Финансовый капитал — это форма прошлого. Человеческий капитал — это форма будущего Печать E-mail

Интервью для журнала «Санкт-Петербургский университет» (16.05.07)

Финансовый капитал — это форма прошлого. Человеческий капитал — это форма будущего

Наконец-то начали понимать: главное — люди, мы с вами. А не земля, не деньги, не здания, не инструменты. И если не будет людей с картиной мира будущего, не будет и страны, несмотря на все богатства и ресурсы… Наконец-то мы начали осознавать: если будем смотреть назад, а не вперед, ничего радостного впереди не будет! Пора перестать сетовать на недостатки прошлого и со страхом ждать будущего. Пора строить это будущее. Оно начинается сегодня, сейчас…

Проблема человека — это стержень проблем сегодняшней России. В эпоху глобализации самым важным для каждого человека и для страны в целом становится стратегическое изменение взгляда на жизнь: в настоящее смотреть надо не из прошлого, а из будущего, — убежден профессор Александр Иванович ЮРЬЕВ, доктор психологических наук, заведующий кафедрой политической психологии факультета психологии СПбГУ.

Об этих простых и очевидных, на первый взгляд, вопросах, а также о глобальных утверждениях, которые призваны повернуть сознание власть имущих, мы и беседуем. Недавно издана книга «Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала» под редакцией профессора А.И.Юрьева. Коллектив кафедры политической психологии представил в ней материалы своих исследований, которые свидетельствуют: человеческий капитал важнее всех остальных ресурсов страны.


Как понимаем смысл жизни, так и живем

Откуда, как и когда возникла идея такой фундаментальной работы?

Идея не возникает по поручению. Думаю, что она появляется в результате собственных сильных впечатлений, которые пока не имеют научного объяснения. А на меня всегда производили самое сильное впечатление люди, обладавшие удивительными способностями. Причем самые разные: от академика Б.Г.Ананьева до простого слесаря, от мастерства которого зависела программа целого завода. Помню и самое огорчительное впечатление — расточительное отношение к людям, которые могли делать поразительные вещи, но их способности не были использованы для дела. За время своей жизни я видел, как загораются «звезды» (по современной терминологии) и как они гаснут. Многие из них — люди, известные только мне, другие известны всему миру. Их уход из жизни изменял и мою личную жизнь, и жизнь страны. И я не согласен с тем, что незаменимых людей нет. Да, жизнь не прекращается, но с уходом людей значительных она становится другой: живем, как умеем. Причина колоссальных ошибок, которые наделала страна, — в утрате знаний и опыта преждевременно ушедших людей. Весь мой жизненный и научный опыт сводится к пониманию чрезвычайной ценности человека, которая, увы, не учитывается в экономических и политических проектах государства.

Другой источник идеи исследования человеческого капитала — осознание грандиозности труда, который надо вложить в ребенка, дитя, чтобы сделать его человеком. Готов ступить в спор с любым оппонентом, утверждая, что создание атомной бомбы на порядок легче и проще, чем формирование человека, а тем более массы людей — человеческого капитала страны. В будущего человека буквально переливаются кровь, силы, ум, воля его матери, родных, учителей, врачей. Малейший дефицит здоровья или ума, чести или совести у людей, допущенных к производству человеческого капитала, приводит к необратимому браку. Из-за культурно-педагогического брака сегодня мальчики преждевременно уходят из жизни так, словно страна ведет войну.

И это не преувеличение: структура потерь мужского населения страны в рабочих возрастах такая же, как во время Великой Отечественной войны. Беда не только в том, что они не возвращают обществу сил и средств, которые были вложены в их выхаживание, выкармливание, выучивание, — получив счастье рождения на свет, они его не ощутили, не пережили. Никакие сверхзадачи государства не оправдывают пренебрежения главным его производством — производством человеческого капитала. Ничто не оправдывает производство преступников, алкоголиков, наркоманов, бездельников. Защищаясь от собственного брака, общество тратит гигантские деньги на тюрьмы, больницы, содержание пятимиллионной армии милиционеров, охранников всех мастей и т.п. Если бы эти деньги, да раньше, отдать матерям, яслям, школам! Мы бы беды тогда не знали.

