Планирование эффективности государства и населения: общее и различное Печать E-mail

Тезисы доклада на международной научной конференции
«Планирование реформ и институциональные изменения в России».

(Санкт-Петербург, 19-20 октября 2005 года, Санкт-Петербургский Дом Ученых)

Планирование эффективности государства и населения: общее и различное

Мне представляется, что наша страна переходит от этапа самоорганизующейся рыночной экономики к этапу сознательно планируемой рыночной экономики. Совершенно очевидно, что планирование в России 21 века будет принципиально отличаться от планирования в СССР в 20 веке. Это новое, можно сказать юное планирование, которое подстерегают опасность списать ненужное с Госплана, или проигнорировать некоторые очень важные параметры Госплана, или не учесть совершенно новые параметры, порожденные глобализацией: их не было, их не заметили, на них споткнулись.

 

Меня планирование интересует с точки зрения производства человеческого капитала, потому что люди не естественный ресурс, вроде дров или нефти, а искусственный продукт, который производит государство. Сегодня наше государство ассиметрично: эффективность государства оценивается с точки зрения накопления финансового капитала, и делает вид, что производство человеческого капитала – дело матери-природы и любителей энтузиастов. Если в процедурах планирования эти два производства не будут приравнены по значимости к друг другу, то в отношении будущего России подтвердятся самые апокалиптические прогнозы.

 

Я психолог, я занимаюсь исследованием человека, человеческого ресурса, человеческого материала, трудовых ресурсов, человеческого капитала, как кому нравится. Как специалист я знаю, что успехи и неудачи страны целиком определялось мерой внимания к качеству и количеству ее человеческого ресурса. По научным материалам моих учителей и по собственным данным знаю, как радикально менялись люди-победители первых послевоенных лет, потом времен восстановления страны, потом в годы знаменитой оттепели, потом гагаринского взлета, потом стагнации, а потом перестройки, приватизации и нынешней стабилизации. Это были времена разного отношения именно к людям, а не к тем или иным реформам. Скажу так: какие у нас были люди, такие показатели мы имели в конкуренции в мировой науке, экономике, культуре. Кто знает, какие люди у нас сегодня, тот знает, что будет со страной завтра. Если мы не планируем людей – то мы не планируем будущего.

 

Чтобы ввести подобие измерителя, я использовал понятие эффективности. Эффективность является частным от деления качества и количества полученного продукта на количество материальных, энергетических и временных ресурсов, затраченных на получение продукта.

 

Если в качестве продукта принимается финансовый капитал, то эффективность нынешнего государства феноменальна. Такого золото-валютного резерва, стабилизационного фонда и бюджета страны у нас давно не было, да и у большинства процветающих стран и нет. Пример – США. При этом издержки государства для производства финансового капитала являются поразительно малыми, каких в нашей истории не было, и в других странах нет сегодня. Сегодня Правительство России гордится своей эффективностью по книгам бухгалтерского отчета.

 

Но во все времена главным объектом проектирования, формирования любого государственного планирования был человек. Психолого-педагогические научные школы создавались во все времена под конкретные проблемы цивилизационных изменений, а не ради «искусства ради искусства».

Например, ассоциативная психология, создавалось для обеспечения систем воспитания «полезного работника». Тогда была создана система внедрения в долговременную память стереотипного поведения методами предъявления, опирающимися на принципы удовольствия-страдания. В интересах науки, промышленности, военного дела того времени удалось добиться в процессе воспитания большой точности стандартных действий на совмещенных во времени и пространстве сходных элементах.

Другое, обширнейшее направление в психологической науке - бихевиоризм, создавался для воспитания «нужного человека», т.е. человека с заданными качествами. Открытия бихевиористов позволило сформировать в долговременной активной памяти воспитанника алгоритмы поведения человека на основе причинно-следственных связей. В основу бихевиористской педагогики были положены методы побуждения, поиска закономерностей.

Не менее грандиозная отрасль психологической науки - гештальтпсихологии тоже создавалось с сугубо практичными целями: формирование «умного человека». Так был выработан феноменологический метод, т.е. выработка способности к инсайту, творческому подходу в организации поведения методом переструктурирования элементов изучаемой ситуации.

