Доклад А.И.Юрьева на защите своей докторской диссертации Печать E-mail

Системное описание политической психологии.

 

Уважаемые члены совета!

Уважаемый председатель совета, коллеги!

 

Представляя на ваш суд доклад “Системное описание политической психологии”, я испытываю большое волнение. Ваша оценка выразит официальное отношение научного сообщества к предмету, над которым я работал долгие годы. То, что я представляю сегодня на Ваш суд, начиналось в 1977 году и завершена было, в основном, к 1992 году. Но доклад не мог состояться раньше сегодняшнего дня по разным причинам. В первую очередь потому, что в СССР не было открытой политической психологии.

Работа в области инженерной психологии, эргономики, педагогики позволили мне собрать инструментарий, необходимый для формирования системного описания политической психологии. Далее, как говорят в России, “не было бы счастья, да несчастье помогло”. Исторические провалы в политике нашей страны, дали мне возможность открыто объявить о причинах своего интереса к психологии, и доложить о том, чем я занимался 27 лет, проведенные в дорогом моему сердцу Ленинградском университете.

Психология - единственная наука, которая поражает мое воображение до сих пор. Тайна человека влечет множество людей, кого с добрыми, а кого и с недобрыми намерениями. Одних влечет волшебство исцеления больного, других - искусство воспитания человека, третьих - секреты влияния на его поведение, четвертых искушает магия лицедейства. Я считал в начале пути, а теперь я в этом совершенно уверен, что высшая тайна психологической науки - это тайна психологии политики. Успех или неудача в области политики первичен: политика предопределяет состояние всех остальных сторон жизни людей. Уже после психологии политики люди становятся объектами педагогической, социальной, инженерной, медицинской психологии.

Приступая к исследованию психологии политики я понимал, что придется иметь дело с чем-то неосязаемым, невидимым, неслышимым, но в то же время, с чрезвычайно опасным и могущественным. Когда то с подобными объектами имела дело физика. Она потратив пять столетий, но то, чтобы нащупать и описать силы гравитационые, электромагнитные поля, радиоактивное излучение и др. Политическая же психология находится в самом начале своего пути и поле политической психологии только приобретает первые контуры.

Чувства, которое я переживаю, похожи на те, которые переживал, например, Беккерель на заре ядерной физики. Как у физиков тогда, так у нас сейчас нет “приборов” для обнаружения, измерения, контроля психологических сил, толкающих людей то на гражданские подвиги, то на гнусные политические преступления. Тем не менее, меня благословили на этот путь, меня поддерживали и мне помогали многие люди. Причем делали они это так, словно это дело не моей, а их жизни.

* * *

Требования к настоящей работе формулировались достаточно просто - нужна была система, некоторое подобие карты, для ориентации в пространстве политической психологии. Необходимо было указать направления теоретических исследований в политической психологии, подобно направлениям плавания в мировом океане. Необходимы были методические инструменты для “прокладки курса” исследований в психолого-политическом пространстве. Некое наподобие секстана в мореходстве. Контуры неизведанного пространства были намечены исследованиями В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева, а инструменты подготовлены В.А.Ганзеном, Г.В.Суходольским и и др. Вдохновляли меня на этом пути В.Г.Лейбниц и Вас.Розанов. Хотя, конечно, они не знали кто, для чего, и каким образом будут использовать плоды их труда. Я надеюсь, что они простят мне вольности обращения с их наследием, а может быть, одобрят. Они сами рисковали, и простят мне мой риск. В этой аудитории я был свидетелем самообладания проф. Суходольского, мужества проф. Ганзена. Я знал о причинах инфарктов академика Ананьева. Я изучал обстоятельства гибели великого Бехтерева. Я предполагал, что меня ждет. Может быть, к счастью, а может к сожалению, я не ошибся. Поэтому - волнуюсь.

 

* * *

 

Уважаемые члены ученого совета! Я думаю, что неправильно занимать Ваше время устным пересказом содержания имеющегося у Вас текста доклада. Считаю, что сейчас я должен сообщить об основополагающих гипотезах, аксиомах, которые предопределили мои действия и логику всего исследования.

Объект, с которым я имел дело, имеет настолько сомнительную репутацию, что многие не считают политику наукой. К моменту начала систематической работы у меня были все основания для формулирования 1-й исходной гипотезы: политическая психология - это наука о естественных, природных законах взаимодействия человека и власти. Политика в лице власти, словно тень, сопровождает человека по жизни, и, более того, политика является обязательным условием его существования.

Среди глобальных проблем человечества - экологии, ресурсов, перенаселенности, главнейшей является проблема политики, т.е. психологии отношений власти и гигантской массы триллионов людей. Политическая психология описывает психологические законы познания, проектирования, изготовления и применения власти.

