Экстремальные формы политического поведения. |
4. Экстремальные формы политического поведения.Время от времени политическое общество переживает общий кризис. Вся организация политического общества и поведение его граждан оказываются неадекватны изменениям, которые произошли в мире – например, наступлению Информационной эпохи. Тогда начинается психолого-политическая реконструкция всего политического сознания и поведения населения государства. Тогда парламент осуществляет целеустремленную ревизию правовой базы государства, правительство начинает интеллектуальную экспансию новых идей, армия осуществляет физическое подавление очагов противодействия изменениям и т.д. Однако ситуация часто осложняется из-за дефицита ресурсов для изменений: интеллектуальных, информационных, технологических, финансовых, человеческих. Тогда начинается процесс перерождение некоторых или всех политических сообществ и их функций. Политические сообщества начинают исполнять свои функции по принципу «наоборот»: делать то, для предотвращения чего они предназначены. 4.1. Перерождение поведения группы сообществ, творцов политики.в группе создателей политики. Совет из-за неспособности решить проблемы в рамках действующего права, организует переворот (коренное изменение в жизни общества) или резкий поворот, перелом в развитии общества. Примером политического переворота, осуществляемого высшим государственным советом может послужить история НЭПа в СССР, когда после смерти Ленина, по словам Зиновьева, “партию лихорадило...в партии разразился кризис..назревал переворот”. 20 июля 1926 года начался стремительно нарастающий политический переворот. Был жестоко подавлен НЭП. К числу наиболее известных в истории России переворотов можно отнести реформы Никона (1654-1676), свержение Софьи (1689), ссылку Меньшикова (1727) и др. Собрания охватывает кризис, когда из-за разногласий оно попадает в затруднительное положение. (Действительное значение понятия “кризис” в переводе с греческого - “суд”). Находясь в кризисе, собрание препятствует функционированию политической системы. Политические кризисы многообразны - кризис политики, власти, правительства, парламента, кризисы отношений законодательной и исполнительной власти, кризис доверия и т.д. Российские психолого-политические кризисы традиционно именуются смутами (смерть Бориса Годунова в 1605 г., низложение Василия Шуйского в 1610г. и т.д.). Классическим примером собрания в России является "семибоярщина", "троеначальники", Правительство Трубецкого и Пожарского. Когда у нации появляется ощущение опасности утраты жизненного пространства, она осуществляет революцию (коренной переворот в социально-экономической структуре общества, или, иначе, глубокое и качественное изменение в развитии общества (в способе производства, в различных областях знания). Революция всегда является плодом национальной политики. Революция направлена на изменение системы власти таким образом, чтобы жизненный путь нации был полностью представлен в науке, культуре, экономике, праве государства. Есть связь между психолого-политическим развитием нации и ее способностью осуществить революцию. Аудитория, отчаявшись найти объяснение происходящему методами доказательства, трансформирует свое непонимание в судилище. Например, Томский говорил Рыкову о Преображенском: “Видите ли, он сто пятьдесят раз прочитал в "Капитале" Маркса главу о первоначальном капиталистическом накоплении в ХVI веке и она несчастным образом закупорила его мозг, отсюда у него неизлечимый в голове запор. Ну, да вся его теория от этого запора" (Валентинов В.,1991.). Справка: все трое - расстреляны. 4.2. Перерождение функций группы сообществ, исполнителей политики.Разочарованная в неудачном проекте команда, прибегает к путчу - попытке политического переворота, инициированного небольшой группой лиц. Психология путча коренится в прочном единстве мотива и действия членов "команды", объединенных единой волей. Команду следует отличать от группы. Команда обладают жесткой структурой, члены команды имеют строго определенные обязанности, которые лишь в малой степени перекрывают друг друга. Команда снабжена инструкцией и осмысленно действует с партнерами и задачами. Команде присущи смелость, решительность, выносливость и жестокость. Для команды характерны устойчивость, проявляющаяся в работоспособной активности и совершении волевых актов Правительство, будучи неспособным осуществить свои планы, деградирует к коррупции: преступной деятельности в сфере политики, заключающейся в использовании должностными лицами своих прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Типичные формы коррупции - подкуп, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм - выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений. Психологические причины коррупции в правительстве кроются в несоответствии интеллектуальных и волевых качеств его коррумпированных членов чрезвычайно сложным профессиональным задачам, которые они решают. Эти задачи так сложны, что не поддаются классификации (таксономии), принятой для самых сложных технических систем. В действительности, их решение имеет такой класс интеллектуальный профессиональной управленческой деятельности, который представляет самоценость, превосходящую любые блага, которые можно получить за ее исполнение Армия, несогласная с новым проектом политической власти, прибегает к мятежу - вооруженному выступлению против нее. Мятеж - проявление политического сопротивления со стороны силовых структур государства - армии, полиции, служб безопасности. Ведущей психологической характеристикой армии является ее устойчивость, как в состоянии покоя (в мирное время), так и во время боевых действий (на поле боя). Способность сохранять заданное направление активности, предписанные модели поведения, внешнего вида, обращения, независимо от поддержки или сопротивления, которые она встречает - определяет качество армии. Если армия психологически сильнее политического руководства государства, то утрачивается управление ею: она выходит из заданного состояния равновесия - начинается мятеж. Трудовой коллектив из-за невозможности исполнения своей деятельности прибегает к забастовкам - борьбе в форме коллективного прекращения работы на одном или нескольких предприятиях. Типичные забастовки: предупредительные, перекатывающиеся или ступенчатые, забастовки наоборот (продолжение работы, несмотря на закрытие предприятий), периодические, перемежающиеся (перекатывающиеся из цеха в цех, парализующие работу предприятия), забастовки усердия (или работы строго по правилам) и др. Трудовая деятельность с большими затратами формируется всеми институтами власти государства. Ее разрушение - самая сильная социальная катастрофа, которая может постигнуть общество. Начало крушению Российской империи положили забастовки, которые начались 11 января 1916 года. В забастовках разрушается самое ценное достояние государства - трудовые ресурсы, весьма уязвимые и незащищенные от политических потрясений. 4.3. Перерождение функций группы сообществ, распространителей политики.Они начинают делать все «наоборот». В партии начинается внутрипартийная борьба. Несогласных с большинством партии подвергают остракизму (изгнание, изоляция в древней Греции граждан, опасных для государства, путем тайного голосования, производившегося черепками, на которых писались имена изгоняемых). То, что происходит в современной политической жизни не называют остракизмом, а находят для него более благозвучные названия: исключение из партии, выведение из состава руководства, подача в отставку, увольнение, сокращение, уход на пенсию, отъезд, арест, осуждение, расстрел, исчезновение без вести - целый арсенал слов и действий. Это лишает человека, подвергнутого остракизму, возможности влиять на политическую жизнь общества. Изгнание физическое, или информационное, или материальное, или административное распространяется как на отдельных лиц, так и на целые народы. В России остракизм именовался опалой. Ее жертвой были Меньшиков, Суворов, Сперанский, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Пятаков, Радек, Раковский, Хрущев Н., Романов Г., т.д. и т.п. В Германии аналогичным образом были подвергнуты жесткому остракизму сподвижники Гитлера - Рем, Брюкнер, Людендорф, Штрассер, Грефе и др. Не составит труда найти еще множество примеров этого почти детского наказания, приобретающего в политике страшный облик. Парламент, оказавшись перед лицом неразрешимых политических проблем, подвергает оппонентов обструкции - протесту в форме срыва обсуждения. Срыв заседания выполняется путем создания шума, произнесения длинных, не относящихся к делу речей, бесконечному обсуждению регламента и т.