Потребности ХХ века потребовали создания нового направления - инженерной психологии, психологии труда и эргономики. Задача была совершенно практическая - во избежание техносферных катастроф систем человек-техника из-за ошибок человека потребовалось воспитание «безошибочного человека-оператора». В основу теоретических моделей «человеческого фактора» была положена способность быстро, безошибочно воспринимать информацию, перерабатывать ее, принимать правильные решения и своевременно действовать.


Сегодня в повестке дня теоретическое и методическое обоснование интегрального показателя психологического развития человека, обеспечивающего его способность правильно воспользоваться «диапазоном возможностей человека», создаваемых экономическими и социальными реформами. Правильно воспользоваться – означает «успешную жизнедеятельность в условиях глобальных изменений в мире».

Разработка интегрального показателя психического развития человека, состоящий из параметров его реального поведения:

а) жизнеспособности человека (сокращение ухода из жизни мужчин в рабочем возрасте и др.),

б) трудоспособности (повышение профессиональной конкурентоспособности до уровня современных требований и др.),

в) способности своевременно адаптироваться к глобальным изменениям в мире (обучение новым профессиям и формам социальной жизни и др.),

г) способности к сотрудничеству (достижение социального партнерства без конфликтов и др.).


Жизнеспособность человека не просто определяет среднее время жизни человека, которое в России стало критическим и катастрофическим для мужчин в рабочих возрастах. Это планирование т.н. социального времени, которое понималось как длительности деятельности, общественных процессов, существования социальных субъектов и пр. Социальное время состоит из структуры деятельности, численности и социальной структуры населения, природного или исторического времени. В просторечии это: время труда, сна, приема пищи, личной гигиены и т.д. Непланирование, а значит, нарушение структуры деятельности оборачивается преждевременным уходом людей из жизни, низкой производительностью труда, появлением эффекта «нерентабельности мужчин», как общественной популяции. и человека (сокращение ухода из жизни мужчин в рабочем возрасте и др.). Примеры. Пища. Охрана труда. Алкоголь. Сон.


Трудоспособность означает способность работать далеко за пределами своих физических возможностей. Это главное условие конкуренции фирм, регионов, стран, отраслей экономики. (повышение профессиональной онкурентоспособности до уровня современных требований и др.) Трудоспособность – это умножение энергетики физических возможностей работника на эффективность организации труда и применяемого технологического оборудования. Но это и означает максимальное сокращение затрат энергии человека на путь к месту работы, на учреждения обслуживания, на всяческое отвлечение его от создания потребительной стоимости в с его оснащенностью новейшим оборудованием. Примеры. Одно окно. Транспорт.

Способность своевременно адаптироваться к глобальным изменениям в мире (обучение новым профессиям и формам социальной жизни и др.). Это непрерывная образовательная деятельность взрослых. Это дистанционное образование с помощью образовательных телеканалов и Интернета. Это чтение привлекающей, а не отвлекающей литературы.

Способности к сотрудничеству (достижение социального партнерства без конфликтов и др.). Это участие в общественной жизни, разъясняющей суть изменений. Это участие в воспитательной деятельной. Это зрелищные мероприятия.

Я.А.Коменский ввел в систему воспитания человека строгие систематизированные критерии и понятия: «мудрости, мужества, умеренности и справедливости», как целей воспитания. В качестве средств он рассматривал принципы «систематичности, последовательности, сознательности, коллективизма, ясности, прочности, упражнения и повторения, наглядности». Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский ввел в педагогику идеи «совершенства, внутренней свободы, благорасположения, права».

Подготовка «инновационного человека» требует своей системы понятий, адекватной политике и технологичной в исполнении. Многообразный научный мир подготовки человека к научно-общественной жизни и политической деятельности может быть описан как система, последовательно состоящая из Типа, Класса, Раздела, Отдела, Отряда, Семейства, Рода и, наконец, Вида развития, образования, воспитания и деятельности человека. Каждое следующее качество обязательно строится на развитии предыдущего. Замена содержания какого - либо компонента, например, Типа или Семейства или иного, означает подготовку человека к деятельности, никак не связанной с политикой. Это не значит, что в итоге такой замены будет подготовлен плохой ученый, а только то, что он не будет ни заниматься, ни интересоваться ни политикой, ни общественной деятельностью.