Гипотеза 2. Первая гипотеза могла быть верной при условии верности второй гипотезы - столкновение человека с властью порождает “политического человека”. Тогда любой человек человек столь же политичен, насколько биологичен, физиологичен, социален. Психологические состояния, свойства, процессы политического человека по форме идентичны проявлениям состояниям, свойствам человека, изучаемым в социальной, медицинской, инженерной, педагогической психологии, но по содержанию отличаются от них. Власть приводит к матаморфозе дополитических психологических характеристик человека в политические психологические феномены. Такое превращение ранее наблюдалось Бехтеревым, а ныне его свидетелями стали и мы. На улицах Москвы в 1991 и 1993 годах политический человек предстал как человек неожиданный, неисследованный, незнакомый.

Гипотеза 3. Конечно, на системном описании политической психологии сказалось влияние научной среды, в которой выполнялось исследование и вполне конкретных людей: Ганзена В.А., Суходольского Г.В., Крылова А.А. и др. Это влияние не позволило мне понимать политическую психологию, как перечень отдельных научных фактов. Я обнаружил, что политическая психология обладает всеми характеристиками системы, как ее определил в 1978 году Президент Международной эргономичесой ассоциации D.Meister. Так возникла третья гипотеза, гласящая, что Под системой в “Системном описании политической психологии” понимается такая организация, в которой отдельные элементы работают вместе, чтобы получить выходной эффект, который отдельный элемент сам по себе дать не может (перевод мой. А.Ю.). Системами с параллельными параметрами является как вся политическая психология, так и ее составляющие: психология политического общества, психология политического поведения, психолого-политических состояний, политических партий и др.

При описании системы политической психологии приняты допущения Meister, которым должна отвечать система: иерархическая организация, ее целенаправленность, подчинение каждого элемента общей цели, влияние каждого элемента на все другие, преобразование эффекта отдельных элементов в выходной эффект всей системы, возможность измерения, оценки, обратной связи и др. Именно отсюда исходят многие выводы, о которых я докладываю.

Аксиома 1. С 70-х годов, да и до сих пор стремление изучать политику, мягко говоря, не одобряется коллегами-психологами. Например, 85% анкет из 5 тысяч, распространенных мною среди студентов С-Петербургского университета, принесли ответ: “Политика - грязное дело!”. Объясняется это тем, что о политике чаще судят по ошибкам и преступлениям, которые совершают дилетанты и криминальные типы. Они и им подоббные или не знают ее естественных законов, или не желающие им следовать. Достижения же политики воспринимаются, как само собой разумеющиеся. Свое отношение к политике я выразил в первой аксиоме - исследовать политику как научно-практическую деятельность высшего уровня, не имеющую криминального содержания. На факультете психологии СПбГУ меня учили психологии, как благородной, гуманистической, человеколюбивой науке. Я пытался продолжить эту традицию, направляясь работать в дискредитированную область человеческой деятельности, как в некий морально-психологический лепрозорий, и рассматривая политику как область больную и нуждающуюся в помощи психолога.

Аксиома 2. Конечно, для меня, как и для многих моих коллег, встал вопрос об добросовестности использования психологического знания политиками. Поэтому я руководствовался второй аксиомой: смыслом политической психологии является приведение политического поведения людей в соответствие с естественными законами природы политической психологии, а не использование этих законов для противоестественных действий. Точнее говоря, политическая психология не должна использовать могущество науки для подмены действительного кажущимся, существующего несуществующим, истинного ложным. Известно, что сегодня разработаны модели внушающего воздействия, эффект от которых достигается не за счет адекватного отражения внешней действительности, а за счет измененого восприятия этой действительности. Аргументом в пользу подобной позиции является исторический материал - все самые изощренные методы политики, построенные не на доказательстве, а на внушении, убеждении, принуждении приводили такую политику к краху с неоправданными бесчисленными жертвами, в том числе - и самих творцов этой политики.

Определение 1. Кроме всего прочего, я считаю себя обязанным привести в соответствие свое рабочее определение политической психологии с определением Международной ассоциации политической психологии. ISPP определила политическую психологию, как науку, изучающую связи политических и психологических процессов. Мы уточнили это определение, именовав политические процессы политическими явлениями, а психологические явления - психологическими феноменами. Под политическими явлениями понимается такая общественная среда и процессы в ней, в которых актуализируются психолого-политические особенности человека (толпа, митинг, парламент, коллектив и т.д.). На плакате 1. представлены те разделы политики, которые исследуются методами политической психологии. Под психологическими феноменами понимаются психолого-политические свойства и состояния субъектов и объектов политики, реагирующих на политическую власть.

Технологическое определение политической психологии, которое использовано в настоящем исследовани, звучит так: политическая психология - наука, изучающую тех, кто делает политику (субъекта политики), тех, кто ей повинуется (объекта политики), и то, как делается политика (исследование, проектирования и эксплуатации политики).

При этом не забывается, что, что политика основывается на законах психики, а эти законы а) столь же неизменны, сколь неизменен сам человек, б) с ними надо считаться не менее, как с законами физики, в) следование психологическим законам обязательно для осуществления политики.

Особо хочу сказать о методе описания представления политической психологии на плакатах и в тексте доклада. Многие критиковали системное описание В.А.Ганзена, но делали они это потому, что у них никогда не было необходимости его применять.