В некоторой степени книга адресована технократам, которые сегодня определяют жизнь общества. Судя по их действиям и высказываниям, многие из них не получили достаточных знаний в гуманитарной области и поэтому недооценивают значение и сложность производства человека. Один известный военный сформулировал проблему так: «бабы нарожают». Видимо, поэтому множество научных дисциплин и профессий отнесены к разряду бесполезных, потому что не дают «горячих денег» и «быстрой прибыли». Если бы они знали, что нужный им солдат и работник вырастает из почвы философии, литературы, искусства, науки. Если бы они это поняли, то мы не имели бы такого беспрецедентного в истории страны снижения расходов на науку, культуру и образование.

Корень бед России заключается в упрощении представлений о «производстве человека» до примитивной технологии ясельного и школьного образования. Человек — продукт не бюрократической формалистики, а беззаветного труда конкретного человека над конкретным ребенком. Человека может вырастить только большой мастер, человек ангельского терпения и самоотверженности. Настоящий человек вырастает из безраздельной любви окружающих, которые буквально вдыхают в него веру в победу добра над злом, дают ему надежду в форме всех достижений своего разума и умений, наделяют его ценностями бытия, как маяками на длинном и понятном жизненном пути.

Что касается понятия «человеческий капитал», то оно давно использовалось экономистами, но в нем не было достаточного психологического содержания. Оно было введено еще в XVII в. родоначальником английской классической политэкономии У.Пети. Он впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. У.Пети считал, что «весь род людской имеет такую же стоимость, как и земля, будучи по своей природе столь же непреходящим». По методу У.Пети, «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду.

Вообще, любая научная категория раскрывается на уровне требований своего времени. И только кажется, что в книгах есть ответы на все вопросы. Например, я систематически предлагаю многим людям поискать ответы на базовые вопросы, решающим образом определяющие нашу собственную жизнь. Что такое счастье? Что такое смысл жизни, цель жизни, ценности, картина мира, мировоззрение, образ жизни, любовь, вера, надежда? Ведь как мы это понимаем, так мы и живем, уж поверьте мне. Даже очень образованных людей эти вопросы застают врасплох! А попытки найти ответы в книгах равносильны попыткам современного физика пользоваться книгами Ньютона, потому что во времена глобализации содержание этих понятий должно быть уточнено и расширено до уровня требований современной жизни.


Почему мы на 57 месте?

Книга вышла с предисловием С.М.Миронова. Какое отношение он имеет к реализации программы исследований, к изданию книги, к дальнейшим шагам?

После десяти лет выступлений, докладов, статей на эту тему, работа по исследованию человеческого капитала была поддержана Центром стратегических разработок в Москве. Надо сказать, что научный руководитель ЦСР М.Э.Дмитриев разбирается в проблеме не хуже нас и много сделал для организации работы. Мы почти два года согласовывали с ним планы исследования, которое должно внести ясность в то, почему по качеству человеческого капитала мы на 57 месте по классификации ПРООН (Программы развития ООН)?

Вы знали об этом? Раньше, когда я поступил на только что открывшийся факультет психологии Ленинградского университета, все исследования человеческого капитала за рубежом были в университетской библиотеке… в «спецхране» — особом помещении, где доступ к книгам был возможен только после заявления, на котором стояла подпись ректора ЛГУ. А сейчас все, кому не лень, могут войти в Интернет, и прочитать доклады ООН о состоянии человеческого капитала во всех странах мира. И узнать, что по качеству состояния человеческого капитала в мире Россия занимает 57 место!.. (Таковы официальные данные: в «Докладе о развитии человека ООН» 2004 года, изданном для Программы развития ООН: по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия находится на 57 месте. Первые пять мест занимают последовательно Норвегия, Швеция, Австралия, Канада, Нидерланды, Япония на 9 месте, США — на 8-м, Финляндия — на 13-м, Франция — на 16-м, Германия — на 19-м, Эстония — на 36-м, Литва — на 41-м, Латвия — на 50-м. Перед нами: Багамы, Куба, Мексика, Тринидад и Тобаго, Антигуа и Барбуда, Болгария (с 51-го места по 56-е), сразу после нас — Ливия, Малайзия и Македония…— Ред.)

