Ответы на вопросы студенческого научного общества факультета психологии СПБГУ Печать E-mail

Анкета преподавателя факультета психологии СПбГУ

1. ФИО (год рождения).

Юрьев Александр Иванович. Род. 6 октября 1942 года.

 

2. Научная степень, звание, должность на факультете.

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой политической психологии СПбГУ.

 

3. Какие высшие учебные заведения Вы заканчивали (по каким специализациям).

Только факультет психологии СПбГУ по специальности «психология труда, инженерная психология»

 

4. Сфера научных интересов.

Психология футурологии, психологии европейской цивилизации, психология власти, психология политического общества, психология политического человека.

 

5. Практическая, исследовательская деятельность на данный момент.

Близка к завершению «Объективная классификация политических партий» и политического человека, сейчас начинается «Объективное психологическое измерение политической стабильности общества».

 

6. Где Вы работаете / места работы, помимо факультета.

В моем положении оформление места работы не имеет никакого значения и смысла. Являюсь собеседником многих политиков России. А если формально, то был официальным советником Председателя правительства РФ, Председателя Городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга, был со дня основания и до сих пор являюсь экспертом Центра Стратегических Разработок в Москве.

 

8. Какие курсы Вы читали, какие компетенции они формируют.

 

А. Политическая психология.

1.Цель курса “Политическая психология” и его место в системе подготовки специалиста в университете - дать студентам представление о влиянии политики на поведение, рассматривая их как потенциальных научно-общественных деятелей государственного и международного масштаба. В основе курса лекций лежит утверждение, что научно-практическая деятельность выпускника университета в любой профессиональной области в значительной степени определяется содержанием и характером политики.

 

2. Задачи курса – раскрыть психологическое содержание политики, проанализировать, каким образом политика изменяет психологию людей, как адаптировать людей к политическим инновациям, дать практические сведения о том, как сохранить их психическое здоровье и адекватное конструктивное поведение в период глобальных экономических и политических инноваций. Для решения этих задач политика представлена как исследование, проектирование, эксплуатации систем власти - непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.

 

3. Место курса в системе социогуманитарного образования.

Курс использует систему научных понятий, принятых международным научным сообществом - Международной Ассоциацией Политической Психологии (ISPP), которая определяет политическую психологию, как науку, изучающую связи политических и психологических процессов. Под психологическими феноменами понимаются психолого-политические проявления “политического человека” (изменения свойств, состояний, процессов, обнаруживающихся при взаимодействии с властью). Под политическими явлениями понимается общественная среда и процессы в ней, в которых актуализируются психолого-политические особенности человека (выборы, парламентская деятельность, толпа, митинг, парламент, коллектив и т.д.). Политическая психология исследует политику и политическое поведение человека и общества на стыке политических наук, философии политики и социологии политики.

 

Б. Психология политического поведения

1.Цель курса “Психология политического поведения” и его место в системе подготовки специалиста в университете – дать студентам научные знания о психологической сущности политического поведения человека, которое формируется при каждом его взаимодействии с системой власти. Выпускники университета рассматриваются как потенциальные научно-общественные деятели, обязанные понимать причины возникновения политического поведения, механизмы его формирования, факторы, определяющие характер его протекания.

 

2. Задачи курса – объяснить политическое поведение человека в процессе его адаптации к инновациям правового, экономического, информационного, экологического характера в жизни общества, обусловленных процессами глобализации и вступлением в информационную эпоху. Первой задачей курса является овладение студентами системным психолого-политическим анализом психологии политического общества. Второй задачей курса является понимание универсантами того, как политика зависит от психологических особенностей людей, формирующих, исполняющих, распространяющих политику и повинующихся ей. Третья задача курса – дать знание о том, как адекватное политическое поведение формируется в процессе психолого-политического образования и воспитания.

 

3. Место курса в системе социогуманитарного образования.

Курс использует систему научных понятий, принятых международным научным сообществом - Международной Ассоциацией Политической Психологии (ISPP), которая определяет политическую психологию, как науку, изучающую связи политических и психологических процессов. Под психологическими феноменами в настоящем курсе понимаются психолого-политические качества “политического человека” (психологию политическое мышление, политическая воля, политические представления, настроения, страсти и т.д.), проявляющиеся в процессе творения политики, ее исполнения, распространения и повиновения ей. Под политическими явлениями понимаются результаты политической деятельности, политического труда, работы и активности: политическое целеообразование, политическое влияние, психолого-политическое состояние общества. Психология политического поведения исследует общественно-политические процессы на стыке психологических, политических наук, философии политики, социологии политики и физиологии высшей нервной деятельности.

 

9. Как Вы пришли в психологию / почему Вы стали заниматься психологией.