Поясняю. Сегодня я могу утверждать, что это абсолютно практическая конструкция, предназначенная не для научных абстракций, а для описания реальной деятельности. Проф. Ганзен помимо необыкновенного мужества, имеет построенную в воображении четкую пространственную, но сложнейшую структуру действительности. Он живет в этой структуре безошибочно, даже практически не видя ее. Его теория системного описания берет начало из практики.

Когда меня постигло несчастье, и я два месяца (май-июнь 1996 года) плохо видел, в временами ничего не видел, то я применил модель Ганзена для практических нужд. Так вот, многие люди, посещавшие меня, не заметили и не поняли, что я не видел их, когда с ними говороил, подавал им руку, провожал до дверей. Надо ли говорить, насколько я поверил этой системе, когда готовился к этому докладу. Аналогичным образом я ориентировался в системе политической психологии, потому что рабочие схемы позволяли мне точно знать, где, что находится, что я знаю, а что надо выяснить и т.д.

Мощно развитая политическая психология США, Западной Европы использует сукцессивныый метод исследования и описания психолого-политтических феноменов. Описание западной политической психологии - это описание набора отдельных фактов, которые по разным причинам вызвали интерес отдельных специалистов. Принципиальное отличие предложенного Вашему вниманию описания заключается в симультанном предъявлении информации, при котором психолого-политические явления каждого уровня представляются одновременно и во всех своих связях и отношениях. Это позволяет сразу увидеть всю систему изучаемых феономенов каждого уровня, наличие в системе “белых пятен”, характер отношений между феноменами. Представленные Вашему вниманию плакаты содержат именно такую, симультанную информацию.

И последнее условие, которое я ставил себе, это работа только в своей, психологической плоскости изучения политических явлений. Она никогда не должна совпадать с плоскостями исследования этих же явлений политологией, философией, историей и другими сопредельными науками. А политическая политическая психология должна расширить пространство психологической науки за счет новых, неразработанных полей человекознания, но не за счет дублирования других психологических дисциплин: социальной, медицинской, юридической психологии.

Уважаемые члены Ученого совета! Вам судить, верные ограничения я ставил на свою работу, и насколько полно и точно я ее выполнил.

* * *

 

Теперь я хотел бы кратко, но последовательно изложить, как формировалось системное описание политической психологии. Как обнаруживались проблемы, осознавались и решались.

Начинается все с политического человека. Под психологическими феноменами понимаются психолого-политические проявления “политического человека”, обнаруживающихся при взаимодействии с властью. Т.е. когда его свойства, состояния, процессы, поведение приобретают специфику, не встречающуюся в других психологических дисциплинах. Какую - об этом далее.

Понятие политического человека появилось как вывод из трудов В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, Г.В.Суходольского, Б.Д.Парыгина, Б.А.Шерковина, В.Рощина, И.П.Волкова, В.М.Зимичева, В.В.Цалобанова, В.Ф.Сержантова, Н.Н.Обозова, А.Деркача. Черты политического человека легко обнаруживаются в работах российских политических психологов: Е.В.Егоровой, Н.М.Ракитянского, Е.Б.Шестопал, Д.Ольшанского, Л.Гозмана, Крамника В.В., Дилигенского Г.Г.. Признаки политического человека описываются в работах Эткинда А.М., Иванова В., Агеева В.С., Гаджиева К.С., Ильина М., Коваль Б., Андреева С.С., Дубова И.Г., Пантелеева Р.С., Драгунского Д.В., Соловьева А.И., Авциновой Г.А., Асмолова А.А., Абашкиной Е.Б., Косолаповой Ю.Н. и др. Когда я читал их работы, то мне оставалось только подписывать под целыми абзацами - “политический человек”.

Кстати, косвенным подтверждением того, что понятие политического человека имеет право на существование является и то, что еще в 1972 году в Нью-Йорке выщла в свет монография американского политического психолога Seymour Lipset, которая так прямо и именуюется - “Political man”. С разных сторон описывают политического человека Эмиль Бутми, G.Wallas, H.Lasswell, H.J.Eysenck, Jeanne N.Knytson, Margaret G. Herman, Samuel L. Long, S.A.Renshon и другие члены ISPP. Но представления о политическом человеке в американском варианте, и в том, который использован в настоящей работе, существенно различны.

Доказательство существования политического человека встречалось с известным сопротивлением. Массовые психолого-социологические опросы, проводившиеся еще в 80-е годы, показали, что основная масса людей считала себя независимыми от власти, а значит - политический человек не желал признавать себя таковым. В этом заблуждении люди оставались до 1991 года. Надежды на независимость от власти оказались иллюзорными. Действия власти привели к потере рабочих мест, доходов, безопасности, жизненных перспектив. Так уж случилось, что ощущение человеком своей политичности сравнимо с ощущением смертности: все о ней знают, но пытаются о ней не думать применительно к себе.

По нашей версии, именно политический человек является единицей изучения в политической психологии. Но был вопрос - почему он становится политическим?