Так почему мы на 57 месте? А может быть, это не так? А если и близко к тому, то каковы причины отставания? Что надо сделать, чтобы исправить положение? Сейчас исследование в полном разгаре, хотя идет трудно. Такого типа исследований человеческого капитала в нашей стране никогда не проводилось, поэтому приходится заново создавать методологию исследований, построенную на апробированных ранее психологических и социально-экономических методиках.

Параллельно с этой работой (по инициативе Н.А.Малышевой, советника С.М.Миронова) я был включен в состав Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации. Несколько раз я выступал там с докладами, предлагая оценивать качество социальной политики государства не по затратам Министерства здравоохранения (деньги на оборудование, время работы врачей, количество приемов больных и т.п.), а по результатам, выраженном в показателях жизнеспособности населения, его работоспособности, способности к обучению и инновациям. В совет входят такие выдающиеся ученые, как академик Д.С.Львов, академик Н.И.Римашевская и др., которые, как я понимаю, меня поддержали. С.М.Миронов предложил мне обобщить эти доклады и материалы моих коллег по кафедре политической психологии СПбГУ в форме рукописи книги «Психология человеческого капитала», которую он прочитал первым. Книга, по сути дела, содержит теоретическое обоснование наших исследований. С.М.Миронов счел, что ее нужно публиковать, что и было сделано издательством «Логос». Книга оказалась в русле работы Председателя Совета Федерации, и она вышла с его предисловием, за что авторы ему благодарны.


Глобализацию нельзя запретить и бесполезно ее ругать

Книга названа «Стратегическая психология глобализации. Психология человеческого капитала». Как Вы относитесь к глобализации?

В политической психологии множество людей связано в единое целое (по терминологии моего учителя, проф. В.А.Ганзена) отношениями с властью. Это материализуется через акции выборов, демонстраций, мятежей, восстаний, переворотов и т.п. Сегодня для меня лично наступил такой момент, когда я могу осуществить свою стародавнюю мечту — исследовать психологию огромных масс людей, объединенных более высокими феноменами, чем отношение к власти. К этим феноменам относятся категории смысла жизни, цели жизни, ценностей жизни. Право решать задачу такого масштаба можно получить только пройдя все предыдущие ступени психологического познания: от изучения отдельного человека, потом малых групп людей, потом популяции избирателей. Поэтому монография называется не «Политическая психология», а «Стратегическая психология».

Вопроса о глобализации не избежать из-за остроты и спорности этого явления. Более того, о человеке стали судить («белый» он или «красный»?) по отношению к глобализации. Я должен особо указать, что я занимаюсь наукой. А не политикой и публицистикой. Я изучаю глобализацию. Поэтому, я не сторонник и не противник глобализации. К огорчению борцов «за» и «против» глобализации должен сообщить, что глобализацию, как и наступление зимы, нельзя запретить и бесполезно ее ругать. Она наступит, как естественное следствие развития глобальной техносферы. Правильное поведение в отношении глобализации только одно — ее творческое изучение и креативное использование возможностей глобализации в своих интересах. Можно, конечно, отвести душу, ругая тех, кто первым сообразил, как использовать глобальные изменения в своих интересах. Американцы, например, сообразили первыми, еще в сороковых годах, а мы до сих пор ничего не поняли — хотя уже потеряли СССР, и вполне реально можем потерять Россию. Головой надо работать, а не изливать эмоции из-за того, что нам холодно, а у других теплые дома. Утеплять надо свой дом!

Мы начали исследования глобализации задолго до появления первых сообщений об этом явлении. Но нигде и никто не поддержал нашу работу. Руководство страны и организаторы науки в СССР, и в России сочли, что мы занимаемся чем-то вроде поиска НЛО. Хотя я прямо заявлял, что причиной крушения СССР и главной угрозой для России является столкновение с глобализацией, как «Титаника» с айсбергом. Тем не менее, наше руководство продолжало видеть виновников наших бед в каких-то конкретных людях и происках зарубежных врагов, продолжая сохранять курс на столкновение с этим «айсбергом». Легко рассматривать в качестве виновника реальное физическое лицо, и трудно понять, что виновником является что-то невидимое и неслышимое, но страшное, как радиоактивность.