п. Не допускается или задерживается принятие нежелательного для меньшинства решения. Классическим примером политической обструкции является полемика около трибуны 9 июня 1989 года на 1 съезде Народных депутатов СССР. Выступает С., председательствует Г. Происходит такой диалог: - "Г. Все таки заканчивайте, С. Два регламента уже использованы. - С. Я заканчиваю. Опускаю аргументы. Я пропускаю очень многое. - Г. Все. Ваше время, два регламента истекло. Прошу извинить меня. Все. - С. Я настаиваю. - Г. Все, товарищ С. Товарищ С., Вы уважаете съезд? Хорошо, все. - С. (Не слышно) " и т.д. (Первый съезд Народных депутатов СССР. Стенографический отчет. т.111. С. 328). Малая группа, внеполитическое формирование, тем не менее, тоже становится участником политического обострения. В малой группе развивается конфликт из-за оценок политической ситуации - столкновение противоположных сил и интересов, распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями. Выступает в форме: 1. внутриличностного конфликта, представляющего собой столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п., 2. В форме межличностного конфликта, который определяется как ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо, одновременно, в конкурентной борьбе стремятся к достижению цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон. 3. В форме межгруппового конфликта, когда конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Примером могут служить политические конфликты власти и малых групп 50-90-х годов 20 века: с движением за права человека (А.Гинзбург, А.Амальрик, В.Буковский, А.Синявский), с движением за социально-экономические права (Л.Агапова, В.Новодворская, В.Сендеров), с русским национальным движением ( Фетисов, Шиманов, Вагин), с украинским национальным движением (Я.Гасюк, П.Лукьяненко, Н.Богач), с православным (Б.Таланов, Д.Дудко), с национальными движениями - литовским, эстонским, латышским, армянским, грузинским, крымско-татарским, еврейским, немецким и др. Публика, в случае политических затруднений, организует заговоры - тайное соглашение о совместных действиях против власти. Это уговор, сговор нескольких лиц, выступающих индивидуально или в качестве лидеров политических сил о совместных действиях против кого-либо или, реже, чего-либо для достижения определенных политических целей. Заговор - особая разновидность политической интриги, отличающийся максимальной конспиративностью и негативной, деструктивной направленностью. Заговоры направлены на интеллектуальное и моральное подавление соперника, политическое отстранение оппонента. Заговоры возникают среди людей, не имеющих прямого отношения к власти. Общественной средой для заговора выступает публика, имеющая право и возможность собираться в общественных местах: церквях, театрах, на выставках, на празднествах, в пивных и пр. Лица, собирающиеся там для созерцания зрелища, отправления гражданских актов, ознакомления с произведениями искусства именуются публикой. Главное назначение таких собраний - распространение политики методом психологического подражания. Подражают новой манере поведения, способу понимания общественных явлений, стилю в одежде, форме выражения своих чувств, оценке действующих политиков, манере общения с представителями существующей власти. 4.4. Перерождение функций группы сообществ, повинующихся политике.Они, напротив, выходит из повиновения. Собираются толпы, которые начинают беспорядки: массовые народные волнения, являющиеся выражением протеста против власти. Беспорядки - самая примитивная и дикая форма политической активности массы людей. Они сопровождаются нарушением режима жизни, порядка движения транспорта, нарушением функционирования всех систем обеспечения, перерастают в вандализм. В случае неспособности власти прекратить беспорядки, толпа не останавливается перед кровью и покушением на жизнь всех, кто по каким либо причинам покажется ей для этого пригодным. Самые жестокие издевательства над человеком, самые зверские убийства, известные в политической психологии, были осуществлены толпой. Объяснение этому - толпа формируется на базе индивидных страстей и напрочь утрачивает все субъектные, личностные качества составляющих ее людей, а тем более качества индивидуальности. Семья, которой в первую очередь угрожает политическая нестабильность, порождает мафию - тайную преступную семейную организацию, применяющую методы насилия. Мафия осуществляет незаконное, преступное воздействие на лиц, государственные и общественные учреждения и организации с целью достижения незаконных экономических, политических или кадровых преимуществ. Родоначальник понятия “мафия”, Джентиле, утверждает, что она зародилась в древности и стала средством защиты собственного достоинства, опорой слабых и гарантией соблюдения человеческих законов. Мафия помогает своим членам методами террора и насилия. Подобное взаимодействие семьи с обществом не является типичной только для сицилийцев, калабрийцев и неополитанцев. В России нет четкого деления членов мафии на fratellos (братья); capo (глава, шеф), consigliari (советников), но система семейной, родовой, родственной поддержки, защиты от государственной власти по "зову крови" присутствует. В случае ослабления политической власти или, напротив, чрезмерного ее усиления, она, семейная поддержка, вновь оживает вместе с самыми старинными суевериями. Члены семьи, рода, общины связываются круговой порукой и в действие вводятся самые примитивные механизмы защиты "своих" от "чужих". Рис. 6. Перерождение функций политических сообществ, вызывающее сомнения у политического человека. Население, осознав опасность для себя политического кризиса, защищается от этнических, социально-экономических и иных проблем восстанием - массовым вооруженным выступлением против власти. С психолого-политической точки зрения решающую роль в его провоцировании играет неадекватность социально-экономических изменений, в которые не может "вписаться" основная масса населения, Так случилось при царе Алексее, когда выпустили медные деньги вместо денег серебряных и вызвали тем самым массовые голодные смерти. Тогда начался массовый отток голотьбы на Дон, Волгу, а потом и восстание С. Разина. В нем участвовали мордва, черемисы, татары - все население государства, в котором власть нарушила нормы сотрудничества и взаимодействия «каждого с каждым». Митинг, как предчувствие опасности политического кризиса, собирается на ограниченное время, но как правило, перерастает в демонстрацию - организованное по признаку совместности политическое выступление для расширения своего влияния на возможно большее пространство. Демонстрация является пространственным образованием индивидов. Решающее значение в прохождении демонстраций имеет характер людей, в ней участвующих. Привычка выполнять демонстрацию определенным образом требует длительного периода подготовки и воспитания участников. Именно поэтому демонстрации в России после 1991 года приобрели жестокий, плохо организованный характер. Тема 5. Разрушение «человека политического» в борьбе общества политического с дополитическим.Противостояние политического и дополитического общества. В государстве во все времена одновременно сосуществуют две противостоящие друг другу группировки сообществ: политического и дополитического. Это противостояние двух несовместимых философий жизни, организаций жизни, которые ведут между собой борьбу не на жизнь, а на смерть. Борьба между ними идет с переменным успехом. В периоды политического кризиса, т.