Политический человек. Счастье человека. |
1.1. Политический человек(Предварительная описание)
-Системама по В.А.Ганзену, -Счастье человека (вера, надежда, любовь, труд) - влияние внешней среды: глобализация и сознание В психологии человек достаточно известен и понятен как носитель индивидуальных, возрастных, профессиональных и иных психологических особенностей. Он достаточно прогнозируем, предсказуем, управляем. Но в те дни, когда разрушается привычный ход событий, обесцениваются деньги, закрывается производство, толпы громят магазины, только тогда задают вопрос: кто эти люди, откуда они взялись, что ими движет? Почему массы людей ведут себя так, словно они инопланетяне, сокрушающие словно не ими построенное, убивают не ими рожденное, опровергают не ими задуманное? Почему одни идут на выборы, а большинство их игнорирует? Почему они голосуют против несомненных лидеров и выбирают очевидных Неронов? Какие психологические стимулы объединяют внимание, память, мысли так хорошо изученных нами операторов, учащихся, испытуемых, пациентов, клиентов вокруг харизматического лидера или очередной идеи Реформации? В жизни бывают случаи, когда людей, абсолютно разных психологически, объединяет только один фактор. Он делает незаметное, несущественное в благополучной жизни главным в действиях человека в экстремальных условиях. Все люди становятся физиологическими перед лицом голода, жажды, невыносимой жары. И все люди становятся биологическими перед лицом смертельной опасности на войне, в морских катастрофах, в зоне землятрясений. Все люди становятся социальными перед лицом общественного мнения. И все люди становятся политическими перед лицом власти, которая вынуждает их делать то, чего они никогда не стали бы делать без ее принуждения. Власть есть всегда, как всегда есть гравитационное поле Земли. Поэтому свойства политического человека тоже есть всегда, но они работают просто и естественно, как работает организм, пока есть воздух. Организм обостренно напоминает о своем существовании, когда человеку становится нечем дышать. Так и политические свойства человека обостряются до абсолютного доминирования над всеми иными свойствами, когда возникает проблема власти. Чтобы объяснить причины невероятных событий российской истории, суть процессов, приведших к астрономическим жертвам и запустению России, создать научные основы проектирования этих процессов и управления ими, требуется ввести действующее лицо политической истории - человека политического. Человек вне политики и влияния власти в сопредельных направлениях психологической науки, рассматривается как оператор, член малой группы, учащийся, член коллектива, пациент клиники, клиент семейной консультации и т.д. Человек, оказавшийся в отношениях с властью, осуществляющий власть или повинующийся власти, рассматривается как “человек политический” - предмет исследования политической психологии. Человек в политической психологии не может рассматриваться вне треугольника отношений "человек-политика-власть". (Нечто подобное присутствует в треугольнике отношений "сознание-внимание-память". Внимание, не имеет своего содержания - ее содержанием является содержание памяти. Внимание измеряют в тех же единицах, что и память, Память пропадает при нарушениях внимания, а внимание исчезает при нарушениях памяти. Сознание же человек теряет как при нарушениях памяти, так и внимания. В исследованиях их крайне трудно отделить друг от друга и измерить раздельно, это требует очень высокой квалификации.) Точно то же происходит в отношениях человека, политики и власти. Как сознание исчезает при разрушении процессов памяти и внимания, так и политический человек деградирует в случае разрушения политики и власти. Власть ощущается, воспринимается, переживается, понимается человеком в терминах политики. Политика обнаруживается, идентифицируется, опознается, действует только в поле сильной власти. Человек проявляет свои гражданские качества только в составе политического общества и только взаимодействуя с властью. Власть, как и внимание, не имеет своего содержания - ее содержанием является политика, как память - содержанием внимания. Для ясности можно предположить, что: а) политика может играть роль аналога человеческой памяти об организации общественных отношений, б) роль внимания в психике человека можно приравнять к роли власти в обществе, в) тогда люди - субъекты и объекты политики в этом случае становятся носителями общественного сознания. Как в треугольнике "сознание-память-внимание", так и в треугольнике "человек-политика-власть" выпадение только одного элемента уничтожает всю систему, и только при условии объединения в целое всех трех элементов системы, она адекватно адаптирует человека и общество к реальной жизни. Следуя предложенной модели нетрудно рассмотреть случаи, когда: 1) политика существует без власти - тогда она имеет форму литературных и научных трудов, описывающих законы власти в философской форме, "технических проектах" устройства механизмов власти; 2) власть обходится без политики - проявляется