Решение изучать психологию пришло в 1954 году после прочтения фантастического романа Александра Беляева «Патент АБ». Учеником пятого класса 63 школы Ждановского района Ленинграда осознал существование «чего-то незримого», что является смыслом и целью всего материального. Прочитав всего Золя, Бальзака, Стендаля, Драйзера, 90 томов Л. Толстого, понял, что возможно прямое достижение этого незримого, что многие пытаются получить опосредованно: купить за большие деньги, используя неограниченную власть, пытаясь проникнуть в это незримое через алкоголь и наркотики. Факультета психологии тогда еще не было. После службы в армии, во время работы на Северном машиностроительном заводе получил подтверждение своих выводов на примере самого совершенного ракетного производства. Пришел к мысли о бесполезности всего, что делали в 60-70 годы в СССР, и я сам в том числе. По счастливой случайности вычитал в читальном зале библиотеки имени Фурманова на Черной речке, что в 1965 году в ЛГУ открыт факультет психологии. Немедленно отправился в университет, бросив интереснейшую работу, нормальный заработок, твердое по тем временам социальное положение. Мне было 27 лет. Чем бы не занимался: психологией труда, инженерной психологией, общей психологией, педагогической психологией, политической психологией – всегда интересовался тем, что для многих не существует, но что они отчаянно пытаются добыть: смысл жизни, деятельности, труда, поступка, действия. Ныне еще более укрепился в правильности своего решения – уйти в университет.

 

10. Что Вы большего всего цените в своей профессии.

Возможность думать, говорить, писать о вещах, которые абсолютно запрещены в любой другой профессии.

 

11. Жизненные достижения.

Трижды на пути к сегодняшнему своему состоянию был морально, организационно, а один раз и физически, уничтожен, но каждый раз находил силы для того, чтобы вернуться на свой путь. Надо признаться, что каждый раз меня «поднимали» люди, которые мне верили. Имею основания считать, что вне людей не может быть личных достижений. Высшее достижение: создание в России нового научного направления «политическая психология», и организация в 1989 году первой в России кафедры «политическая психология» в СПбГУ.

 

12. Что еще Вы хотели бы рассказать о себе.

Хочу сказать, что на протяжении всей своей сознательной жизни проверяю на себе и на других гипотезу о том, что материальный мир является частью собственного интеллектуального мира, вне которого он теряет смысл и значение.

 

Анкета кафедры (специализации) факультета психологии СПбГУ:

 

1. Название кафедры (специализации).

«Политическая психология»

2. Специалистов какого профиля готовит кафедра (специализация). По каким направлениям проводится подготовка.

Политическая психология – специальность 19.00.12.

2.1. По рубрикатору ГРНТИ (шифр и наименование) это:

11.15.86 - Политическая психология

03.29 - История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

11.01.69 - Политические науки и психология

11.15.84 - Политическое поведение

11.15.83 - Политическое сознание

11.15.24 - Принятие политических решений

15.21.61 - Особые состояния и явления психики

11.15.81 - Личность в политике. Основные права, свободы и обязанности граждан.

02.41.51 - Личность, массы и общество.

02.15.61 - Философия ценностей

11.07.25 - Ценности в политике

10.07.37 - Психология права

04.21 - Общество как система. Социальные отношения и процессы

04.21.21 - Общество как система. Типы обществ

11.15.51 - Политические партии и общественные организации как элементы

политической системы

11.15.89 - Политические коммуникации. Массовая информация. Общественное

мнение

11.15.82 - Политическая культура

04.21.31 - Ценностно-нормативная структура общества

02.51.25 - Этика общественных институтов и отдельных областей жизни и

деятельности

11.15.85 - Электоральное поведение

11.15.87 - Избирательные системы, выборы, плебисциты, референдумы

11.07.51 - Политическая география

11.07.61 - Политико-футурологические исследования

 

3. С какими вузами России кафедра сотрудничает, какие есть международные контакты (возможность прохождения практики, стажировки, обмена опытом).

За рубежом это организации и университеты, входящие в Международную Ассоциацию политической психологии (ISPP), в Международную Ассоциацию Политической Коммуникации (ABA).

4. Реализованные международные проекты.

Все исследования по политической психологии носят признак «международности».

5. Основные читаемые курсы по состоянию до моего ухода с факультета психологии и оставления руководства кафедры политической психологии(особенности организации учебного процесса).

  1. Юрьев А.И., заведующий кафедрой, проф., д.пс.н., читает курсы лекций "Политическая психология" (ф-т психологии, 2 курс, дневн. отд.), "Психология политического поведения" (3 курс дневн. отд.), “Психология глобальных изменений в мире” (5 курс дневн. отд.). Работает Председателем диссертационного совета Д-212.232.54 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.12. (политическая психология). Является научным руководителем исследований по госбюджетной теме “Психология политики как инструмент жизнеобеспечения общества”.

