Мы видим слышим понимаем через другого человека. |
Понедельник, 30 октября, Петровский зал СПбГУ.В проблеме гражданского общества есть две стороны. Одна – это откровенное непонимание того, о чем идет речь и для чего. Многие считают, что это откровенный научный треп, не имеющий к жизни никакого отношения. А другие принципиально не согласны с введением гражданского общества в России. Для этого на конференцию тех, в чьих руках находится реальная административная и финансовая власть. Большинство из них практики-эксплуатационники вверенного им объекта. С проектами реконструкции управляемого объекта они не знакомы. Другая вопрос, если понятно, что это надо: как превратить благие намерения в реальность – где проект? Для этого на форум надо пригласить специалистов по проектированию и строительству гражданского общества – ученых. Пока возможность построить в России гражданское общество – это наличие кучи кирпичей и рабочих рук. Но что строить и как - неясно, нет проекта, технологии. Форум должен выполнить роль выставки проектов, которые надо . Не ремонтировать, не реконструировать, не строить гражданское общество, для России это равносильно остаться на зиму в доме, разваливающемся от старости. без отопления, воды и света. Гражданское общество – это проект дома, который несет жизнь. Но мы не можем взять чужой проект, например, английский, и механически перенести его в условия России. Например, в Англии здания строят без фундамента с окнами в одно стекло. А в России земля промерзает на два метра и тройное застекление не всегда спасает от стужи. У нас тоже дом, но российский. И гражданское общество, но с российской спецификой. Для чего нужно гражданское общество? Только в гражданском общество человек является мерой всех вещей. Что это значит? Мы видим глазами других людей, мы слышим ушами других людей, мы все понимаем через понимание других людей. Кто не верит, пусть вспомнит, вчуствуется – как мы оцениваем себя, свою внешность, свои успехи? На что ориентируемся? Да на глаза, уши, знания других людей. Особенно, на глаза дорогих нам, любимых людей. Мы стараемся все делать так, чтобы они одобрили нас, возгордились нами, порадовались с нами и за нас. И вспомните, как все наши достижения теряют смысл, когда их нет с нами! Другие люди придают смысл и силу нашим поступкам и победам! В чем психолого-политическая проблема текущего момента? В том, что между нами и радостями жизни всегда стоит другой человек. Через его глаза, уши, мысли, чувства мы получаем то, что дает нам уверенность, силу. Сейчас этот человек отодвинут в сторону, как некая помеха. Сильные мира сего вцепились непосредственно в радости жизни зубами и ногтями, купаясь в роскоши и излишествах. К сожалению, большинство из них не знает, что это все равно, что выпить вино с ядом – гибель за порогом. В чем опасность? Удовольствие никогда не получается от себя самого – а только от другого человека. Нельзя смеяться само с собой, а только с другим человеком. Любая житейская радость – радость разделенная с другим человеком. Но когда не с кем разделить радость, то радости нет. Вот тогда то и приходит опустошение от одиночества, которое делает цену собственной и чужой жизни копеечной. Отсюда бессмысленный риск, бессмысленные разборки, убийства, никого не делающие ни на один грамм счастливее и спокойнее. Какова цена этого отодвигания человека от прямого пути к богатствам жизни? Это тридцать тысяч заказных убийств в год, еще тридцать тысяч погибших на дорогах в борьбе за первенстве в маневре и скорости, еще тридцать тысяч самоубийств, еще тридцать тысяч погибших от травматизма и т.д. и т. п. Мы теряем погибшими около ста пятидесяти тысяч мужчин без войны, оставляя несчастными триста тысяч женщин и сто пятьдесят тысяч детей. Еще живы, но пропали пять миллионов алкоголиков и пять миллионов наркоманов. Это от того, что они потеряли человека, между собой и жизнью, прямо присосавшись к деньгам, жратве, выпивке, сексу… К гражданскому обществу человечество шло долго. Осознание опасности того, что человек не является мерой всех вещей приходило с опытом. Примером такого опыта является и русская история. Попробуйте посчитать и сравнить число погибших в России от рук внешних врагов и от рук своих соотечественников – волосы шевельнуться! В сумме граждане России убили граждан России больше, чем все внешние враги вместе взятые! Чем отличается жестокость Ивана Грозного, спалившего Псков и Новгород от нашествия крестоносцев? Чем отличается гибель русского офицера или солдата на полях первой мировой войны или на полях гражданской войны? Беспощадность соотечественников к своим братьям, сестрам, отцам – следствие того, что цена жизни человеческой в России – копейка. Итог – неспособность государства отстоять свои границы и нежелание населения их защищать. Все что мы получаем от жизни – это все дают нам другие люди. Все, что мы совершаем в жизни – мы совершаем для других людей. Вне человеческого общества – все мыслимые блага и наслаждения превращаются в ненужную бессмысленность. Мы все видим, чувствуем, понимаем непременно через другого человека. Когда мы отстраняем человека и пытаемся непосредственно «взять» радость бытия и наслаждение жизни – то мы обманываем себя. |