в форме бессмысленного насилия, имеющего уголовный или варварский характер, и приводит ко всеобщей деградации и разрушениям; 3) человек может быть "до политическим” - адаптируется к действиями власти, ее нормативам, требованиям, инновациям, наказаниям, ограничениям и пр.; 3.1. человек становится "политическим" - понимает, что он является объектом воздействия власти, которое определяется конкретной политикой и пытается разобраться в ее целях. задачах и действиях; 3.2. человек при власти - вольно или невольно эксплуатирует механизмы власти, укрепляет и ремонтирует их, но не вносит в них изменений и усовершенствований; 3.3. человек вне власти - потребитель продуктов механизмов власти безо всякой возможности влиять на их качество, количество, выбор. В более полном описании возможен: а) политический человек без власти - представитель оппозиции, осознавший значение власти в его жизни, сформулировавший свое отношению к действующим механизмам власти, неудовлетворенный конструкцией или режимом их эксплуатации и добивающийся внесения изменений в их конструкцию; б) дополитический человек без власти - гражданин, добровольно или по незнанию содействующий достижению цели правящей власти, безоговорочно поддерживающий функционирование ее механизмов, согласный с результатами их эксплуатации; в) политический человек при власти - государственный лидер, исследующий, проектирующий, эксплуатирующий конструкцию власти на основе научно изученных естественных законов власти; г) дополитический человек при власти - авторитет уголовного мира, эксплуатирующий естественные законы власти как стихийное явление при благоприятном для него отсутствии политики. Политика, лишенная власти и не вызывающая интереса в обществе, представляется безобидным литературным развлечением чудаков. Но власть, не организованная политикой, ведет себя как джин из бутылки, способный как осчастливить, так и уничтожить общество. Однако стоит власти, человеку и политике объединиться в партии, общественном движении, как они преображают мир, общество, производство, культуру, мораль, по новому интерпретирует историю и предвосхищает будущее. В таком случае, политика - есть наука о власти, технология власти и производство власти. Бертран Рассел утверждал, что законы социальной динамики являются законами, которые только и могут быть определены в терминах власти, но не в терминах той или иной власти. Объектом описания и изучения политической психологии является психология "политического человека", - т.е. человека, чьи качества определяются взаимодействием с властью в той политической среде, в которой он находится. Качества политического человека преображаются, когда он оказывается в различных политических средах. Под политической средой мы понимаем массовидные политические явления типа толпы, митинга, парламента, коллектива, армии, партии и т.д., в которых оказывается политический человек. Находясь в совершенно различных объединениях людей, он обнаруживает настолько же различные психолого-политические качества. Он особенным образом воспринимает власть, взаимодействует с ней или осуществляет властные полномочия в зависимости от того, находится ли в своей семье, на партийном собрании, или присутствуя на заседании Правительства. Всего в человеческом обществе, с точки зрения излагаемой концепции, человек может оказываться в 16 различных объединениях людей (массовидных явлениях). Будучи сознательным в одних случаях, он подчиняется территориальной совместности в других, исторической сопричастности в третьих, вольному или невольному активному соучастию в четвертых. В одних массовидных явлениях решающее влияние на поведение человека имеет мировоззрение, в других - картина мира, в третьих его определяет жизненная позиция, в четвертом - образ жизни. Политическое поведение человека может изменяться то под влиянием убеждения, то внушения, то принуждения или доказательства. Его действия могут определяться психическим заражением, деформироваться подражанием, укрепляться воспитанием, конструироваться образованием. Человеком могут руководить политические настроения, в других чувства, в третьих страсти. При таком понимании политической психологии для описания факторов, влияющих на политическое поведение человека, необходимо привлечение всего многообразия знаний, накопленных в общей, социальной психологии, психологии труда, педагогической, юридической и медицинской психологии. Итак, ясно, что политического человека порождает власть, поле власти, действия власти по отношению к нему. Это не означает, что человек может не быть политическим, потому что поле власти никогда не исчезает, как никогда не исчезает гравитационное поле Земли. Если случится, что оно исчезнет, то человек перестанет существовать во всех своих проявдениях - и биологических, и физиологических, и социальных тоже. Поэтому можно говорить только, что выраженность психолого-политических качеств человека может изменяться: от латентных при оптимальных параметрах власти, до критических при чрезмерном ослаблении или усилении поля власти. |