* * *

2) Система психолого-политического жизнеобеспечения общества. Ответ достаточно прост. Политическая психология не питает иллюзий, что восприятие политики, внимание к политике, размышления над политикой вызывается у людей призывами харизматических личностей. Только жизнь. Потребность жить. Право на жизнь. Условия для жизни. Страх утраты жизни из века в век возвращает людей к политике. Для описания этого фактора нами было введено понятие жизнеобеспечения в психолого-политическом смысле. На плакате 2. представлена общая картина жизнеобеспечения общества, как цепь из блоков, подобных биоценозу, в которых происходит кругооборот веществ или энергии.

По аналогии с биоценозом в каждом из блоков происходит кругооборот продукта этого блока. Без продукта любого и каждого блока жизнь общества невозможна. Для своего существования каждый блок потребляет продукт предыдущего блока, и в свою очередь поставляет свой продукт для потребления последующего блока. Нарушение в функционировании любого блока приводит к кризису всей системы жизнеобеспечения. Всю систему составляют блоки, регулирующие адаптацию людей к физической среде обитания (гелиоценоз), к геологическим условиям жизни (геоценоз), к биологическим факторам жизнедеятельности (биоценоз), к психологическим возможностям населения (психоценоз), политической системе власти (политоценоз), научно-техническим возможностям производства (техноценоз), уровню потребления продуктов питания, энергетики и производства (консоценоз - баланс потребностей и возможностей), 8) состоянию культуры (культуроценоз).

В цепи жизнеобеспечения не может быть обрывов, потерянных звеньев. Звенья цепи не могут поменяться местами. С не менее неумолимым природным порядком, как в цепи биоценоза, функционируют и психоценоз, и политоценоз, и техноценоз. Каждый на своем месте, со своей ролью и ответственностью. Например, если бы в цепи был утрачен блок гелиоценоза, т.е. солнце погасло бы и жизнь прекратилась. Точно также, при сбое в блоке политики - угасает власть и начинается мор, революции, гибель целых народов, культур и цивилизаций.

Вопрос о том, что за продукт вырабатывается в блоке политоценоза, был бля меня решающим. Что же политика такого делает, что сравнимо по потребительной стоимости с солнечной энергией, биомассой?

3) Психология политического целеобразования. Поверьте, что я мскал этот продукт, как золотоискатель ищект самородок. Оказалось, что политика, и только политика решает проблему цели для общества - осознанного образа предвосхищаемого будущего. Но с одной стороны, цель - понятие сложное, а с другой, необходимо было создать систему, которая удовлетворяла бы требованиям политической психологии. Такая система была спроектирована и стала называться целеобразование общества и представлена на таблице 3.

Целеобразование представляет собой сложное явление и состоит из: а) интеллектуально-культурной оценки имеющегося состояния общества в данный момент времени и состояния, которое необходимо достигнуть для выживания общества (целеполагание), б) направления изменений в состоянии общества, которые предлагаются политиками (целенаправленность), в) меры материальных, духовных, интеллектуальных усилий, необходимых для изменения состояния общества (целеустремленность), г) наличия у общества временных, энергетических, информационных и иных ресурсов для достижения поставленной цели (целесообразность).

Информация обо всех изменених в остальных блоках системы жизнеобеспечения стекается в блок политоценоза, и на ее основании именно там формируется целеобразование. Общество сохраняет жизнеспособность только в том случае, если в звене политики вырабатывается уникальный продукт - целеобразование. Без него люди утрачивают смысл жизни, ориентиры развития.

5) Психология политической власти. Тщательные поиски людей, структур, организаций, которые используют целеобразование привело к структурам власти. Сегодня я определенно могу заявить - кто владеет целеобразованием, тот владеет властью. В науке, а тем более, на практике нет более спорной темы, чем власть. Определения политической власти, принадлежащие Тихомирову Л.А., Lasswell H.D., Sampson R.V., Votav D. и др. являются, несомненно верными. Но вне системы. они являются частными случая необыкновенного психологического явления, именуемого власть. Часть моих представлений о структуре и составе власти представлено на таблице 4.

Я определил власть как самостоятельнуюй, неспецифическую психическую реальность, которая не имеет собственного политического содержания. Нечто подобное вниманию в треугольнике сознание-память-внимание. Целеобразование в форме политики вносит во власть содержание. А поэтому, власть безразлична к политике белой или красной, демократической или коммунистической, экономической или физической. Она не может быть хорошей или плохой. Власть действует на всех людей без исключения как на них действует гравитационное поле Земли. Она никогда не бывает собственностью или завоеванием кого бы ни было. Власть “служит” только тому, кто постигает ее законы и способен использовать их в интересах общества. Служит не в большей степени, нежели тяжести служит конструктору самолетов.

Если уж работа с властью приравнивается к работе Ньютона с законами всемирного тяготения, или работой авиаконструктора, использующего встречный поток воздуха для взлета сотен тонн металла, то становится очевидным, что здесь требуются чрезвычайные способности, талант, гениальность. Это вынудило меня проанализировать деятельность политиков. как профессиональную трудовую деятельность.

