуацию наличия проблем в области социально-экономического положения горожан в регионе, и предлагалось назвать свой вариант выхода из сложившегося конфликта. Вопрос открытый, все варианты ответов были собраны в одну таблицу и методом экспертной оценки отнесены к одному из пяти видов стратегий поведения в конфликтах.


График. Стратегии поведения граждан региона в ситуации социального конфликта . (май 2005г.)

 

 

grf

 

 

Суммарно стратегии поведения «избегание», «компромисс» и «приспособление» в смоделированной ситуации социального конфликта выбрали почти 70% респондентов. Люди не хотят решать поставленную перед ними задачу. Создается впечатление, что они устали от безуспешных попыток выхода из ситуации, ни во что не верят и готовы уступать всем и вся лишь бы не тратить впустую свою энергию и время. Респонденты выбирают самый простой способ решения проблемы – игнорирования конфликтной ситуации.


Факт второй - влияние возрастных особенностей на выбор стратегии поведения в социальном конфликте.

 

При анализе влияния возрастных особенностей на выбор стратегии поведения в конфликте социального неравенства прежде всего обращает на себя внимание три стратегии: стратегия соперничества, избегания и стратегия компромисса. Стратегии сотрудничества и приспособления не имеют явно выраженных возрастных особенностей.

grf2

Интересным представляются совместные изменения в выборе стратегии соперничества и компромисса горожан разного возраста. Молодые респонденты все чаще готовы идти на компромисс, все реже проявляют агрессивную реакцию соперничества и навязывания своей воли властям. С возрастом, эта тенденция меняется, и теперь горожане зрелого возраста все реже готовы к компромиссам, и все чаще заявляют свою активную агрессивную позицию.
Люди среднего возраста 35-54 года чаще пытаются избежать решения проблемы социального неравенства, они уже не ищут компромиссов, но и не идут пока на открытый конфликт. Именно у них сохранилась надежда на изменение ситуации к лучшему, на решение проблемы. Но в отличие от молодежи, они перестали уже искать способы и средства решать проблему. Теперь они это решение ожидают «сверху». Если решение не придет, то от этой группы населения, так же как и от их более старшего поколения власть увидит реакцию агрессии, неприятия, реализующихся в стратегии соперничества.

 

Факт третий - влияние уровня образования на выбор стратегии поведения в социальном конфликте.

В конфликте социального неравенства горожане с разным уровнем образования предлагают в целом похожие подходы к решению наболевшего вопроса. Однако группа горожан с самым низким уровнем образования – 9 классов и ниже, чаще прибегают к стратегии избегания, чем другие. Видимо, им сложнее предложить свой вариант решения проблемы и они предпочитают вообще не задумываться над вопросами выхода из конфликта. Более того, вариант поиска путей сотрудничества в этой категории респондентов полностью отсутствует.

 

grf3

 

Настораживает и тот факт, что люди с высшим образованием не смогли предложить более ли менее адекватные способы выхода из конфликта – компромисс или сотрудничество. Видимо, сама проблема является настолько эмоционально насыщенной, что не предоставляет возможности вовлеченным в нее горожанам принять рациональный вариант разрешения конфликта.

 

Факт четвертый - влияние уровня доходов на выбор стратегии поведения в социальном конфликте.

 

Одним из самых интересных, является соотношение, представленное на графике, показывающее взаимосвязь успешности горожан в зоне «социального неравенства» (уровень доходов) и их предложений по стратегии решения конфликта, связанного как раз с этим же показателем - социальное неравенство. Из графика видно, что чем выше уровень дохода респондента, тем более адекватную стратегию он готов предложить. Так, стратегия сотрудничества достигает своего пика именно среди горожан с уровнем доходов выше среднего, а наиболее агрессивные респонденты, готовые соперничать с властью и находящиеся на эмоциональном взводе – это группа горожан, определившая свой уровень доходов как «за чертой бедности» и «ниже среднего».

grf4

 

Достаточно любопытным представляется также тот факт, что стратегия избегания представлена в виде кривой, имеющей свои минимальные показатели в группе риска (за чертой бедности), которой уже нечего терять, и в группе горожан с доходами выше среднего, у которых проблема социального неравенства не вызывает интереса. Соответственно, стратегия избегания выглядит как переходная стратегия – стратегия балансирования между удачей и неудачей, между богатством и бедностью.

Опасным выглядит тот факт, что, чем больший социальный разрыв нас ждет, тем большее количество людей окажутся за чертой бедности, а соответственно и стратегии их поведения в конфликте социального неравенства сместятся в сторону лихорадочного поиска компромиссов и агрессии от невозможности таковые найти.

Итог:

 

Уровень политической стабильности подвержен изменениям, причем изменяться может как общая оценка политической стабильности, так и показатели по конкретным психологическим шкалам. Важно – не допустить появления и длительного воздействия факторов, снижающих общую политическую стабильность в регионе.

На сегодняшний день дестабилизация общества возможна в связи с усилением дисбаланса политического безразличия и политического радикализма, который пока еще только намечается. Для обеспечения в регионе политической стабильности необходимо не только следить за ее изменениями, но и целенаправленно, профилактически снимать факторы, способствующие дестабилизации.

Граждане политически безразличны потому, что они не знают своих возможностей по участию в политической жизни города. Участие в голосовании уже перестало приносить ощущение сопричастности происходящим в государстве, а также и в городе изменениям. Проводимые политические акции и мероприятия искусственны, надуманны и не отвечают реальным потребностям граждан. Они не чувствуют себя нужными. Все это вызывает повышение уровня политического безразличия.

Для целенаправленного воздействия на фактор политической стабильности необходимо вернуть гражданам ощущение сопричастности, совместности, соучастия и сознательности проводимых в регионе политических изменений. Они нуждаются в помощи городских властей.

Средствами вовлечения людей в жизнь региона могут и должны служить специально разработанные социально-политические технологии, позволяющие добиться от граждан проявления необходимого для соучастия, совместности, сопричастности и сознательности проводимых реформ. При этом, первыми шагами к изменению ситуации вокруг политического безразличия должны стать простые и понятные гражданам шаги по эмоциональному и эмоционально-действенному привлечению их к общественной событиям.


 

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра политической психологии

Наб. Макарова д. 6.

199034 Санкт-Петербург

Teл.: 8-812–328-9416

Факс:8-812-535-9379

E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

?Бианки В.А., 2005

?Бурикова И.С., 2005

?Коновалова М.А., 2005

?Пушкина М.А., 2005

?Юрьев А.И., 2005