  2. Олесич Н.Я., профессор, д.ист.наук, читает курсы лекций: "Психологические проблемы формирования политических партий в России” (дневное, веч. отд., ОЗО), "Психология поведения студентов в политических движениях" (дневное, веч. отд., ОЗО).

  3. Бирюкова Г.М., профессор, к.пс.наук и д.философ. наук, читает курсы лекций “Политическая психология” (философский факультет, дневное и вечернее отделение), «Психология социально-политического влияния» (дневн. и веч. отд).

  4. Аксенов К.Э., доцент ф-та географии и геоэкономики, к.геогр.н., читает курс лекций «Психофизиологические основы политического поведения» (дневн., веч. отд., ОЗО).

  5. Дейнека О.С., профессор, д.пс.н., читает курсы лекций "Экономическая психология" (3 курс дневн. отд., 4 курс веч. отд.), “Психология экономического сознания и политического поведения” (дневное, веч. отд., ОЗО).

  6. Анисимова Т.В., зам. декана факультета по учебной работе, доцент, к.пс.н., читает курсы лекций по дисциплинам "Политическая психология" (вечернее отделение), “Психология политической коммуникации” (дневное, вечернее, ОЗО).

  7. Елохина Т.П., доцент, к.пс.н. зам. декана по второму высшему образованию и профессиональной переподготовке, читает курсы лекций: "Психобиография политического лидера" (дневн. отд.), "Психология сотрудничества в политике» (дневн. отд.).

  8. Свешникова Н.О., доцент, к.пс.н. секретарь диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.12. (политическая психология), читает курсы лекций «Психология политического поведения» и «Психология политического воспитания» (бакалавры) и «Основы PR (служб по связям с общественностью)» (дневн., веч. отд., ОЗО).

  9. Конфисахор А.Г., доцент, к.пс.н., читает курсы лекций: “Системные методы в политической психологии”, "Психология власти” (дн. отд., веч. отд., ОЗО).

  10. Самуйлова И.А., ст. преп., к.пс.н., читает курсы лекций “Психология личности политического лидера”, “Основы политической социализации" (дн. отд., веч.отд., ОЗО).

  11. Коновалова М.А., ст. преп., к.пс.н., читает курсы лекций: "Психологическое консультирование в политической психологии”, "Психологические основы политической философии" (V курс специализации), ведёт семинарские занятия по курсам «Психология политического поведения» и «Психология глобальных изменений в мире» (дневн. и веч. отд.).

  12. Моторин Д.В., ст. преп., к.пс.н., читает курсы лекций «Психология политико-экономического прогнозирования» (дневн., веч.отд., ОЗО), «Психология экономического сознания и поведения» (веч. отд.), является исполнителем госбюджетной темы “Система психолого-политической жизнеспособности общества”.

  13. Бурикова И.С., ст. преп., к.пс.н., читает курсы лекций «Психология массовидных явлений» (дневн., веч. отд., ОЗО), «Политическая психология» (ф-т психологии, ОЗО), «Психология политического поведения» (биолого-почвенный факультет), руководит производственной практикой студентов специализации.

  14. Соловьева М.А., ст. преп., к.пс.н., учёный секретарь РИСО, читает курсы лекций «Психология политической культуры» (дневн., веч. отд, ОЗО), «Психобиография политического лидера» (веч. отд), «Психология сотрудничества в политике» (веч. отд.), руководит педагогической практикой студентов специализации.

  15. Бианки В.А., асс., к.пс.н., читает курсы лекций «Экспериментальный дизайн психолого-политического исследования», «Психология политического маркетинга» (дневн., веч. отд., ОЗО),

  16. Амосенко О.В., н.с., является исполнителем госбюджетной темы “Оценка психологической жизнеспособности общества по критериям эффективности политической власти”.

  17. Бутузов В.Ю., м.н.с., читает курсы лекций “Психология этнического поведения” (факультет психологии), является исполнителем госбюджетной темы “Система психолого-политической жизнеспособности общества”.

  18. Пушкина М.А., м.н.с., к.пс.н., является исполнителем госбюджетной темы “Система психолого-политической жизнеспособности общества”, читает факультативно курс лекций по «Сетевой организации политического общества».

  19. Веселова И.Е., лаборант кафедры выполняет работу по ведению документации кафедры, формированию программ читаемых курсов.

 

 

6. Места проведения практики, объем практики.

Самые разные. Начиная от Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Законодательного Собрания СПб, Правительства СПб до государственных предприятий и частных компаний. Время практики – один месяц по учебному плану.