4) Психология политической деятельности. Дилетант не имеет ни достаточного времени, ни условий, ни подготовки для того, чтобы сформировать целеобразование, и более того, чтобы заставить его работать. При дальнейшем рассмотрении оказалось, что "продукт труда политики - целеобразование и его осуществление" обладает всеми его классическими признаками. Они представлены на плакате 5:

- Несомненно, продукт политической деятельности имеет потребительную стоимость, потому, что общество нуждается в целеобразовании. Он несет в себе решение о войне и мире, разорении или обогащении, бесправии или произволе. Политика имеет цель, осуществляется определенными операциями, имеет собственный предмет, средства и результаты. Продукт политики - самый дорогой из всех других, производимый человеком.

- Несомненно, продукт политической деятельности имеет стоимость. Как во всяком труде, в политической деятельности происходит расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера. Расходование рабочей силы осуществляется, как правило, на запредельном уровне возможностей человека, приводя политиков к стрессам, срывам, депрессиям, нередко, к гибели. Стоимость политической деятельности обнаруживается в любви и ненависти, которые политики вызывают в обществе.

- Очевидно, что предметом труда в политике является состояние народа - психологическое, экономическое, социальное, демографическое и др. Специалисты многих наук изучают состояние народа, оценивая его в своих научные категориях. Политическая психология использует для описания предмета труда политики систему психолого-политических свойств и состояний

- Очевидно, что политическая деятельность имеет средства труда, которые используются для воздействует на общество: интеллектуальную экспансия, правовое регулирование, экономическое принуждение и физическое насилие. Используя их, политик рискует, а от ответственности его освобождает только успех, победа, безошибочность в целеобразовании. В случае неудачи его ждет или прекращение карьеры (политическая смерть), осуждение или террор (физическая смерть), запрет на профессию (профессиональная смерть), дескридитация в средствах массовой информации и исторической литературе (моральная смерть).

Далее начинаются принципиально важные для политической психологии положения, которые мне пришлось вводит дополнительно:

Первое. Содержание труда в политической деятельности заключено в сопряжении предмета труда (состояния народа) с целеобразованием конкретной политики. Оно предполагает такие перевороты, реформы - в сознании людей, в первую очередь, которые неосуществимы без фундаментальных знаний, умений и навыков. Процесс взаимодействия политических идей и того, что называется человеческой природой, имеет в своей основе сложные психологические закономерности. Это образование.

Второе. Характер труда заключается в сопряжении партий, со средствами труда политики. Мера интенсивности экономического принуждения, или физического насилия прямо связана с политическим воспитанием членов партий. Они решают вопрос о стоимости достижения цыелеобразования. Это масштабы расходования человеческих сил и человеческого материала. Это сокращение или увеличения численности населения, инвалидов, больных и пр.Это определяется воспитанием политиков.

Третье. Сопряжения средств и предметов труда в политике - это сопряжения психологических характеристик общества (политического безразличия или инициативы, консерватизма или радикализма, соперничества или адаптивности, творчества или иждивенчества) и психологических параметров средств воздействия (психологии информации, психология права, экономической психологии, психологии физического насилия). Это чистешая политическая психология, психологическая технология власти.

Я думаю, никого не надо убеждать, что это деятельность экстремальная, требующая призвания и профессиональной подготовки. Задатки, способности, талант, гениальность требуются в политической деятельности, как ни в одной другой. Тогда специфические формы психологического профотбора, профподготовки, психологического сопровожденияе в политике - дело столь же необходимое, как в авиации и космонавтике.

6) Психология политической информации. Содержание продуктов профессиональной трудовой деятельности политиков: целеполагание, целенаправленность, целеустремленность, целесообразность - имеет своим источником информацию, состоят из информации и представлены в виде информации. Я постоянно имею дело с недооценкой информации, которую чрезмерно часто понимают как средство регистрации. В политике это средство прямого, или косвенного, или опосредованного воздействия на объект политики. Как своими успехами политика обязана полноценной информационной подготовке, так и всеми своими неудачами политика обязана информационным ошибкам. Поиск, получение информации, ее обработка, принятие решение и его исполнение - основа политического процесса.

Так случилось, что под упомянутым влиянием эргономики информация понималась с точки зрения ее организации в сложных технических системах по работам Б.Ф.Ломова, А.А.Крылова, В.П.Зинченко, Д.Мейстера, и др. Для формирования системы психолого-политической информации использовались труды Брудного А.А., Гальперина И.Р., Доблаева Л.П., Лурия А.Р., Петренко В.Ф., Шерковина, Шопенгауэра А. и др. Анализировались исследования зарубежных специалистов в области политической информации: Fisher W.R., Trapp R. и др.

Система психолого-политической информации представлена как властный механизм распространения политических идей на плакате 6. Для объяснения этого феномена использовано понятие интеллектуальной экспансии, т.е проникновения на “чужую территорию”. В нашем случае, на “территорию” психических состояний и сознания человека. Достигается это за счет умелого манипулирования психолого-политическими качествами используемой информации:объективность - системность - организованность - достаточность - ясность - конкретность - практичность - необходимость. Манипулируя наличием и интенсивностью этих качеств информации, политики добиваются изменения психического состояния общества.