Тип развития предполагает такую модификацию природных потребностей человека в социально-приемлемые мотивы общественного поведения, которая позволяет ему исполнять совершенно определенные социальные роли в научно-политической жизни страны и мира ( Леонтьев А.Н., 1984, Асеев А.Г., 1976, Хекхаузен Х, 1986, A.Maslow, 1954). С типом активности связана проблема «биологизации поведения», длительное время обсуждавшейся в советской науке, и к которой, очевидно придется вернуться современной российской психологии. Время Реформации дало столько фактов «биологизации», чтобы сильно озадачиться «вскипанием» в современном человеке в определенных условиях совершенно диких животных инстинктов и поступков.

Класс развития человека характеризуется тем, что он в большей степени является продуктом его личного труда, нежели влияния внешних факторов. Поведение человека регламентируется в первую очередь служением Истине, и это вынуждает его самого определять себя, свое место в мире и отношения с другими людьми (M. Buber, 1958, Prescott Lecky, 1945, A. Maslow, 1964, G.Allport, 1961, H.S. Sallivan, 1953). Его класс развития не определяется требованиями узкой профессии и необходимости действовать «как все» (служебные уставы, должностные инструкции, профессиональные нормативы поведения и др.). Мера самоконтроля, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания определяют класс его развития.

Раздел развития классических людей определяется благородством, выдержкой в самых эмоциогенных ситуациях. Поведение человека в такой же степени зависимо от его психического состояния, как у всех людей. Он постоянно удерживает равновесие между двумя полюсами психического состояния: положительным и отрицательным, иначе именуемым трудным или отрицательным состоянием (Левитов Н.Д., 1964, Ильин Е.П., 1968, Ганзен В.А., 1965, Леонова А.Б., 1969, Немчин Т.А., 1983, Марищук В.Л., 1969, Забродин Ю.П., 1983 и др.). Спасти человека от личной эмоциональной нестабильности может только ясное понимание психологических механизмов психических состояний. Отдел воспитания человека содержит подготовку к взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях. Он обладает самым мощным инструментом сотрудничества с людьми - интеллектуально-психологического взаимодействия. Методами принуждения, внушения, убеждения и доказательства универсант должен владеть в совершенстве, использовать адекватно конкретной ситуации, в соответствии с научно-общественными задачами и этикой человека (14,15,24). Отряд признаков образования человека связан с четким формулированием смысла своей жизни. Для этого ему приходиться решить вопросы особого университетского образа жизни, жизненной своей позиции, научного мировоззрения, научной картины мира (Трубецкой Е.Н., 1922).

Семейство особенностей образования человека иллюстрируется Н.И.Сазоновым (1886), который еще в прошлом веке, работая с Петербургском университете, ввел критерии для различения знания и понимания, ума и разума. Вся система образования в университете ориентирует своих выпускников на понимание проблем и развитие разума, а не на механическое накопление знаний и совершенствование формального ума (по терминологии Н.И.Сазонова). Род качества деятельности людей определяет создаваемая ими научная информация. Она резко отличается от основной массы информации, подготовленной для массового потребителя в средствах массовой информации, тем что характеризуется объективностью, системностью, организованностью, достаточностью, читабельностью, конкретностью, практичностью, необходимостью(Ломов Б.Ф., 1984, Крылов А.А., 1972, Гальперин И.Р., 1981, Лурия А.Р., 1979, Петренко В.Ф., 1988, Шерковин Ю.А.,1973, Юрьев А.И., 1972 и др.)

Вид предназначения людей обусловлен их способностью к целеобразованию. Целеобразование представляет собой сложное явление и состоит из: а) целеполагания, базирующегося на информационно-познавательных процессах общества, переосмысливающего адекватность состояния общества, б) целенаправленности - проявляющейся в характере политических партий, выбирающих направление развития общества, в) целеустремленности - опирающейся на волевые качества лидеров и народов, побуждающих к политическим переменам, г) целесообразности - определяемой реальными психосоматическими возможностями людей достигать поставленную цель.


Александр Юрьев


Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Кафедра политической психологии

Наб. Макарова д. 6.

199034 Санкт-Петербург

Teл.: 8-812–32-89 416

E-Mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript