Концепция стратегической психологии. Тезис 3 |
Концепция стратегической психологииТезис 3. Эквиваленты - практическая система стратегической психологии.Стремительные глобальные изменения в мире создали новую психологическую реальность, которая требует для своего объяснения новых понятий, гипотез, теорий - это мир эквивалентов реальности. Факт, который требует психологического объяснения - катастрофический житейский провал психологически совершенных людей и доминирование в обществе натур психологически примитивных. Объяснение - неудачники не знакомы с законами поведения, которые «там» приводят к успеху. «Там» - это в искусственном мире, где люди оперируют эквивалентами реальных ценностей натурального мира. Там действуют субъективные «подзаконные» закономерности поведения, а не объективные законы действительности. Психологические реальности натурального мира относятся к числу вечных и абсолютных, а реальности искусственной среды временные, изменяющиеся. Жить человеку в ХХ! веке приходиться и «там» тоже: т.е. в среде денег, рекламы, выборов, которые требует своих специфических способностей, талантов, свойств личности. Незнание психологии системы «человек-власть» привело к небывалому унижению людей, взаимодействующих с макромиром по «типу И. Кеплера» или с микромиром по «типу М. Кюри». В то же время психологические свойства людей, работающих с эквивалентами микро и макромира по типу «Гобсека» невероятно возвышены. Это нелепо, как нелепо, когда крестьянин, вырастивший хлеб, голодает из-за неумения продавать и покупать. И тем более, когда физик-атомщик, разрешивший проблему энергии для человечества, оказывается нищим из-за того, что не умеет играть на бирже или избирать лояльных себе руководителей из-за давления политической рекламы. 1. Информация - эквивалент разума.Информация - эквивалент разума, совершенно такой же, как эквивалент труда – деньги, как принято считать. Культ разума стал подменяться культом информации после победы книгопечатания, средств связи, а потом и появления ее компьютерной обработки. Предательство заветов автора современной системы образования Я.А.Коменского: «познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» привело к возвышению эквивалента разума - информации в ее техническом понимании и интерпретации ее в СМИ Принято считать информацию продуктом разума, точно отражающим логику реального мира. И общество успешно потребляет информацию, воплощенную в технических системах обеспечения нашей жизни. Однако сами создатели информации разделили судьбу крестьян, которым зерно подменили бумажными деньгами (эквивалентом): общество стало оценивать не разум, а его эквивалент - информацию. Как у крестьянина деньги обесценили тяжкий процесс производства продукта, так и у интеллектуала информация обесценила мучительный процесс мышления. Кто из ученых не знает, как оскорбительно дешево оценивается заказчиком продукт изнурительного интеллектуального труда? Современное общество возвышает не создателей хлеба или мысли, а владельцев их эквивалентов: денег и информации. Это понимал еще Эдисон, который, поставив отметку на месте неисправности энергощита, дорого продал не информацию, а процесс мышления, чем изумил заказчика. Информация, действительно, имеет психологические признаки разума, но она же легко извращается в свою противоположность. Например, признак объективной информации, имеет в основе достоверность и полноту, доказанные научными методами. Но она успешно фальсифицируется - подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным. В информационном пространстве царит феномен когнитивного фальшивомонетчества. Это не безобидно, поскольку фальсификации порождают бредовые идеи - неправильные, не соответствующие истинному положению вещей суждения. Другой признак разума - системность информации, ориентирующую во всех отношениях реальности, стали заменять информацией дезориентирующей. Такая замена порождает сверхценные идеи, которые не носят откровенно нелепого характера, но они приобретают столь большое значение, которого реально не заслуживают. Организованная по правилам науки информация подменяется деморализующей информацией (для обсуждения надо вспомнить принципы этоса науки). Такая «информация» провоцирует «скачок идей» - нарушение последовательности умозаключений, утверждений отрывочных, хаотичных, мыслей незавершенных. Достаточность информация подменяется энтропийной информацией, приводящей к развитию феномена «навязчивых идей» - мыслей, от которых человек хочет, но не может избавиться. Читабельная информация подменяется дезинформацией, порождающей «бессвязность мышления» - правильное восприятие частностей, но с утратой способности к логическим выводам и синтезированию частностей в целое. Конкретная информация подменяется дезорганизующая информацией, приводящей к резонерству - абсолютно бессодержательным, бедным мыслью высказываниям, облеченным в витиеватую, но правильную грамматическую форму. Практичная информация заменяется развращающей информацией и порождает феномен «разорванности мышления» - понятия и представления в нем сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков. Необходимая информация подменяется «дезентегрирующей информацией с последующими «компульсивными идеями» - нелепыми мыслями, бессмысленными действиями, но которые не вызывают сомнений из-за убежденности, что иначе действовать в создавшихся условиях невозможно. Воспитанники школы психологии разума воспринимают «информационные подделки» привычным образом - как заслуживающее доверия отражение законов реального мира, который они изучали в своих областях знания. Никто не воспринимает так доверчиво дезинформацию, фальсификацию, дескредитацию и пр., как интеллектуалы, и никто не следует ей так настойчиво, как воспитанники психологии разума. У них нет иммунитета ко лжи. 2. Китч - эквивалент бессознательного.Эквивалент бессознательного - китч. Помимо несомненных достижений психологии бессознательного в медицинской практике, в сфере развлечений, она причастна к доселе небывалому феномену - распространению массового китча: погружению человека в мир несуществующего, но представляемого как реального. Технические достижения позволяют реализовать психологии бессознательного в форме «мира теней» методами фотографии, кино, телевидения, звукозаписи и видеозаписи. Поразителен такой факт: люди удовлетворяют свое любопытство, возбуждают свои страсти, тратят свои деньги и время своей жизни на получение удовлетворения от бега электронного луча по светящемуся экрана кинескопа. Световые пятна на больших и малых экранах заворожили миллионы людей мощнее, чем любая предшествующая религия или наркотики. Все свое свободное время, свои душевные силы и ресурсы множество людей растрачивают на поклонение звуку несуществующего и изображению воображаемого. Суммарное время, проводимое человечеством у экранов в течение суток много больше времени, потраченного на обеспечение собственного существования в труде! Не менее поразителен другой факт: множество людей заменили контакт с живым человеком, с его телом, с его мыслями, с его чувствами на созерцание мерцающего экрана! Причем они получают при созерцании световых пятен удовлетворение, сходное с удовлетворением от непосредственного взаимодействия с реальной жизнью. Появился новый вид поведения «болельщика», «зрителя», «наблюдателя», который не способен на собственный поступок, риск, усилие. Кстати, взаимодействие с реальными людьми является заключительным звеном процесса личного неутомимого труда над своим совершенствованием: чем выше собственное совершенство, тем короче дорога к людям. В случае дефицита психологической силы его реальность подменяют волшебными техническими суррогатами. Третий поразительный факт: люди получили техническую возможность, якобы, слышать, видеть людей, которых уже давно нет. Феноменальное распространение получила возможность эмоционально, мысленно общаться с призраками, тенями более доверительно, чем с реально живущими людьми. Знаменитый «Призрак» Шекспира из «Гамлета» - ничто по сравнению с магнитным голосом давно умерших певцов, актеров, писателей, политических деятелей. Многие граждане не всегда могут сказать - жив или нет тот человек, которого он слушают, наблюдают, которому сопереживают и верят! Живым общественным, интеллектуальным, эмоциональным лидерам приходится вступать в соперничество с тенями знаменитых авторитетов так, словно они живы. Четвертый факт: содержанием китча является изображение невозможного. Техника позволяет ощутить полет к звездам, безнаказанно застрелить другого человека, наблюдать сцены дружбы волка и зайца, дружескую беседу рваного ботинка с поросенком: т.е. всего, что физически, биологически, психологически невозможно, что не существует, противоречит законам природы и общества. Понимание переносного смысла и др. здесь не при чем. Людям постоянно приходиться иметь дело с тем, что неясно, что утверждается, как действительно существующее, а что предъявляется как продукт «искусства». Реклама внушает наличие отсутствующих качеств в рекламируемом товаре. Политическая реклама рисует лидера, внушая достоинства, которых у него нет. Это волшебство так увлекательно, что толпы молодых людей покидают мир реального производительного труда, устремляясь в суету царства теней - на театральные подмостки, на съемочные площадки, в телевизионные студии, в студии звукозаписи и в рекламные агентства. В жрецы. В итоге, создан гигантский мировой рынок китча - производства, купли-продажи несуществующего, невозможного, нереального. За китч платят, его продают и покупают, с его помощью энергично влияют на поведение людей. В сфере производства китча вращается огромная масса людей и деньги, сравнимые с деньгами, которыми направлены на создание реального продукта. Китч позволяет человеку ощутить тепло, когда ему холодно, назвать прекрасным отвратительное, воспринимать ужасное как смешное, ощутить себя сытым, когда он голоден: реальность искажается в любых плоскостях и измерениях. Неспособность произвести материальные продукты мобилизовала производство бессознательных ощущений от потребления несуществующих продуктов. Так реклама стала дороже продукта, продукт разума стал дешевле продукта бессознательного. Мир китча не так прост и доступен: в мире теней, в мире китча живут по своим законам, в нем своя психология и свои психологические достоинства. Влияние психологии бессознательного трудно переоценить. Россия с 1991 года погружается в сумрак таинств: коммерческих, банковских, врачебных, следственных, финансовых, партийных, религиозных, технологических и т.д. В этом сумраке тайн на равных функционируют государственные и никому не ведомые спецслужбы, общества сатанистов, оргпреступность, секты. Они «ведут» неведомыми путями товары, денежные потоки, преобразовывают реальный хлеб, металл в «ценные» бумаги и т.п. Почти никто не знает имен «лоцманов», авторов политических кампаний, законопроектов, советников и астрологов государственных лидеров. Страна стала воплощением одной большой Тайны. В России все меньше остается места научным методам, разработанным для изучения реального мира. И все меньше места для людей, исповедующих психологию разума. 3. Лицедейство - эквивалент веры.Эквивалент веры - лицедейство. Вера в действительности является смыслом и основой личности. Развитие свойств личности настолько трудоемко, что большинство людей отказываются от ее формирования. Так большинство из нас перестают писать стихи в юном возрасте, осознав чрезмерную трудность этого занятия. Не верящий ни в черта, ни в Бога человек никогда не сможет стать личностью. Однако в основе любого конкурса на должность требования к личности соискателя непрерывно растут. Соискатель власти, положения, статуса должен прежде всего предъявить признаки высоких личностных качеств. Мало кто задумывается о том, что составляющие личности: направленность, сила характера, овладение своим темпераментом, реализация способностей - это воплощение веры человека и ее силы. Именно вера, стоящая за проявлениями яркой личности, вызывает доверие к человеку, позитивно характеризует его устойчивость и надежность. Именно вера является каркасом, на который «навешиваются» личностные украшения. Влияние веры столь сильно, что за нее идут на эшафот. Выдающиеся личности, типа Джордано Бруно, сознательно погибли на кострах за веру в научное прозрение, личности типа Магеллана преодолели океаны за веру в истинность своего знания. Веру нельзя купить, присвоить, придумать - она сама овладевает человеком и управляет им вплоть до полного самоотречения. Ввиду чрезвычайной трудности обретения веры, и в то же время, ее обязательности для исполнения тех или иных функций в обществе, ее приходится заменять эквивалентом - лицедейством - искусным изображением натуральных свойств личности. Исторически лицедейство было занятием бродячих актеров и ценилось невысоко. Считалось порочным изображать те качества, которых у человека нет. А если качество предъявлялось, то его надо было подтверждать в реальном поведении: в поединке с оружием в руках, в ученом споре на костре, в покорении недостижимых глубин, высот, пространств. Носителями непоколебимой веры, питающей силу их личности, были Коперник, Д.Левингстон, Д.И.Менделеев, А.Суворов и др. Однако жизнь в искусственной техносферной среде так сильно изменилась, что сегодня многие с трудом могут назвать имена героев-космонавтов, но многие уверенно назовут имена выдающихся актеров. Приходится принимать, что научно-техническая революция сняла проблему прямого контакта с физической средой для многих людей - они контактируют с ней через посредство технических, информационных, обслуживающих систем. И это сняло проблему подтверждения требуемых качеств - достаточно представить вторичные признаки веры (личности) в одежде, манере держаться, форме высказываний и пр. Это и положило начало распространению лицедейства из театра в общественную жизнь. Предъявляются признаки веры в форме «документов», «аттестатов» вместо реальных поступков служения этой вере: вере в моральные ценности, в могущество научного знания, в возможность совершенствования человека и общества. В психологии лицедейство приобрело форму всевозможных тренингов (СПТ, НЛП), которому начали учить, как ранее учили чувствовать, видеть, думать, понимать, действовать, терпеть. Вместо развития первичных натуральных качеств в тяжелом личном труде и экстремальных испытаниях методами различных тренингов учат изображать вторичные качества личности и признаки веры в те или иные ценности. Проблемой для современной политической жизни стали имиджмейкерство, политический маркетинг, избирательные технологии, которые являются технологией имитации требуемых качеств личности. Все это основательно запутало политические системы управления обществом. 4. Деньги - эквивалент воли.Эквивалент воли - деньги. Воля, как и разум, весьма трудно достижимое достоинство человека, достигаемое его собственными, часто предельными усилиями. Далеко не всем, во всяком случае, очень в неравной степени людям дарована способность действовать за пределами возможностей своего организма, здравого смысла, рационального расчета. По разным причинам множество людей или не приступают к процессу воспитания воли, или прекращают его ввиду непереносимой трудности этого направления развития. Между тем, без волевых качеств никакой успех невозможен, и естественны поиски замены воли ее легко приобретаемыми эквивалентами. Эти поиски привели к уникальному изобретению, которое принципиально изменило направление и характер всей нашей цивилизации: денег. Как информация позволяет консервировать, передавать, приобретать продукты разума, так деньги позволили сохранять любые по качеству и интенсивности усилия всего общества и конкретных людей, даже целых поколений. Эквивалент воли - деньги, такой общественный инструмент, который позволяет волю консервировать, накапливать, заимствовать и пускать в ход всякий раз, когда нет собственных сил для преодоления препятствия. Главный общественно психологический смысл денег заключается в том, что они гарантируют любому их обладателю преодоление препятствий в любое время, в любом месте, в любом состоянии. Деньги побеждают реальную смелость, решительность, выносливость противников, потому что в них незримо аккумулирована воля не одного человека, а десятков, сотен, тысяч людей, конечно, в зависимости от количества денег. Человек с деньгами в современной цивилизации имеет такое же абсолютное преимущество над людьми без денег, как в давние «до денежные времена» имел абсолютное преимущество волевой человек над безвольными: он мог позволить себе все и везде. Деньги, как эквивалент воли, вобрали в себя все мыслимые человеческие мотивы и связали их в себе с действиями, которые человек с деньгами может себе позволить. За деньги покупается любая информация, создается любой китч, обеспечивается самое совершенное лицедейство, исполняются любые действия. Классическая психология, конечно, пропагандирует воспитание волевых качеств, но никогда не рассматривала даже вероятность существования ее эквивалента. Поэтому массы образованных, умнейших, волевых людей мало знают, что такое деньги, не умеют обращаться с деньгами, применять деньги, их не интересует механизм действия денег. Многие очень умные люди удовлетворяются определением денег, как эквивалента вложенного труда, не замечая их глубочайшей психологической сущности. Не случайно С.Московичи называет главу, посвященную психологии денег - «Одна из величайших тайн мира». Он пишет в этой главе: «Можно признать отвагу Зиммеля, представившего в 1889 г. сообщение, озаглавленное «Психология денег» (17). Между тем, есть множество людей, которые самостоятельно, во всяком случае, без поддержки научной системы психического развития, неплохо разобрались в психологии денег и эффективно это знание использовали специфическим образом в специфических целях. Например, С.Московичи цитирует Бальзака, характеризующего в «Примеренном Бальмонте» всемогущество Банка (денег): «Это место, где выясняется, сколько стоят короли, где на руке взвешивается ценность народов, где судят системы (...), где идеи, верования обозначаются цифрами (...), где сам Бог берет взаймы и дает под гарантию свои доходы с душ, ибо папа имеет там текущий счет. Если я могу где либо сторговать душу, то там, не так ли?». Александр Юрьев |