7) Психолого-политические состояния. Занимаясь исследованием психических состояний человека много лет, я постоянно мучился двумя вопросами: первый - их разрозненность, изолированность друг от друга, и второй - то, что они не имели пары. Наприме, трудное состояние утомление не исследовалось с точки зрения своего антипода. Счастливая возможность начинать разработку психолого-политических состояний позволила мне представить их в системе, не вступая в дискуссии с исследователями состояний в параллельных психологических дисциплинах.

Это не было искусственным “бегством” - экстремальные состояния масс людей в горячих точках страны не удавалось оценить традиционными методами в рамках традиционных представлений о состоянии. Имея в виду то, что на “политического человека” давит спектр разнообразных воздействий, качеств информации, потребовалось и состояния описать как систематизированный спектр психолого-политических состояний человека, представленный на плакате 7.

В систему вошли праксические состояния - целостная характеристика психической работы, определяемая возможностью сформулировать цель, адекватные ей средства и получение искомого результата в условиях труда, познания и общения. Эмоциональные состояния определялись как характеристика активности человека, обусловленная мерой удовлетворения его органических потребностей (пища, вода, пространство и пр.). Гуманитарные состояния исследовались как целостная характеристика деятельности человека, вызываемая параметрами получаемой им информации (достоверность, конкретность и пр.). Мотивационными состояниями именуется целостная характеристика психического поведения, возникающая в процессе межличностного общения (доверие, симпатия и т.д.). Вид спектра психолого-политических состояний, вызываемых политикой определяет и политическую физиономию общества.

8) Психология политического общества. Если есть политический человек - значит он и формирует психологию политического общества. Ответ на вопрос как? остается весьма трудным. Хотя всепроникающие электронные средства массовой информации исключительно энергично эксплуатируют и когнитивные, и эмоциональные, и волевые процессы больших масс людей. На этом построена действующая современная реклама, менеджмент, маркетинг, пропаганда.

Мы кое-что сегодня знаем о психологии политической памяти, восприятия, речи. Меньше знаем о политическим представлении, политическом мышлении, политической воле и т.д. Все это - пример будущих направлений исследований в политической психологии.

Основа для исследований выглядит так: с властью человек взаимодействует под влиянием той среды, в которой происходит зарождение и осуществление его психолого-политических состояний и свойств. Многолика среда и человек многолик. Один и тот же человек, находясь то в семье, то в малой группе, то в аудитории по разному воспринимает и продуцирует политические реальности.

На плакатах 8 и 9 показано, что человек может быть сознательным в одних средах, но он же подчиняется пространственной совместности в других, исторической сопричастности в третьих, вольному или невольному соучастию в четвертых. В одних массовидных явлениях решающее влияние на поведение человека имеет мировоззрение (позиции 13-16), в других - картина мира (позиции 5-8), в третьих его поведение определяет жизненная позиция (позиции 1-4), в четвертом - образ жизни (позиции 9-12). Политическое поведение человека может изменяться то под влиянием убеждения, то внушения, то принуждения или доказательства. По нашим наблюдениям, оно может определяется психическим заражением, деформироваться подражанием, укрепляться воспитанием, конструироваться образованием (позиции 13-16). Человек, взаимодействуя с властью, может зависеть в одних эпизодах от настроений, в других от чувств, в третьих от страстей (позиции 9-12).

Политическая среда, в которой человек приобретает психолого-политические качества дифференцирована на 16 массовидных политических явлений. Схема известна из системных описаний проф. В.А.Ганзена, где каждый квадрат матрицы несет все параметры, введенные им. Плюс те, которые добавила политическая психология. В результате, каждая клетка матрицы получила набор психолого-политических характеристик, которым соотвествуют названия совокупностей людей, перечисленные на плакатах

10) Психология политических партий. Чтобы сократить время доклада, в качестве примера более подробного описания массовидного психолого-политического явления, я возьму политическую партию.

По определению основателя западной политической психологии, ровесника Бехтерева, - H.Lasswll, основу партии составляет политический человек - продукт частных (личных) мотивов, высказываемых по поводу общественного (публичного) объекта, и рационализированные в выражениях общественного интереса. Разнообразие психологических типов, имеющих обостренные отношения с властью, образуют систему с конечным числом видов, типов политических партий. Объединение людей в политические формирования имеет природные психологические предпосылки.

Происходит это потому что: 1. партии естественным образом формируются в обществе, как коллективная политическая реакция психологических групп людей на состояние власти, 2. партии проектируют и создают психолого-политические властные механизмы управления обществом в интересах его жизнеобеспечения; 3. партии профессионально производят специфический продукт деятельности - целеобразование, который играет роль катализатора политических явлений; 4. партии жизнеспособны в той мере, в какой они располагают интеллектуальным базисом, достаточным для формулировки целеобразования общества; 5. партии формируют психолого-политические состояния общества, необходимые для преодоления социальных, экономических, правовых тупиков его развития; 6. партии выполняют функцию психологической связи между политикой и политическими явлениями, 7. политика имеет конечное число психологических параметров, и каждому из них соответствует политическая партия, реально существующая или теоретически возможная; 8. полное организационное и физическое искоренение какой-либо партии не означает ее уничтожения, потому что ее психологическая первооснова способна к политическому самовоспроизведению безо всякой связи с историческими предшественниками.

На плакате 10. представлена практическая работа по классификации политических партий России, участвовавших в выборах 1995 года.

Политические партии рассматриваются как система психологических реакций на всю предыдущую цепочку: поведение, общество, информация, власть, деятельность, целеобразование, жизнеобеспечение.

11) Психолого-политические свойства политического человека. Конечный смысл перечисленных и других вновь введенных (или использованных в новом контексте) психологических понятий заключается, конечно, в полезной общественной практике политической психологии. Примером могут служить результаты систематически проводимых массовых экспериментальных психолого-социологических исследований предпосылок политической стабильности общества. Политическая стабильность оценивается измерением равновесия между параметрами "политическая стабильность - К-1" (совокупность политического безразличия, консерватизма, адаптивности, иждивенчества) и параметрами "политическая нестабильность - К-2" (политическая инициатива, радикализма, соперничества, творчества). Это представлено на плакате 11. Если соотношение параметров К1, и К2 находится в пределах от 0,0 до 0,618, значит угрозы резких изменений политической ситуации нет. По результатам исследований установлено, что в России сохраняется неустойчивое психолого-политическое равновесие, которое одинаково легко может быть нарушено как в пользу стабилизации, так и дестабилизации положения в стране.

Приведенные в таблице 12 данные, составляли часть докладов и публикаций сотрудников кафедры политической психологии СПбГУ. Практика показала, что прогнозы политического поведения граждан РФ, основанные на данных массовых психолого-социологических исследований, оказались верными. В самые критические моменты, когда по утверждениям специалистов, не располагающих сведениями о психолого-политических состояниях населения, уже “наступил кризис”, что “завтра произойдет социальный взрыв”, что “через месяц народ выйдет на улицы” и пр. и т.п. сотрудники кафедры знали, что этого не произойдет. Что сулит РФ Будущее, можно увидеть з данных психолого-политических состояний населения страны.

Работа с людьми, которые имеют право на разработку целеобразования, применение любых мер воздействия для ее реализации, вплоть дл физического насилия, требует от политического психолога соблюдения Этического Кодекса, которым я и завершу свой доклад.

13) Этический Кодекс политического психолога.

Мой опыт работы в политической психологии наглядно убедил меня, что думать надо не только над теоретическими конструкциями взаимодействия власти и человека. Результаты общения с политиками и “околополитиками” показали, что решающее значение имеют моральные, нравственные приниципы, которыми руководствуются в своих действиях эти люди.

Довольно давно, занимаясь эргономикой, я пришел к выводу, что нравственные качества оператора в современных технических системах имеют профессионально важное значение. Недобрососовестный оператор, пытающийся “обмануть” техническую систему, вызывает аварии, катастрофы, недоверие общества к технике. Компьютерные системы, ядерные котлы действуют, неукоснительно подчиняясь законам природы и никак иначе. Они точны, логичны, объективны и треубую для взаимодействия людей с такими качествами.

Обсуждая, с одной стороны, психологию политики, а с другой, работу политического психолога в политике, я был вынужден на основе личного опыта перечислить ограничения на действия тех и других. Сделать это крайне необходимо, чтобы не стать пособником распространения психолого-политического беспредела, т.е аморального стремления некоторых из них работать не на политику, как на систему жизнеобеспечения людей, а на политику, как на свой личный интерес, или на интерес криминальных околополитических групп.

С этой целью мною был переработан вариант Этического Кодекса психолога, разработанный ранее совместно с проф Крыловым А.А., и утвержденного на последнем в истории СССР съезде советских психологов. Я сохранил его основные идеи. Если считать, что политическая психология, изучает субъекта политики, т.е. лидеров политических движений, государственных политических деятелей, объект политики - избирателей, граждан, участников забастовок, демонстраций и политическую деятельность - идеологическую полемику, процесс законотворчества, управление экономикой, применение силы в управлении, то вырисовывается достаточно ясная схема, изображенная на рис. 12.

Этический кодекс не предначен для морализования по поводу честности в политике - он технологически определяет схему взаимодействия всех участников политического процесса: политического психолога, политика, населения и материалов психолого-политических исследований таким образом, что минимизирует ошибки политики. Продолжая традицию всего исследования, я перечислил цели, методы и результаты деятельности политического психолога.

Мною прямо указаны не только цели и задачи, но методы их достижения и результаты деятельности политического психолога к которым ему, как человеку и гражданину следует стремиться. В соответствии с ними, политический психолог подвергает самоконтролю последовательно свое собственное поведение (пункт 5.2.), свои отношения с объектом политики (государством, избирателями, жителями, гражданами (пункт 5.1.), с субъектом политики (политическими лидерами, членами политических и государственных организаций (пункт 5.4.), c атрибутами политики (идеями, программами, планами, документами (пункт 5.3.).

Чтобы сделать Кодекс практическим, в него введена система принципов и правил деятельности политического психолога, защищающая от его от участия в криминальной политике. Суть принципов в том, что они как бы “отсекают” поочередно каждый элемент системы политической деятельности, а в точках пересечения отношений элемента системы с другими элементами системы вводит правила взаимодействия между ними.