Все это мы объясняли более десяти лет назад. Мы готовили 600-страничные научные отчеты, которые передавали безвозмездно нашим государственным и общественным деятелям — и никакой реакции. Я не мог тогда и не могу сейчас никому втолковать, что Россия может повторить судьбу СССР из-за непонимания сути глобальных изменений в мире. Непонимание глобализации приводит к тому, что все силы в стране брошены на избирательные кампании, которые аналогичны борьбе за последний глоток воды в шлюпке потерпевших кораблекрушение: это не спасение. Наше спасение в понимании. Нам надо понять, где мы находимся в океане глобализации. Куда надо грести? Какими резервами мы располагаем?

А пока глобализация вызывает только эмоциональные реакции, не пробуждая тяги к ее научному исследованию. Конечно, она безразлична к понятиям добра или зла, как мороз или снег. Глобализация — это современный Голиаф, вмещающий в себя все интеллектуальные достижения человечества, скрытые в паутине коммуникаций техносферы в форме теорий, научных законов, расчетов, логики, значениях параметров в механизмах, трубах, турбинах, биржах и пр. Глобализация — планетарных масштабов интеллектуальная сеть. Она ничья, живет по своим законам и для себя. Она под личиной техносферы диктует мировой экономике смысл и порядок политических действий, направленный на поддержание ее жизнедеятельности. Глобализация вобрала в себя все достижения мировой естественной науки, но полностью избавлена от достижений гуманитарных наук, т.е. от этических норм жизни. Пока же глобализация использует людей в своих интересах, если считать «интересом» отношение климата к участи вымораживаемых мамонтов. Глобализация лишена морали: она уже не то дитя науки, которое вызывало умиление, она научилась «пить, курить и ругаться матом».

Так что, глобализация — не миф. Все страны мира в равной мере — заложники глобализации, как все они — заложники парникового эффекта. Всем мало не покажется… Но одни страны отнеслись к глобализации серьезно, и весьма успешно используют ее в своих интересах, а другие гибнут от глобальных изменений в мире, не понимая, откуда исходит опасность. А главная опасность глобализации — новые требования к человеческому капиталу, которые в России не принимаются в расчет.


Человеческий капитал — это «из будущего в настоящее»

Расскажите подробно об идеологии Ваших исследований?

Идеология — слово из другой области деятельности. Но если его использовать, то первое — это гуманизм по отношению к человеку. Говорю об этом, потому что часто в СМИ доминирует идея гуманизма по отношению к собакам, волкам, крокодилам, акулам — с таким видом, словно идея гуманизма по отношению к человеку давно решена. Но она не решена. Факты негуманного отношения к человеку мы наблюдаем ежедневно на ТВ в новостях. А уж о современном подобии киноискусства и говорить не приходится. Сцены убийств, издевательств над людьми составляют основное содержание современной кинопродукции, словно так всегда и было. На созерцании этих сцен подрастает поколение, от которого гуманного отношения к человеку не стоит ожидать. Примеры активного вступления в жизнь поколения, воспитанного этим псевдоискусством, мы увидим очень скоро.

Второе — это служение научной истине, что во все времена было занятием трудным, а часто, небезопасным. Кстати, иногда люди, стремящиеся в науку, ошибочно думают, что времена Коперника, Галилея, Джордано Бруно давно прошли, а сегодня ученых носят на руках. Это не так. Научные открытия во все времена вступали, вступают и будут вступать в противоречие с картиной мира и мировоззрением правящей идеологии, которая поэтому их не любит. Признаком научного открытия является необходимость пересмотреть нечто в организации общества, производства, поведения людей. Идеальный случай — данного открытия долго ждали, и оно решило, например, проблемы энергетики, агропроизводства, борьбы с эпидемиями и т.п. Для нас сегодня — это ожидания со стороны общества объяснений демографической катастрофы России, которая делает бессмысленными все остальные достижения страны. Для нас это вопрос не количественный, а качественный, который и скрыт в феномене человеческого капитала.


Почему главный предмет Ваших исследований — человеческий капитал?