е. ослабления политического сообщества начинает доминировать дополитическое общество. Тогда множество людей, бывших граждан государства, изменяют ему и переходят в ряды криминальных сообществ, которые берут на себя заботу об их обеспечении и безопасности. Главной причиной противостояния политического и дополитического сообщества является разное отношение к государству. Множество людей, обманутых государством, не согласны жить по его нормам и правилам, которые дают преимущества одним и лишают всяких шансов других. Борьба ведется всеми доступными методами. Косвенно: члены дополитических сообществ перерождают основные политические сообщества, инфильтруясь а них. Прямо: создают параллельные дополитические сообщества, которые вступают в прямую конкуренцию и даже войну с политическими сообществами. Дополитические сообщества имеют свой, криминальный смысл жизни, свои жизненные ценности, свои цели жизни. Принципиальное различие заключается в том, что дополитические сообщества организуют эффективное потребление потребительной стоимости, но не в состоянии организовать ее эффективное производство. Зарождение, распространение, усиление дополитических сообществ относится к числу самых сильных страданий государства. Теоретически, не исключено, а международная практика показывает, что состязание политического общества и дополитического приводит часто к созданию криминальных территорий на месте бывших государств – поражению политического общества. Более всего от такого развития событий страдает политический человек. Для поддержки политического человека, необходимо понять его представления о том, кто такой человек, какова ценность, каковы механизмы его поведения, как организовано влияние на поведение человека и что составляет содержание его сознания? Открытое нападение дополитического общества на политическое произошло 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, и было названо актом терроризма. Дополитическое общество окрепло благодаря усилиям множества дополитических сообществ, проводящих политику экстремизма по отношению к государству. Главными задачами экстремизма является противодействие любой форме политической власти, а главной целью терроризма является уничтожение любой политической власти. Терроризм будет существовать при двух условиях: а) пока существуют его корни в виде хотя бы одного из 16 видов экстремизма, и б) когда модернизация власти не будет успевать за изменениями общества. Такие условия создались с началом глобальных изменений. Терроризм – не изолированное явление, обусловленное тактикой борьбы «кого-то с кем-то». А это вызов государственной власти и попытка создать общество без политической системы и без политической власти. Это борьба с существующим миропорядком, в которой экстремизм не может применить тяжелое вооружение, открытое перемещение больших масс вооруженных людей, публично заявить свои претензии на власть. Такого рода возможности созданы только государством и находятся пока только в руках легитимной власти. Временно. 5.1. Извращение деятельности творцов политики.5. Блатняк появился в середине 20-х годов на Соловках. Блатняк обозначает аристократов пенитенциарного мира, признающих только воровские законов, и отвергающие все прочие законы. Они презирают всех не-блатных, в том числе и уголовников. Блатные образуют своего рода закрытый клуб, имеющий неписаный устав и закон. Например, по старой традиции блатной не нападает на одинокую женщину с ребенком, или, находясь в заключении, не отнимает пайку у другого заключенного. Всякое нарушение закона обсуждается коллективно, а виновный, чаще всего изгоняется из среды блатных или приговаривается к смерти. Блатным становится не тот, кто хочет, но кого принимают блатные по предложению одного из них. Кандидат проходит, часто, чрезвычайно жестокие испытания. Национальность и вероисповедание не имеет значения. Блатняк проник во все сферы жизни политического общества в виде блатного жаргона. Словарь современной уголовной среды насчитывает свыше десяти тысяч слов и выражений. Хотя для общения блатарю достаточно 300-400 жаргонных слов. Словари блатного жаргона представляют только познавательный интерес. Их нельзя использовать в качестве учебных пособий для людей, романтизирующих мир блатных. Феня сродни иностранному языку: нельзя овладеть им, лишь прочитав словарь. В ХХ веке около четверти населения России прошло через тюрьмы и лагеря, в которых правили и правят доныне криминальные законы. Люди, вышедшие из заключения, невольно принесли оттуда и распространили в обществе блатной жаргон, который стал в России в ХХ веке чем то вроде французского языка для дворян Х!Х века. Страна сверху донизу, от представителей власти до комментаторов ТВ говорит на скверном блатном жаргоне, не отдавая себе отчета, что это язык противника. Это язык чужого мировоззрения, чужой жизненной позиции, чужого образа жизни, враждебного политическому обществу. В интеллектуальном и моральном смысле употребление блатного жаргона – предательство, нечто подобное продаже боеприпасов своему противнику прямо на поле боя. 6. Догматизм - одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее необсуждаемыми истинами. В основе догматизма - слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений. Догматизм прежде всего заражает политику и науку. Критериальная система не развивается. Философские положения абсолютизируются и создают жесткие границы, направляющие науку по заданному пути. Некоторые научные теории абсолютизируются, другие подвергаются гонению. Именно догматизм, как общественная болезнь, является основным тормозом развития науки и человеческого общества. Деля мир на добро и зло, людей v на своих и чужих, догматизм одновременно внушает, будто для него не существует сферы незнакомого, неизвестного. Догматизм явно утверждает, будто знает, что такое ад и рай, что такое коммунизм, правовое государство. Реально же вся природа изменяется с каждой минутой, а изменчивое будущее с точки зрения разумности (совершенства, оптимальности) составляет неопределенность, секрет, тайну, незнакомое. На это указывает, в том числе, фактор случая, обусловивший теорию вероятностей. Иллюзия догматизма сковывает поисковую инициативу, потому религии увязывают лучшее будущее только с раем, консерватизм консервирует все плохое. Догматизм не ограничивается только внушением, а подкрепляет внушения угрозами. Догматизм формирует опаснейший, наихудший менталитет, который радуется, например, когда унижен, пребывает в страхе и страдает враг (подчиненный, более слабый, гражданин другой расы, национальности и т. д.). 7. Шовинизм лучше всего описал Н.C.Трубецкой. Позиции, которые может занять человек по отношению к национальному вопросу, довольно многочисленны, но все они расположены между двумя крайними пределами: шовинизмом с одной и космополитизмом с другой стороны. Принципиальной разницы между шовинизмом и космополитизмом нет. Это два различных аспекта одного и того же явления. Шовинист исходит из того априорного положения, что лучшим народом в мире является именно его народ. Культура, созданная его народом, лучше, совершеннее всех остальных культур. Его народу одному принадлежит право первенствовать и господствовать над другими народами, которые должны подчиниться ему, приняв его веру, язык и культуру и слиться с ним. Все, что стоит на пути к этому конечному торжеству великого народа, должно быть сметено силой. Космополит же отрицает различия между национальностями. Если такие различия есть, они должны быть уничтожены. Цивилизованное человечество должно быть едино и иметь единую культуру. Нецивилизованные народы должны принять эту культуру, приобщиться к ней и, войдя в семью цивилизованных народов, идти с ними вместе по одному пути мирового прогресса. Цивилизация есть высшее благо, во имя которого надо жертвовать национальными особенностями. Психологическое же основание космополитизма - то же самое, что и основание шовинизма. Это разновидность того бессознательного предрассудка, той особой психологии, которую лучше всего назвать эгоцентризмом. Другой вид ложного национализма проявляется в воинствующем шовинизме. Здесь дело сводится к стремлению распространить язык и культуру своего народа на возможно большее число иноплеменников, искоренив в этих последних всякую национальную самобытность. Но самобытность данной национальной культуры ценна лишь постольку, поскольку она гармонирует с психическим обликом ее создателей и носителей. Как только культура переносится на народ с чуждым психическим укладом, весь смысл ее самобытности пропадает и сама оценка культуры меняется. В игнорировании этой соотносительности всякой данной формы культуры с определенным этническом субъектом ее заключается основное заблуждение агрессивного шовинизма. 8. Черный PR отпочковался от института «связей с общественностью». Все специальности по PR категорически отрицают свою причастность к черному PR. Серьезные специалисты по связям с общественностью весьма тяжело переживают эту ситуацию, и объясняют ее тем, что настоящий PR и качественные СМИ могут быть только в демократическом обществе, которое в России еще не сложилось. Поэтому, пока в РФ рано говорить о появлении полноценного клиента для PR-агентств как в политической сфере, так и в бизнесе. Отсюда и черный PR. Те, кто не отрицают «черного пиара» с юмором излагают, например, технологию пиар-нападения: 1. Составление виртуальный портрет "клиента". О конкуренте собирается любая информация и находятся наиболее уязвимые места. В одну папку собирается коррупция, подкуп судей, предательство государственных интересов и т. д. Не брезгуют тайнами личной жизни, нетрадиционными склонностями, увлечениями и индивидуальные качества: гордость, алчность, эгоизм. 