7. Предполагаемые места работы выпускников.

Советники, консультанты руководителей государственных, политических, общественных, промышленных предприятий. Руководители отделов и кадровых служб этих предприятий. Преподаватели университетов и вузов. Руководители избирательных и рекламных кампаний. Политические консультанты.

8. Условия приема на кафедру:

Личное заявление. Краткий реферат по интересующей теме.

 

Темы рефератов для поступления на специализацию политическая психология:

 

1. Определение политической психологии. Политические явления и политические феномены. Наиболее известные отечественные и зарубежные политические психологи. 1, 10 (с.13, 16-22), 11 (с.4-12).

2. Политический человек. Психология политического поведения: политическая деятельность, труд, работа и активность. Общее и различное.

2, 11 (с.84-87), 10 (23-25, 92-94), 8 (с.7-18).

3. Политика - как профессиональная трудовая деятельность. Продукт политического труда, его предмет, средства труда, содержание труда, характер политического труда. 11 (с.22-27)

4. Политика - как обязательное условие жизнеобеспечения общества. Психоценоз, политоценоз, техноценоз и др. 10 (с.27-39), 5(с.87-123).

5. Целеобразование как главный смысл политики и условие политической власти. Целеполагание, целенаправленность, целеустремленность, целесообразность. 10 (с.73-84), 7(с.78-96)

6. Психологические качества политической информации. Психологические эффекты, производимые политической информацией. 10 (96-111), доп.1.

7. Психолого-политические состояния человека. Состояния субъекта политики, объекта политики, личности и индивидуальности. 11 (с.105-116), 5(с.197-218)

8. Массовидные психолого-политические явления. Психология формирования политики, ее распространения, исполнения и повиновения политике. 11 (с.84-96), 7(44-57)

9. Психология власти: состав власти, структура власти функции власти. 11 (54-73), 3 (все), 9 (том 1., с.307-330), 5(с.62-86), 5.

10. Психологическая классификация политических партий и движений. 1 (с.33-52), 5(219-249)

11. Психология политической стабильности общества. 11 (136-145), 5(316-362)

12. Этический Кодекс политического психолога. Принципы и правила деятельности политического психолога. 11 (152-159)

 

Литература для подготовки реферератов:

 

1. Анисимова Т.В. Политическая психология. Л., 1991.

2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. П., 1923.

3. Власть. Под ред. Мшвениерадзе. М., 1989.

4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

5. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.М., 2000.

6. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991.

7. Одайник В. Психология политики. М., 1996.

8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1972.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М., 1986.

10. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.

11. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. Докт. доклад., Спб., 1997.

 

Дополнительная литература.

 

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Поздняков Э.А. Философия политики. В 2-х т., М., 1994.

3. Политический консультант в российских избирательных кампаниях.

(Д.Воротынский, Е.Егорова-Гантман и др.) Гл.2. М., 1995.

4. Юрьев А.И., Ганзен В.А. Системное описание психических состояний,

возникающих в процессе восприятия информации. // Вестн. ЛГУ. 1987.

сер.6. вып.1. С. 50-59.

 

Дополнительные вопросы:

 

1. Вклад кафедры в науку.

Исследования психологии «политического человека» и политического общества. Описание политического человека по признакам смысла жизни, целеообразования, политических ценностей. Введение в психологическую науку понятия «психология человеческого капитала», Объективная психолого-политическая классификация политических партий и избирателей по реакции на главные проблемы страны. Психология политических коммуникаций и психологические свойства политической информации. Экономическая психология как следствие политической психологии. Психология денег и их связь с основными психологическими свойствами человека. Психолого-психолого политические состояния человека и общества. Объективное измерение политической стабильности в стране по балансу психолого-политических состояний масс людей.

 

2. Какие новые направления разрабатываются, какие исследования проводятся на данный момент.

  • «Объективная классификация политических партий и политиков России по материалам их Программ и публичных выступлений»

  • Компьютерный «П-ТЕСТ для автоматического сравнения позиций избирателей и политических партий России по отношению к методам решения проблем жизнеобеспечения страны», размещенный на сайте кафедры и на сайте Информационного Агентства РосБалт.

  • Практические рекомендации для измерения и формирования психолого-политической жизнеспособности общества в России.

 

3. Специфика / отличие кафедры.

Свобода мысли, высказываний и поведения, как условие для понимания политической психологии.

4. Достижения выпускников.

Ни одна политическая кампания, акция или иной общественный проект не обходится в России без выпускников кафедры политической психологии СПбГУ.

5. В каких еще вузах проводится подготовка по данным специализации.

МГУ (зав. кафедрой проф. Е.Б.Шестопал), почти во всех университетах России.