Отвечу просто: Вы лично в детстве мечтали, что станете «вот этим и таким». И Вы невольно формировали себя под свою мечту — под свое будущее. Например, друг моего детства хотел стать летчиком. Поэтому он не пил, не курил, закаливался, прыгал из окна второго этажа, чтобы не бояться высоты, а также изучал физику и математику. Он жил так, чтобы в будущем стать летчиком… Мы все кому-то подражали, чтобы в будущем стать такими, как они, наши литературные, экранные герои или дворовые авторитеты. Кому как повезло. Точно так же и целый народ, целая страна живут сегодня так, какими видят себя в будущем. Поэтому я вслед за великими философами прошлого говорю, что «Будущее определяет Настоящее».

Задолго до выхода в свет книги «Стратегическая психология глобализации» мы вместе с Фондом «Наш город» провели несколько научных конференций под названием «Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее». Название изумляло всех, потому что большинству кажется, что настоящее определяет прошлое: наши заслуги, достижения, родословная и пр. Это неверно: настоящее — это реализации проекта будущего. У кого он есть, проект будущего, тот и силен, успешен сегодня. Финансовый капитал — это форма прошлого. Человеческий капитал — это форма будущего. У России и СССР было золото и деньги десятками тонн. Где они после революций, великих кризисов, войн? А вот усилия, вложенные в человеческий капитал, «сработали», защитив страну, восстановив ее из руин. Поэтому для меня человеческий капитал — это и есть беспроигрышное будущее, который составляет главный смысл и радость нашей жизни в настоящем.

К сожалению, правящие элиты сегодня не знают этого, и надеются только на финансовый капитал, а фактически живут по принципу «здесь и сейчас». Поэтому не финансируется научный стратегический прогноз глобализации, который должен дать ориентиры развития и человека, и общества, и экономики. Стратегический прогноз необходим для проекта будущего, которое должно строиться сейчас. Нелеп вопрос: можно ли построить мост через реку без геодезических изысканий и инженерного расчета его конструкций. Ясно, что нет. А вот государство, оказывается, можно строить без изысканий Будущего и расчетного проекта страны. Именно будущее определяет все наши действия сегодня, поэтому человеческий капитал — это «из будущего в настоящее».


Натуральные параметры человеческие капитала

По каким параметрам оценивать человеческий капитал?

Сегодняшнее смятение умов, внешнеполитические раздоры между бывшими союзниками и противниками, внутриполитические конфликты между партиями и социальными группами — это споры по поводу частностей и невнимание к фундаментальным основам жизни в совершенно новых условиях глобального мира. Фундаментальное стало почти ругательством, которое надо прекратить финансировать. Давайте посмотрим, какое значение имеют для страны изучаемые нами параметры человеческие капитала (я называю их натуральными).

Первый фундаментальный параметр — жизнеспособность человека и народа в целом. Понятно, что жизнеспособные адаптируются к изменяющимся условиям глобализации и выживают, а нежизнеспособные — вымирают. А всем на память известно, что согласно прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн. человек или на 7,2%. и составит 134,4 млн. человек. Говорят об устойчивом сокращении общего прироста населения: с 1986 года он уменьшился почти в 8 раз. С 1993 года естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне в 0,7-0,9 млн. человек в год. Чтобы численность населения только прекратила снижаться, российским женщинам необходимо рожать в два раза больше детей, чем сегодня. Однако по показателям числа абортов Россия занимает одно из ведущих мест в мире. По численности населения РФ сегодня на 7-м месте в мире, а скоро, наверное, будет на 10-м, после Бангладеш и Нигерии.

Второй фундаментальный параметр — работоспособность человека. Вспомним факты, заставляющие этим заниматься. По словам Владимира Яковлева, до 60% россиян — старики, дети и инвалиды. В России 10 миллионов работающих женщин, а из 20 миллионов работоспособных мужчин 1 миллион — в тюрьме, 4 миллиона — "под ружьем", 5 миллионов — безработные, 4 миллиона — хронические алкоголики, 1 миллион — наркоманы. Надо говорить не о динамике смертности населения страны, а о сверхсмертности людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах.