2) размещение «портрета» в прессе. Медиаплан "черных спецов" содержит, как правило, нелегальные действия, оплату "черным налом". При этом больше всего ценятся хорошие личные отношения с главным редактором - так договориться проще. 3. Противодействия соперникам. Прекрасно понимают, что у оппонента есть свои связи со СМИ. Если есть - нужно договориться о "блокировке" ответных статей, то есть издательство получает деньги (около 100 тыс. долларов) с условием не печатать встречные материалы. Другой вариант "блокировки" - заключение долгосрочных контрактов на размещение своей рекламы». 4. Сопровождение «жертвы». Проводя курс "шоковой терапии", черные мастера держат руку на пульсе жертвы: как он реагирует на информационный поток, какие шаги предпринимает. Каждую неделю в штабах проводят совещание, ставят цели и задания, корректируют направления деятельности. 5. Финал истории. Возмущенная общественность начинает призывать к ответу "забитого" пиарщиками бедолагу. По проблеме, получившей широкий резонанс в обществе (не без инициативы "кукловодов"), высказываются известные общественные и политические деятели. К решающему удару готовят "тяжелую артиллерию" в лице федеральной или местной администрации. 6. Занавес...В подобную «деятельность» в период выборов вовлечены сотни тысяч (!) людей, в миру образованных, воспитанных, квалифицированных. 5.2. Извращение труда группы сообществ - исполнителей политики.1. Бандитизм - преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 209 УК РФ, заключающееся в: а) создании устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой); либо б) участии в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях. Сам факт организации вооруженной банды признается оконченным преступлением, даже если банда не совершила ни одного нападения. Участие в банде - также оконченное преступление. В России во время политического кризиса бандитизм стал, по мнению исследователей, «социально-властным рынком», накрывшим первый, новорусско-предпринимательский. Когда деньги стало можно делать на чем угодно, бандитизм, экстраполированный в социальную жизнь, стал «террористической бюрократией», специфической формой управления обществом. Бандитская этика, бандитские законы и «понятия» и стали русской разновидностью «протестантской этики». Общество должно было как-то управляться – поэтому появились бандиты. Жизнь начала управляться по законам «зоны». Общество приняло бандитскую этику. Бандитизм открыто существует под именем «крыши» и занимается защитой предпринимателя от власти, конкурента и бандита, является весомым аргументом в переговорах, устанавливает нужные связи, передает взятки, заступается при разборках и отбивает «бабки». Крыша - род налога за право работать на территории, подконтрольной «хозяину», тому, кто «держит шишку» в данном районе. Размер дани определяется либо как фиксированная величина, либо как процент от прибыли. Имеет тенденцию перерастать в полный контроль над бизнесом через уполномоченных лиц, либо даже в отчуждение бизнеса в собственность самих бандитов. Основной принцип крыши: «барыга» по жизни должен «правильным пацанам» и обязан «терпеть». Бандитскую «крышу» никогда не ищут — она всегда приходит сама без предупреждения. Каждый рынок, городской район, каждый вид нелегального бизнеса (попрошайничество, проституция, наркотики, азартные игры) контролируются своей группировкой. За свои деньги, как правило, «деловар» (т. е. предприниматель) может рассчитывать только на то, что его не будут терроризировать сразу несколько группировок. Сегодня бандитизм повсеместно трансформируется в легальный бизнес. Существующие “крыши” можно разделить на два основных вида: бандитские (“синие”) и государственные (“красные”). “Красные крыши” в свою очередь различаются по ведомственной принадлежности. Они бывают “чиновничьими”, “ментовскими”, “ЧОПовскими”, “чекистскими” и др. «Ментовская крыша» появилась и набрала силу в эпоху «переломного момента» псевдореформ, отмеченных невиданным увеличением госаппарата, расширением его прав и соответственно обязанностей субъектов предпринимательской деятельности Исследователи отмечают этапы строительства “крыш” в России: 1986—1989 гг. — возникновение и становление бандитских (“синих”) “крыш” над кооператорами. 1990—1993 гг. — массовый процесс “крышевания” среднего бизнеса в условиях приватизации. Использование в виде “крыш” ЧОПов. Слияние криминала с крупным бизнесом. 1994—1996 гг. — крупный бизнес окончательно уходит под “крыши”. Появление “красных крыш” и вытеснение ими “синих”. Создание и использование в качестве прикрытия различных ассоциаций и фондов для поддержки ветеранов силовых структур. 1997—1999 гг. — полное вытеснение монополии “синих крыш” из крупного бизнеса. Большинство бизнесменов начинает пользоваться услугами обоих типов “крыш”. 2000—2002 гг. — фирмы начинают обзаводиться одновременно несколькими “красными крышами”. Самые распространенные сочетания: таможня — ФСБ, налоговая полиция — милиция. 2. Теневая экономика, взаимодействуя с государством в экономических и социальных процессах, не платит налоги с получаемых в результате этого взаимодействия доходов. По самым скромным подсчетам с 1992 года из России вывозилось около 50-70 млрд. долл. ежегодно, что сопоставимо с годовым объемом российского экспорта и в 2-3 раза превышает внешнеторговое сальдо страны. Утверждается, что 102 млрд. долл. – это оборотный капитал теневой экономики России в 1991-96 годах. Называются и другие цифры, в разы большие приведенных выше. Основной круг теневой экономики – экспортно-импортные операции. Круг экспортных товаров, на которых делаются деньги: алюминий, кобальт, никель, черные металлы, нефть и газ. В результате неграмотной или злонамеренной политики экспортеров Россия ежегодно теряет до 20-25% валютной выручки от экспорта. Это составляло в 1994-1996 г.г. от 14 до 18 млрд. долл. в год. Но в теневую экономику входит и откровенно криминальная экономика, включающая в себя торговлю оружием, наркотиками, алкоголем, проституцию, попрошайничество, рэкет, нелегальную миграцию и т.п. Теневая экономика породила явления, именуемые в просторечии «черный рынок», «черный пиар», «черный нал», «черный суд», «черные избирательные технологии» и пр., которые не обсуждаются, не учитываются, не контролируются ввиду их полной недоступности для исследователей. Теневая экономика – это финансовый вид «партизанской войны против государства» и его институтов, включающей как экономические методы, так и методы физического устрашения. Эту войну никто не объявлял официально, никто в ней не признавался, и по недоразумению теневую экономику не понимают как войну против власти. Рис. 7. Извращение функций политических сообществ, приводящее политического человека в растерянность. Субъекты теневой экономики образуют своего рода пирамиду. На ее вершине криминальная, уголовная часть - "авторитеты" и их рабочая сила - торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты (грабители и наемные убийцы), сутенеры и проститутки. Здесь же - коррумпированные представители органов власти и управления. По численности все эти лица составляют, по разным оценкам, от 5 до 25 % всей пирамиды и обладают значительной силой и влиянием. Это однозначно криминальная, антиобщественная часть сектора экономики. Среднюю часть пирамиды формируют теневики - хозяйственники (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены). Эти люди - мотор экономической деятельности России. Именно они способны выступать в нормальном обществе в качестве основы среднего класса рыночной экономики. Сегодня они вынуждены уходить "в тень" главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при созданных властью "правилах игры" в экономике превышают соответствующие выгоды и доходы. На фоне повального разворовывания бюджета издевательством выглядят призывы "заплатить налоги и спать спокойно". Нельзя не отметить, что по сравнению с началом 90 - х годов правоохранительные органы действительно успешнее борются с рэкетом (по крайней мере, в самых "беспредельных" его проявлениях). Но до сих пор бандитская "крыша" обеспечивает мелкому и среднему предпринимателю большие гарантии, чем государственные органы. Третья группа представлена наемными работниками физического и умственного (интеллектуального) труда: к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, до 60 % составляют "подарки" и прочие мало прикрытые поборы с предпринимателей и простых граждан. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из - под действия закона "в тень". Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках теневиков второй группы. Всего "пирамида" насчитывает 30 млн. человек экономически активного населения страны, производящих более 50 % валового внутреннего продукта России. 3. Дедовщина широко известна в обществе как неуставные отношения и притеснение старослужащими молодых солдат. Принято считать, что дедовщина – непременный атрибут армии, известный с незапамятных времен. Многие исследователи считают, что дедовщина – единственный способ рационального устройства армии, управления молодыми солдатами, которые нечувствительны к другим способам влияния. «Другие способы влияния» в советской армии исчезли в 1958 году с ее сокращением на миллион двести тысяч человек, и фактической отменой наказаний за воинские преступления. Тогда в казарме исчезли солдаты, а появились «молодые», «фазаны» и «старики». «Молодой» обязан за «деда» делать все: чистить картошку, мыть полы, стоять в наряде, грабить и ниществовать, будучи в увольнении, отдавать добычу «дедам» и воевать. Свой вклад в развитие дедовщины сделала глобализации в связи с поступлением в войска технически сложного вооружения. Большая часть новобранцев не в состоянии им овладеть, и страдая от комплекса неполноценности, они создают порочную систему ценностей – дедовщину. Другие утверждают, что дедовщиной именуется порочная система ценностей, где стоимость человека определяется по признакам, независящим от качества личности. Дедовщина вышла за пределы воинских частей, заразила школы, лагеря отдыха, спортивные команды. По мнению профессионалов, суть школьной дедовщины в постепенном превращении «чужого» (новичка), вступающего в данное сообщество в «своего». Это превращение «чужого» в «своего» достигается самой изощренной системой жестоких испытаний (издевательств, унижений, избиений, поборов, выполнением тяжелой и грязной работы за «дедов»). Сложившимися элементами дедовщины являются: деление людей на «своих» и «чужих», прописка, употребление алкоголя, жесткое распределение статуса личности, самоуправство, постановка должников на счетчик, поборы, принуждение делать за себя работу, азартные игры, наличие общих девочек. 4. Саботаж изъят из официального обращения, хотя в России его часто употребляют публично. У «изъятия» есть причины: термин использовался Положением о преступлениях государственных (СЗ 1927, 12:123) и входил в УК-26 (ст.58-14). Его упоминание сравнимо с упоминанием «черта на ночь», потому что наказание за саботаж было «до расстрела включительно». Термин обрел юридическую окраску в 1919 году ввиду отказа государственных служащих, специалистов и крестьян сотрудничать с новой властью. В газетах того времени писали: «Чиновники государственных и общественных учреждений, саботирующие работу в важнейших отраслях народной жизни, объявляются врагами народа. …их имена будут публиковаться…списки врагов будут вывешиваться…они являются отверженцами и не имеют права на пощаду….они объявляются под общественным бойкотом….кто не хочет работать с народом, тому нет места в рядах народа…». Много позднее, Э.Че Гевара утверждал, что: «Саботаж - неоценимое оружие в руках народов, ведущих партизанскую борьбу. Организация саботажа - это гражданский подпольный аспект деятельности партизан» Саботаж жив. В октябре 1999 года на Выборгском целлюлозно-бумажном заводе появились лозунги: «Да здравствует саботаж!». Сегодня в РФ стали говорить о саботажах «компьютерном», «военном», «экономическом», «моральном», «политическом», не обсуждая всей глубины этого явления. Например, в прессе июля 2001 года в газетах пишут: «Вице-премьер взорвался: Зачем Вы подсовываете эту макулатуру – это форменный саботаж!». Из-за подавления саботажа жестокими методами, он замаскировался. Именно он обусловил низкую эффективность труда, которая «убила» СССР. Массовый саботаж трудящихся замаскировался в пьянстве, прогулах, сидении в курилках, липовых больничных листах, приписках, обмане нормировщиков труда, трудностях с внедрением новой техники и технологий, и другом «народном творчестве». Саботаж имеет продолжение в современной России в форме нежелания и неумения качественно и быстро строить, обрабатывать поля, производить современного качества продукцию. В начале ХХ1 века строят в России югославы, убирают хлеб турки, валят лес гуцулы, делают дороги финны. Страна плохо работает, потому что несколько поколений граждан России трудом наказывали, а трудом то награждают! 5.3. Извращение работы группы сообществ, распространяющих политику.13. «Черные избирательные технологии» целиком построены на подрыве веры граждан в справедливость политического общества. Институт психологии АН РФ был вынужден издать книгу «Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний» под ред. Брушлинского А.В. (убит в подъезде своего дома в январе 2002 года) и Лепского В.Е. (М., 1999). Они цитируют положения Конституции РФ, где носителем суверенитета и единственным источником власти является ее народ, а высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободные выборы. Они пишут, что широкое использование грязных избирательных технологий представляет собой реальную угрозу потери властных полномочий гражданами России и перехват этих полномочий различными группировками, манипулирующими избирателями в интересах своих корпоративных целей. Черные избирательные технологии базируются на самых новейших достижениях наук, изучающих методы изменения сознания и поведения человека без его контроля. Именно поэтому, законодательство, как чрезвычайно инерционная система, которую обслуживают депутаты, слабо разбирающиеся в науке манипуляции мотивами и поступками людей, ничего не может противопоставить подмене выборов манипулированием сознания граждан. Неспециалисты думают, что избирательные технологии сводятся к грязным технологиям, считая, что это: негативная агитация, агитация не «за», а «против», сутяжничество, подкуп, подбрасывание и утаивание бюллетеней для голосования, шантаж, подкуп, административное давление и т.п. банальности. В действительности, список банальностей длинный и напоминает арсенал гражданской войны: это административные технологии от перекройки избирательных округов до прямого давления на избирателей. Более того, применяются куда более сильные и небезобидные средства. Косвенно это проявляется в деидеологизации выборов, т.е. в их содержательной бедности, отсутствии свежих идей, схожести программ кандидатов, использовании чрезвычайно абстрактных лозунгов. Все это: признаки подмены сознательного - бессознательным, политического мышления - дополитическими эмоциями. Если сравнить опасность такой подмены с опасностью прямой лжи, то это сравнение опасности радиоактивного излучения (которое невидимо) с опасностью получить удар кулаком (что очевидно). Все коммерческое и политическое давление на поведение масс людей целиком строятся на механизмах психологии бессознательного. Подавляющее большинство избирателей только подозревает, что все они являются объектами манипулирования их сознанием и поведением. 14. Сектантство – совокупность различных религиозных сект, расходящихся с официальной церковной организацией. Секта – учение, создающее замкнутую группу, противостоящую официальной церкви. Это определение по квалификации советских времен. Однако еще в 1827 году «отпадение в сектанство» стало наказываться в России как уголовное преступление. Причем, это может бы и не религиозная группа из людей, обособившихся, замкнувшихся политических, литературных и др. единомышленников. Отношение к сектам, которые никогда себя так не именуют, всегда дискуссионное. До 1928 года сектантов воспринимали, как жертвы царского режима и официальной церкви. В 1923 году был даже секретный циркуляр, в котором предлагалось прекратить репрессии в отношении сектантских организаций. Однако в 1928 году Н.И.Бухарин положил начало борьбы с сектантством, как с главным врагом советской власти. К их числу были причислены менониты, баптисты, евангелисты, адвентисты, скопцы, хлыстовцы. Он заявил, что сектанты объединяют в своих рядах молодежи больше, чем комсомол. (Савин А.И., Инфернальный враг. В протестантские церкви в сибирской прессе 1928-1930 г.г.» Сибирская заимка. 1999.) по 15. Вор в законе – лицо, принадлежащее к преступному миру, соблюдающее воровской закон. Иначе - профессионал-рецидивист, который за свою жизнь никогда и нигде не работал и живет по законам уголовного мира. Этот закон предписывает ему деньги для проживания доставать преступным путем, чаще всего – воровством. Вору в законе запрещается: обзаводиться семьей, убивать( хотя в исключительных случаях, при воровской разборке он обязан отстаивать свою жизнь сам). Вор в законе не идет на мокрое дело: для этого есть специальные люди, которые по указанию авторитета обязаны привести приговор в исполнение в кратчайший срок, если это касается представителя преступного мира, преступившего воровской закон. Вор в законе должен быть трезвенником. Для него не существует национальностей. Кроме того, они все вне политики. Им запрещается красть у брата, доносить, употреблять наркотики. По старому закону вор в законе не должен находиться на свободе более года. Большинство специалистов считают, что воры в законе появились в начале 30-х годов. Говорят, что огромная, пронумерованная армия заключенных в лагерях нуждалась в своих генералах, в рычагах внутреннего управления. Появление лидеров приветствовали все: и администрация лагерей, и сами зэки, особенно политические, страдавшие от уголовной братии. Только после Великой Отечественной войны воровской орден назвали организованной преступностью и объявили им войну. К концу 50-х годов в СССР от прежнего воровского ордена осталось лишь 3% членов. С Перестройкой начался реннесанс воров в законе, которые изменили значение «вор в законе» и сам «закон». По официальным данным лишь в Москве находится более 100 воров в законе, а в картотеках есть информация о 400-500 законниках. Воровской орден создал целое государстве в стране, где по написанным правилам регламентировано абсолютно все поведение его членов. Состав: пацаны (отрицалы, симпатизирующие ворам), шестерки (общие коммунальные услуги, охрана), громоотводы (берущие на себя ответственность за действия вора в закона), быки (прямые исполнители наказаний вора в законе), торпеды (смертники уголовного мира, выполняющие задание любой ценой, даже ценой своей жизни), опущенные (петухи, маргаритки, вафлеры, которые выполняют всю мерзкую работу и лишены абсолютно всех прав): все это лагерная прислуга воров в законе. Они держат в повиновении мужиков, людей далеких от уголовщины, впервые осужденных. Признаки: игра в карты: терц, очко, сека, рамс, бура обязательны – если ты не игрок, то в лучшем случае – мужик. Карты – вершители воровских судеб: за одну ночь одни становятся богачами, других разоряли, калечили, убивали, делали петухом или парашником. Но в них продолжают играть, потому обязаны этот делать. Воровской жаргон, который по своей мощности сравним с иным иностранным языком. «Малины» имеют связь с помощью связного, который неприкасаем. Письма шифруются, одна из разновидностей – воровской жаргон. Есть понятие «дороги» – воровского канала связи, по которой опытные уголовники получают в тюрьме исчерпывающие информацию по любому вопросу и любому человеку в течение суток в любом месте. Занятия: более тридцати «родов деятельности» - домушники, шнифера, медвежатники, угонщики, гопники, ликвидаторы, карманники, шулера, кукольники, фармазоны, блинопекии т.д. Однако традиционная классификация занятий воров в законе претерпела существенные изменения под давлением глобализации. Идеология осталась, занятия новые. Организация: воровской клан напоминает громадное предприятие с мощным капиталом, опытными кадрами, региональными представительствами и уставом. Управляет фирмой воровской сходняк. Имеет свои кассы: лагерные и свободные. Воровской орден развивается параллельно с глобализацией. Он тратит огромные суммы на экономический шпионаж. Высококлассные спецы, большинство из которых получили знания (и звания) в школах МВД, КГБ, ГРУ, проводят «рентген» заводов, концернов, страховых кампаний, МП, ТОО, ООО, получая все данные об объекте. Досье с информацией о мощностях фактической деятельности, активах, месячном и годовом обороте, прибыли, автомобиле руководителя и его любимых сигаретах, а также вся «компра» кладутся на стол «крестного отца». Аналитик отмечает все слабые звенья и вписывает рекомендации.
16. Предательство – проблема в том, что некто (человек, группа лиц, народ, страна) заставляет поверить себе одного или многих людей, а потом эту веру предает, подвергнув опасности жизни и судьбу тех, кто ему поверил. Вопрос природы предательства не решен до сих пор, ввиду его чрезвычайной человеческой значимости и сложности. Изучение проблемы началось давно, с анализа поступка Иуды Искариота, и не прекращается до сих пор. (далее по С.Михайлову. Оправдание Иуды, или Двенадцатое колесо мировой колесницы. Скрижали.) Предположительными причинами предательства считаются корысть – получение мзды за предательство (тридцать серебрянников), зависть – Иисус не оставлял людей равнодушными, ибо слова его проникали в сердце любого, кто способен был слушать, разочарование – несчастный предал того, кого считал неистинным мессией, обманувшим все надежды, происки сатаны – вошел сатана в Иуду, прозванного Искариотом, и он пошел и говорил с первосвященниками начальниками, как его предать, истинная вера в Иисуса и его учение – Иуда был единственным из двенадцати Апостолов, кто искренне верил Иисусу, и кто не предал забвению ни единого слова их его пророчеств. Именно вера толкнула его на предательство, ибо он единственный понял смысл земной жизни и, главное, смерти Христа: Иисус дал миру шанс, и шанс этот заключался в его смерти. Вера и скепсис, вступившие в противоречие: Иуда рассуждал, что «..если Иисус – действительно Сын Божий, то мое предательство послужит делу свершения его пророчества и смерти через распятие и воскресения на третий день. Если же он окажется обманщиком и лжепророком, то пусть смерть послужит ему наказанием за обман». Прямое указание Христа – «…Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба подам. И обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.» и т.д. Впрочем, многие современные предатели не задумываются так глубоко над мотивами своего преступления. Тем не менее, вопрос предательства архисовременен для политического общества. Поэтому проф. Сержантов В.Ф. в 1993 году, по следам развала СССР, по причинам предательства его руководителей, написал книгу «Характер и его деструктивное поведение (Феноменология предательства)», где указал, что предательства есть осознанное зло. Приведя в качестве примеров предательства жизнь героя романа М.Горького Каразина, и историю жизни революционера-провокатора Е.Азефа, он повторяет слова горьковского персонажа: «Только те мысли живучи и действенны, когда они заряжены чувством….Однако, сама по себе, не оплодотворенная чувством, мысль играет с человеком, как проститутка, но совершенно не способна изменить что либо в человеке». Позднейшие аналитики (например, M.A. de Budyon. «Падение России» Апология предательства») тоже пишут, что по отношению к массе в СССР было совершено предательство. Но если у отдельного бессознательного индивида ответ на предательство может быть любым, то у массы в целом, он единственный – ответное предательство». Уровень предательства определяется количеством индивидов, ставших жертвами этого предательства, и самый высокий его уровень – это тот, при котором жертвой оказывается целое государство. Упорное употребление алкоголя – это помимо всего прочего, и некий завуалированный протест бессознательного индивида в отношении власть предержащих. Предательство перестала восприниматься как чрезвычайное порочное действие. В служении своему государственному, общественному долгу: множество предателей на госслужбе работают на антигосударственные структуры. Другие, покинув госслужбу, не считают порочным использовать доступ к государственным тайнам, методам работы для служения в антигосударственных образованиях. Предательство как отказ от веры в свою страну, в свой народ, в свое государство, в себя самого делает людей неспособными различать добродетели и пороки, цели и средства, факты и фикции, вообще, различать свое и чужое. Поэтому, по мнению некоторых аналитиков, возможно, в ХХ! веке произойдет зарождение новой цивилизации, сохранившей русский язык и русский фенотип, но к прежней России он будет иметь такое же отношение, как нынешний Ирак к Вавилону, или Древний Египет к нынешней арабской республике в дельте Нила. 5.4. Извращение активности группы сообществ, повинующихся политике.9. Наркобизнес – порождает целую стратегию противодействия политическому обществу, состоящую из явлений с корнем «нарко»: наркорынок, наркохимия, наркокультура, наркомузыка, наркофилософия, наркорелигия и т.