Это не просто цифры. Академик Л.И.Абалкин заявляет, что Россия потеряла квалифицированный рабочий класс и целые слои инженерно-технических работников. Крупный оборонный заказ при наличии финансирования не будет выполнен потому, что в России не осталось кадров, которые этот заказ способны выполнить. Что такое утрата работоспособности? Среднемировой показатель авиационных аварий и катастроф в 2006 году составил 0,65 на 1 млн. полетов. В России и СНГ он оказался в 13 раз выше, достигнув 8,6 на 1 млн. полетов. Это в два раза хуже уровня Африки, снизившегося до 4,3 с 9,2 в 2005 году. Говорят, что лучше обстоят дела в "Аэрофлоте", который использует новые "Боинги" и "Эрбасы" и проводит их техобслуживание в Германии.

К чему ведет снижение работоспособности? Абалкин считает, что Россия уже больше никогда не станет второй супердержавой в мире. По ВВП, при самом оптимистическом сценарии, Российской Федерации хорошо бы удержаться в первой десятке, потому что не только США или Китай, Японию или Германию — нашей стране скоро не догнать будет и Индию. За всем этим для меня стоит психолого-политическая проблема работоспособности населения страны.

Третий фундаментальный параметр человеческого капитала — способность к инновациям, их восприятию и созданию. Никому не надо объяснять, что такое инновации, однако ж я пытался спрашивать уважаемых людей о списке, опубликованном в журнале Technоlogy Review («Обзор технологий»), издаваемом Массачусетским технологическим институтом. Это перечень десяти перспективных технологий, которые окажут наибольшее влияние на общество в ближайшие десятилетия: 1. Наномедицина, 2. Эпигенетика, 3. "Ядерное перепрограммирование", 4. «Диффузионное изображение», 5. Технология «сравнительного взаимодействия», 7. «Безопасный интернет», 8. «Нанобиомеханика», 9. «Беспроводная Вселенная», 10. «Растягиваемый кремний». Понятно, какая была реакция.

Люди, формирующие в учебных заведениях человеческий капитал, зависят от позиции государства. А позиция государства в России не такая, как в Китае, который выходит на второе место в мире по объему затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), обогнав Японию. По оценке экспертов Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), в Китае объем инвестиций в науку в 2006 году составил 136 млрд долларов, что на 20% больше чем годом ранее. В Японии на НИОКР потратили 130 млрд долларов. США, которые являются мировым лидером по вложениям в науку, потратили в 2006 году 330 млрд долларов. Это по данным британской газеты The Financial Times. Едва ли кто-то сходу вспомнит, сколько миллионов рублей тратит на НИОКР Россия.

Четвертый фундаментальный параметр человеческого капитала — способность к обучению. Это в первую очередь желание и готовность учиться непрерывно и всю жизнь. Это не такая простая вещь, которая выполняется по приказу. Например, давайте включим ТВ и просто послушаем, что нам говорят, если судить с точки зрения процессов мышления, логики, памяти, представлений. У Вас возникнет вопрос: где они учились и чему? Мы много говорим о суррогатах литературы, искусства, масс-культуры, но не стоит ли подумать о суррогатном образовании? А натаскивание на тесты? А нежелание современных детей читать литературу, неумение учиться? Кто с этим не сталкивался? Да, было у нас лучшее образование, но в запале приватизации мы потеряли многое, чем гордимся до сих пор.

Грозные признаки последствий такого отношения к обучению уже есть. Например, Всемирный экономический форум опубликовал доклад по глобальному развитию информационных технологий, где Россия заняла 70-е место среди 122 стран. По соседству с Филиппинами и Азербайджаном. Учитывалась восприимчивость страны к техническим нововведениям, развитие сетевой инфраструктуры, а также уровень проникновения высоких технологий в бизнес и государственный сектор. Первое место заняла Дания, второе — Швеция, США оказались на 7-й позиции, а Норвегия — на 10-й.

Проблема образования в глобальном мире стоит во всех странах. Министр образования США Маргарет Спеллингс прямо исходит из того, что мы живем в мире, который меняется быстрее, чем когда-либо раньше. И для того, чтобы соответствовать этому изменяющемуся миру, мы должны адаптироваться к быстрым изменениям и самим расти быстрее. А далее она говорит, что преимущество США — это глубокая уверенность в том, что каждый ребенок должен получить свой шанс в плане образования. Для этого в США запущена программа American Competitiveness Initiative («Развитие американской конкурентоспособности») — программа федеральной поддержки повышения качества образования в средних школах по математике, естественным наукам, технологиям.

Министр образования недавно отсталой Индии Даггубати Пурандещури гордится образованием в области информационных и биотехнологий. Делается это за счет охвата образовательными услугами всех слоев населения. Она включает в круг своей ответственности даже маркетологов и других специалистов, имеющих доступ к международным рынкам, и даже фермеров. Людей, занимающихся сельским хозяйством, она намерена учить ориентироваться в условиях международного рынка, адаптироваться к этим условиям и изменять при необходимости направленность своей сельскохозяйственной деятельности в соответствии с изменениями мировых цен на продукты питания. Нам есть чему поучиться у них.


Как наращивать человеческий капитал? Как его целенаправленно формировать?

Чтобы наращивать, надо сначала точно знать, что наращивать? Надо его измерить, понимать, какие параметры психических процессов, свойств и состояний адекватны глобализации. Совершенно неверно готовить подрастающее поколение к тому, что было, а не к тому, что будет. Кроме того, нам необходимо точно знать, сколько людей и какого качества нужно для сохранения страны, ее обороны и хозяйственного освоения? И на основе такого знания нужна полная и обоснованная модернизация всей системы воспитания и образования.

За все это в равной мере несут ответственность и федеральная и региональные власти. Если они этого не сделают, то в пределе может быть так, что в армии будет некем командовать, на заводе некому работать, в больницах некому лечить.


Почему в России падает жизнеспособность людей, их работоспособность, способность воспринимать инновации и способность к обучению?

Думаю, что причина истощения человеческого капитала страны имеет давние исторические корни и политические ошибки. Беспрерывные войны, революции, реформы уничтожили население количественно и ухудшили качественно. Надо было бы давно превратить страну в подобие питомника для выращивания здоровых, умных, воспитанных поколений для грядущих испытаний. Однако, видимо, уж очень надеялись на естественное воспроизводство населения за счет его физических и моральных резервов. Резервы исчерпаны полностью — даже для хоккея и футбола не можем собрать из 140 миллионов людей по двадцать конкурентоспособных игроков.


Какие главные меры должна предпринимать федеральная власть, чтобы наращивать человеческий капитал?

Политически страна много лет ориентирована вовне, где строила, помогала, воевала — в тот момент, когда собственные деревни безлюдели, люди изнемогали работая сверхурочно и без выходных, скудно питались. Не было внутренней политики, направленной на создание структур воспроизводства человеческого капитала: нормального питания, достаточной площади жилья, времени и зон здорового отдыха. Работали и пили, пили и работали. Я до сих пор не могу понять, почему имея 1/7 часть территории планеты, людям давали жить и плодиться только в тесных «хрущобах» и на шести сотках? «Политика уплотнения» продолжается, как национальная традиция, до сих пор. Я как-то недавно пытался, в ходе исследования, остановиться на тротуаре или найти, где присесть для отдыха, — это невозможно: поток людей и машин сносит через мгновение. Где архитекторы, проектировщики города, который сегодня прессуется в интересах прибыли, но не людей. Откуда же людям взяться? В успешных странах все по-другому. Пример: расточительная «одноэтажная Америка», где земли меньше, а жизненного пространства у людей несравненно больше.

Одним словом, целенаправленное и осмысленное формирование структур воспроизводства человеческого капитала — это вопрос понимания проблемы и политической воли.


Индивид, субъект, личность и индивидуальность

Расскажите, пожалуйста, о методике измерения человеческого капитала.