д. Наркобизнес претендует на полную и безоговорочную власть не только над личностью каждого из нас, но и над обществом. Как экономическое явление – это организованный бизнес, с точки зрения морали и права, - всегда организованное убийство. Годовой объем сбыта наркотиков в мире – не менее 300000 тысяч тонн. Доходы наркомафии в мире оцениваются колоссальной цифрой – 600 млрд. долл. Деньги – наиболее значимая сила. Расходы США на антинаркотическую кампанию составляют 1 млрд. долл. ежегодно. Защита общества о наркобизнеса стоит дороже, чем защита от ядерного удара по программе звездных войн. Подобных, нетрадиционных задач человечеству решать еще не приходилось. Ситуация становится все более катастрофичной. По данным фоторазведки США с 1988 по 1996 год производство опиума в «Золотом треугольнике» (Бирма, Лаос, Тайланд) и «Золотом полумесяце» (Афганистан, Иран, Пакистан) удвоилось. Снизить площади посевов наркосодержащих растений не удается из-за непреодолимого сопротивления наркогруппировок и крестьян. Наркобизнес на полную мощность использует научно-технические возможности, которые лежат в основе глобализации. Лаборатории по производству наркотиков размещаются в фургонах грузовиков (70 кг кокаина в сутки), стремительно растет доля синтетиков МДА, МДМА. В начальный период развития технология производства наркотиков применяла кухонные мясорубки, сита и т.п., то современное производство осуществляется в высокопрофессиональных подпольных лабораториях. В производство одной пилюли «экстази» вкладывается 7-9 центов, а продают ее оптом за 8-15 долл. Успех наркобизнесу приносит неспособность власти контролировать собственную территорию, страх представителей власти перед преступниками, политическая нестабильность, чрезмерные темпы глобальных преобразований, разрушающих старые институты власти и не успевающих создать новые, развал традиционных социальных институтов, коррумпированность представителей власти, либерализация внешнеторговой деятельности, отсутствие контроля над прекурсорами (компоненты, без которых производство наркотиков невозможно), экономические кризисы, и главное: симпатии населения к противникам власти (среди которых скрывается наркобизнес), затрудняющая даже работу спецслужб. В итоге, в России, начиная с 1965 года по 1999 год число официально зарегистрированных людей, попавших в наркозависимость увеличилось с 10 тыс. чел. до 2-х миллионов человек. Если в 1992 году было зарегистрировано 19 тыс. преступлений, связанных с наркобизнесом, то за 4 месяца 2000 года – 78531 (на 12% больше, чем в 1999 г.). Не стоит думать, что наркобизнес намерен и далее питать хулиганскую или бандитскую среду. Глобализация создала для него такие условия, что речь идет в целом о реальной власти в стране и в мире. В перспективе: вероятность полного перехода власти в руки криминального сообщества. По данным ООН, наркотики дают 70% всех прибылей криминальных организаций. Утверждается, что наркомафия осуществляет тотальный контроль над обществом, вплоть до того, что содержит наркологические клиники и институты (вероятно, с тайным намерением контролировать разработки ученых). Утверждается, что каждый четвертый российский банк отмывает наркоденьги, которые идут на приобретение производственных объектов и недвижимости, и не только на лоббирование отдельных законов, но и на создание политических партий, на содержание клиник, поддержку театров, симфонических оркестров, финансирование детских домов и т.д. По данным исследователей, на покупку акций российских предприятий в топливно-энергетическом комплексе РФ в 1996 году было истрачено 900 млрд. наркорублей. А в 1998 году годовой бюджет наркобизнеса в РФ превысил рубеж 3 млрд. долларов. 10. Сексиндустрия – это безумные деньги, получаемые одними людьми за желание других людей побыть несколько минут животным. Это плата за «перебежку» из политического общества в дополитическое. Только в Интернете, по самым заниженным оценкам – это 1, 5 млрд. долларов и 450 млн. пользователей. По другим данным, в Интернете из 450 млн. пользователей 60 млн. ежедневно выходят в Сети на различные порнографические и эротические сайты. Локальные исследования показыают, что 2, 1 млн. французских пользователей (27 %) регулярно посещают сайты для взрослых. Вообще, порнографический сектор Интернет - экономики - наиболее рентабелен. Оборот в этом секторе достиг в 2000 г. $ 1, 5 млрд., а к 2003 г. он составит не меньше 3 млрд. Порноиндустрия прячется за ширму «рейтинга», но на самом делей за этой ширмой - миллионы (!) реальных людей, буквально уничтоженных психологически и физически в ее «производстве». Большинство из уничтоженных даже не успели ни узнать, ни понять, что с ними произошло. Миллионы людей, служащих материалом для порноиндустрии, являются жертвами, приносимыми на алтарь дополитического общества. Они жертвуют своими главными человеческими чертами, чтобы быть «живым материалом» порноизданий, порнофильмов, порноинтернета, порнозрелищ, порнообслуживания. Материал – это жизнь проституток и порнозвезд, вывернутая на изнанку. В насмешку над обществом, порноиндустрия пренебрегает самыми священными его правилами, вынуждая выступать в качестве такого материала детей от 10 лет и менее. По сути, вся порноиндустрия – скрытая форма торговли живым товаром. Во всех странах мира она приносит наибольший доход после наркотиков и оружия Согласно данным госдепартамента США, ежегодно жертвами работорговли становится около 700 тыс. человек, в основном женщины и дети. Только в Соединенные Штаты незаконно ввозится от 45 до 50 тыс. человек в год. Согласно другим источникам, всего в руки работорговцев попадает до 4 млн. человек ежегодно, а оборот этого "бизнеса" составляет около 9 млрд. долл. в год. Крушение политического общества в России привело к тому, что по данным СБСЕ, после развала Советского Союза в бордели Европы проданы примерно 10 млн.(!) жительниц СНГ. На территории России экспортом живого товара занимаются турфирмы, бюро брачных услуг и частные лица. Чаще всего, вместо необременительной работы гувернанткой в одном из шикарных домов на берегу Адриатического моря, девчонок ожидают багажники автомобилей, в которых их перевозят через границы, грязный азиатский бордель, жесткий секс, заразные болезни, избиения до полусмерти, кровь, выкидыши, голод. По словам психологов, которые проводят реабилитационное лечение освобожденных из неволи девушек, почти доведенных до помешательства, их очень трудно отучить от привычки есть бумагу, известку, песок, грызть двери и подоконники. Оказывается, механическое жевание отвлекает их от воспоминаний. Международная продажа женщин для секс-индустрии - этот вид работорговли в последние годы глубоко укоренился в России. Размах ее приобрел транснациональный характер и является одной из главных статей доходов международной преступности. Она наиболее активно развивается сегодня во всем мире и главным образом из-за крайнего ослабления политического общества. Более того, порноиндустрия энергично осваивает для своих целей достижения политического общества. Так доход от поставок эротических историй и порнокартинок на карманные компьютеры и другие мобильные устройства в 1998 году составил 1 миллиард долларов, а к 2003 году эта цифра достигнет 3 миллиардов. Новый рынок, по мнению специалистов, имеет огромные перспективы, так как количество пользователей беспроводных устройств стремительно растет и скоро в этом сегменте беспроводного рынка развернется жесткая конкуренция. 11. Вандализм – осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (Ст.214 УКРФ). Это только одна из форм деструктивного поведения людей в виде намеренного разрушения или порчи чужой собственности. Как и все остальные формы экстремизма, известно со времен древнего Рима, термин был веден в оборот во времена Великой Французской революции. Там вандализм определяется как состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства. В Англии считают, что вандал тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу. По государственному невежеству или злому умыслу ущербу от вандализма не придается должного значения. Хотя известно, что в США за вандализм ежегодно арестовывается 200 тыс. чел. И 15 тыс. чел. за поджоги. В Канаде 37% жителей Торонто и 56% жителей пригородов выделяют вандализм, как значимую проблему. Финансовый ущерб от вандализма в Нидерландах составляет 4 млн. долл. в год, в Лондонское метро имеет убытки в 20 млн. долл., а, вообще, ущерб от вандализма в США оценивается в 1млрд. долл. в год. В России, в Петербурге, с 1989 по 1991 год убытки от крушения вандалами таксофонов возросли в 4 раза. На Московской железной дороге только в 1992 году уничтожено 12360 сидений, повреждено 73800 диванов, разбито 49800 кв. метров стекла. В Петербурге 30% затрат в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Вандализм не имеет пола: в 1995 году в США за вандализм арестовано более 30 тыс. женщин. Неверно считать вандализм исключительно подростковым явлением: по данным США, в числе арестованных 25% были старше 25 лет, а в Германии доля вандалов, старше 21 года составляет 48,4%. Вандализм не имеет расы, национальности, принадлежности к социальному классу, не вызывается эмоциональными проблемами, личностной дезадаптацией, сниженным интеллектом. Н Специалисты рассматривают вандализм, как мщение, как игру, как способ приобретения. В нем дифференцируют вандализм злобный, идеологический, тактический. 12. Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (Ст.213 УК РФ). Юристы спорят, выступает хулиганство в качестве мотива или деяния, является ли объектом хулиганства общественный порядок, под которым понимается совокупность отношений, нормативно определяющих поведение людей в процессе социальной жизнедеятельности? Предполагается, что хулиганство есть (в основе своей) проявление игнорируемого обществом «Я», которое выливается в совершенно конкретные действия, за что субъект и должен нести уголовную и иную ответственность. Многие считают на этом основании, что статью «Хулиганство» целесообразно исключить из УК РФ (Иванов Н., «Хулиганство: проблемы квалификации», JobList.ru.) Большинство специалистов, работающих в системе образования и воспитания так не считают. По их мнению, хулиганство совершает больше всего та группа или личность, которая в данный момент является слабой, подавленной, угнетенной или считает себя таковой. Хулиган – это маска, надеваемая из потребности компенсировать чувство несвободы. Исторически так вышло, что с начала 20-х годов в России шел необычайно сильный рост хулиганства, иногда переходящего в бандитизм. Говорят о субкультуре хулиганов, которая выражается не столько в словесном выражении, сколько в поведении. Эта субкультура преступного мира, успешно вербующего в свои ряды молодежь. Социально-экономические условия, в которые поставлена молодежь, предельно ограничивают выбор путей для выживания. Это означает, что компенсация социальной униженности будет происходить за счет роста хулиганства, беспризорности и бандитизма, и что маргинальных сообществ будет все больше (По В,Ф,Лурье. «От беспризорничества и хулиганства – к блатной культуре». Хулиганство развивается, ширится, и сегодня говорят о политическом хулиганстве, и о хулиганстве в Интернете. Интернет, как общественная площадка становится объектом хулиганства благодаря политтехнологам, в частности, это публикации предварительных результатов выборов «exit polls». Имеются примеры того, как на сервере компьютерных новостей показываются «картинки для взрослых» из-за того, что квалифицированный злоумышленник изменил связи буквенного и цифрового имен сервера. Поймать «вредителя» чрезвычайно сложно, для того чтобы обвинить его в злостном хулиганстве. Выводы: Диалог с политическим человеком. Уверенным ? Или сомневающимся ? Или растерянным?Общая картина – невеселая. Потенциальный собеседник – подавлен. Он приходит в ситуацию диалога, пройдя через толщу политических и дополитических сообществ. В интересах своей безопасности человек был вынужден идентифицироваться с каждой из социальных сред, куда его забрасывала судьба. Это означает, что он или добровольно принимал, или ему активно навязывали смысл жизни, жизненные ценности и цели жизни, которые делали его «своим» в дополитическом обществе. Такая тактика поведения обусловлена многими угрожающими ему опасностями, венчает которые - терроризм. Официально, терроризм – это совершению взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинению имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. (ст.205 УК РФ). В действительности, терроризм – это апофеоз торжества превосходства дополитического общества над политическим, тайного общества над открытым, криминального над гражданским. По сути, терроризм – это подмена политических инструментов власти на дополитические суррогаты, имеющие в основе физическое подавление оппонента: пытки, убийства, издевательства. Если политические решения, действия, начиная от экономических и кончая военными, регламентируются государственными Законами, то дополитические определяются волей нелегитимной группы лиц, противостоящих Закону явно или скрыто. Терроризм не надо искать в сводках зарубежной хроники – он «у нашего порога». Только один пример: заказные убийства. По официальным (значит, заниженным) данным правоохранительных структур РФ, если в 1993 - 1995 годах ежегодно совершалось 600 - 700 таких убийств, то в 2000 году их было уже 386, а в 2001 году - 327. Политических убийств насчитываются единицы - например, убийство журналистов Дмитрия Холодова и Ларисы Юдиной, вице - премьера Виктора Поляничко. Понятие "убийство по найму" было введено лишь в 1995 году, когда число "заказных" убийств в 1993 - 1995 годах ежегодно составляло 600 - 700 случаев. А еще в 80 - х годах по всей стране в год рассматривалось лишь 20 - 50 случаев "убийств по найму". Даже по официальным цифрам понятно, что в России правят дополитические сообщества: в РФ на 10 тыс. населения в среднем регистрируется 34 заказных убийства, в то время как в США - 9. Не принципиально то, что по неофициальным данным в России совершается 30 тысяч заказных убийств в год. Это война дополитического общества против политического. Терроризм является результирующим действием всех 16 форм экстремизма практически всех дополитических сообществ, живущих тайной жизнью. Все дополитические сообщества в той или иной мере взяли на вооружение опыт криминального сообщества. Они, ранее не судимые, не признающие воровского закона, но живущие по «понятиям», согласились как с формой существования – насилием. Хотя не соблюдают традиций старого уголовного мира. Они перенесли в деловую сферу этику разрешения конфликтных ситуаций, конкурентной борьбы из криминальной среды. Всеобщим является применение мошенничества, обмана, коррупции, использование криминального сленга в преступном мире, бизнесе, политике. Из-за отступления политического общества жизнь в стране регулируется по правилам и нормам поведения воровского «закона» и бандитских «понятий». Появился альтернативный государству социальный институт. Экстремизм активно противодействует механизмам социального контроля со стороны государства, и имеет собственные механизмы контроля в месте своей дислокации. Организованная преступность: бандиты, воры в законе и бизнесмены-теневики становятся государством в государстве, заполняют все ниши из которых ушел государственный контроль. Самым выгодным бизнесом они считают власть. Арсенал терроризма растет вместе с научно-технической революцией. Кроме избиений, пыток, отравлений, убийств с применением холодного оружия появляются изощренные научно-технические методы типа дистанционных взрывов, применения отравляющих газов, даже техносферных аварий на базе новейших информационных и иных технологий. Именно это превратило терроризм в главного противника любой легитимной власти, которая ошибочно считает применение насилия только своим правом и обязанностью. Дополитическое общество действует скрытно, тайно, в отличие от открытых действий власти. Применяя «партизанскую тактику», дополитическое общество борется с легитимной властью прежде всего за контроль над социальными процессами и за социальную поддержку своих действий. Причем, борется очень эффективно – массы людей явно или тайно, осознанно или интуитивно его поддерживает и противодействуют власти множеством способов. Надо понять, что социальное противостояние государству носит системный характер. Система состоит из дополитических сообществ, паразитирующих на ослабленных политических сообществах. Обнадеживает то, что «пропахав дно жизни», послушав фюреров, авторитетов, гуру, батек и других лидеров дополитических сообществ, человек еще более нуждается в нормальном объяснении причин происходящего и вариантов устранения этих причин. Темы смысла жизни, ценностей и целей не представляются ему излишней роскошью после жизни в среде, где жизнь человека ценится невысоко и определяется случайными факторами. Политический человек знает, что он жив до сих пор, благодаря тщательно оберегаемому от всех – его личному смыслу жизни, своим ценностям и целям. Поэтому, он согласен обсуждать и укреплять качества, которые даруют ему такое сознание, что он проходит через все жизненные испытания. Юрьев А.И |