В основе психологической теории человеческого капитала и его эмпирического измерения лежат основополагающие идеи ленинградской психологической школы: Б.Г.Ананьева и В.А.Ганзена. Главный принцип — принцип системности психологической структуры человека, состоящей из индивида, субъекта, личности и индивидуальности. В рамках настоящего исследования совокупность параметров индивида интерпретировалась как показатель жизнеспособности человека, совокупность параметров субъекта — как показатель работоспособности человека, совокупность параметров личности — как способность к экономико-политическим инновациям, а совокупность параметров индивидуальности — как способность человека к обучению. Фактически эти параметры ввел в 1947 году академик Б.Г.Ананьев, очевидно под впечатлением событий блокады Ленинграда, где именно психологическая функциональность части населения позволила ленинградцам не просто отстоять город, но и создать при этом новые средства обороны, превосходящие средства осады. Как развитие его идей, объединение показателей жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям и способности к обучению дают интегральный показатель качества человеческого капитала (ИПКЧК), данные по которому получаются на репрезентативной выборке испытуемых исследуемого региона, отрасли и других массовидных явлений.

Только в случае положительных отношений в психологической структуре индивида, личности, субъекта и индивидуальности человек достигает смысла своей жизни, своего предназначения, сохраняет себя и свою страну. При переходе от тестирования одного человека к репрезентативной выборке испытуемых есть надежда получить данные по качеству человеческого капитала. Так, как это делает ПРООН без психологических данных, тем не менее именуя результаты качеством человека или качеством человеческого потенциала.

Сотрудниками, аспирантами и студентами кафедры политической психологии СПбГУ в течение 2006-2007 годов проводились эмпирические исследования человеческого капитала России в двух европейских регионах страны (И.С.Бурикова, М.А.Коновалова, И.Н.Мишучкова, Пушкина М.А., А.И.Юрьев). Процедура психологического исследования человеческого капитала занимала 2 часа 30 минут на одного испытуемого. Использовалось лучшее на сегодня в России устройство психофизиологического тестирования «Психофизиолог-Н» производства конструкторского бюро «Медиком-МТД» из Таганрога.

Измерялись психофизиологические и психологические параметры, используемые для психофизиологического отбора персонала в системах «человек-техника-среда» (СЧТС), оценивались качества человека на уровне как сознательных, так и бессознательных реакций. Кроме того, применялись бланковые методики, измеряющие объем кратковременной и долговременной памяти на слова; переключение внимания по тесту Шульте-Горбова. Кроме этого использовалась социологическая анкета «Социально-экономическое положение населения России» Центра Стратегических Разработок из Москвы, которая содержит 105 вопросов. Анкета направлена на изучение таких тенденций, как: миграционные процессы; уровень образования, как основной, так и дополнительный; уровень доходов; жилищные условия; пользование современной техникой; социальный статус; трудовой путь, детальный анализ состояния домохозяйства; финансовые накопления; трудовой путь родителей. Применялась Анкета для психолого-политической оценки свободы человека по трем шкалам: свобод — личностной, экономической и политической, как «реально имеющихся» и свобод «желаемых» (М.А.Коновалова).

Анализ результатов психологического исследования человеческого капитала даже двух регионов России потребовал специального математико-статистического аппарата обработки данных эмпирических исследований. Методика обработки данных была разработана академиком, д. ф-м. н. А.В.Богдановым и профессором, д. ф-м. н. А.Б.Дегтяревым. По их мнению, сегодня в качестве методов обработки используются процедуры дисперсионного, корреляционного, регрессионного анализов, а также многие процедуры многомерного статистического анализа там, где встречаются разнотипные переменные (признаки произвольной природы). В настоящем исследовании для описания основополагающих феноменов анализируются взаимосвязи результирующих показателей.

Исследование, которое мы сегодня ведем, имеет международные аналоги. Есть «Доклад о развитии человека», который готовили лучшие специалисты для Программы развития ООН (ПРООН), где Россия по индексу развития человеческого потенциала занимает 57-е место в мире. Есть фундаментальный и откровенный «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации», который выполнен в рамках программ ПРООН отечественными специалистами под руководством профессоров С.Н.Бобылева и А.Л.Александровой. Но среди авторов этих докладов нет ни одного психолога, хотя человек в них описывается по сотням показателей — кроме психологических. А совершенно очевидно, что глубинные корни проблемы качественного ухудшения и количественного сокращения населения России могут быть объяснены только в процессе системных психологических исследований человеческого капитала.


Юрьев А.И.

Профессор, доктор психологических наук



Вопросы задавал Евгений ГОЛУБЕВ