Приницпов пять: первый - принцип не нанесения ущерба объекту политики с соответствующими правилами, второй принцип - компетентности политического психолога с правилами его обеспечения, третий принцип - беспристрастности политического психолога с правилами его соблюдения, четвертый принцип - конфиденциальности деятельности политического психолога с правилами ее соблюдения, и, наконец, пятый приницип - осведомленного согласия всех участников политической деятельности.

Соблюдение этических принципов и правил деятельности политического психолога гарантирует профессиональную и личную безопасность субъектов и объектов политики, предотвратит дискредитацию политической психологии как науки, а политических психологов как ученых.

* * *

 

Уважаемые члены ученого совета! Я знаю, что обрисовал контуры политической психологии очень приблизительными. Они предназначены для тех, кто намерен пуститься в исследование конкретных областей неведомых психологических пространств. Я знаю, что инструмент исследования этих простраств, предложенный мною, должен совершенствоваться и будет совершенствоваться. Может быть, отправившись в плавание к тайнам политического человека, мне удалось описать только направление в политическую психологию. Надеюсь, что удалось.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кратко изложенная мною теоретическая и методологическая концепция политической психологии, именуемая “системным описанием политической психологии” предназначена не только для создания простора новых научных исследований, а и для совершенно практических действий. Она служила фундаментом переподготовки большого контингента Глав региональных администраций России, Представителей Президента РФ, многих кандидатов в депутаты различных уровней, пяти выпусков специалистов по политической психологии (19.00.12.) и т.п.

Практика показала, что политики, прошедшие по ней курс психолого-политической переподготовки, работают значительно лучше тех, кто не получил подобной подготовки. Психолого-политическая переподготовка гуманизирует и возвышает политическую деятельность, дает научное понимание психологических механизмов политического поведения граждан и общества, совершенствует личность политиков. Объединение реальной политики и университетской психологии позволяет научно анализировать политическую ситуацию, проектировать ее изменение, разрабатывать практическую технологию реализации политических проектов. Политика без политической психологии - это “ловля черной кошки в темной комнате”.

Доклад закончен.

Спасибо за внимание.

 

СПРАВКА

 

к делу N.................................

 

о присуждении Юрьеву Александру Ивановичу ученой степени

доктора психологических наук на основании защиты диссертации

Системное описание политической психологии”

в виде научного доклада по специальности 19.00.12 - политическая психология

в разовом диссертационном совете ДР -063.57.05.

в Санкт-Петербургском государственном университете

Министерства общего и высшего образования

(199034, Санкт- Петербург, Университетская наб. 7/9.)

решение совета от 23 апреля 1997 г., протокол N2.

 

Юрьев А.И. - 1942г. рождения, гражданин России. кандидат психологических наук с 1983 года (КД N003290). Работает заведующим кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета с октября 1991 года по настоящее время.

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете, Министерство общего и профессионального образования РФ. Научный консультант - доктор психологических наук Деркач Анатолий Алексеевич, работает заведующим кафедры психологии профессиональной деятельности в Российской Академии Госслужбы при Президенте РФ.

Соискатель имеет 23 работы, опубликованные по теме диссертации, в том числе: 1. Введение в политическую психологию. Спб, 1992. (228с.) 2. Выборы глазами политического психолога. // журн. Власть., 1996, N4., с.15-24. 3. Этические принципы и правила работы психолога. В кн. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990., с.264-271. 1987., Сер.6., Вып.6., с.50-59.

Официальные оппоненты: Зимичев Анатолий Михайлович, д.психол.н., проф., зав. каф. психол. Российского Государственного Педагогического Университета; Китов Ахмед Измаилович, д. психол. н., проф.; Крамник Валерий Викторович, д. полит. н., проф. С-Петербургского университета экономики и финансов. Все оппоненты дали положительный отзыв о диссертации.

Ведущая организация - Институт США и Канады РАН - в своем положительном заключении, составленном д.полит.н., проф. Егоровой Е.В., указала, что работа Юрьева А.И. привносит решение многих проблем в области становления политической психологии в России. Работу автора можно использовать для подготовки политических психологов в университетах РФ, а также в общественных организациях, в политических партиях, движениях. Работа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к докторским диссертациям, а диссертант заслуживает степени доктора психологических наук по специальности 19.00.12 - политическая психология.

Исследования автора позволили ему разработать программу, содержание и концепцию преподавания политической психологии и основать в 1991 году первую в РФ кафедру политической психологии в Санкт-Петербургском университете, которая произвела уже пять выпусков студентов по специальности 19.00.12 - политическая психология. Под руководством автора осуществлена переподготовка большого контингента Глав региональных администраций РФ, Представителей Президента РФ, многих кандидатов в депутаты различных уровней. В целом диссертации Юрьева А.И. дается чрезвычайно высокая оценка.

На диссертацию поступили отзывы от 1. Кузьминой Н.В., д.п.н. по психол., проф., чл..-к. Российской Академии Образования; 2. Рапохина Н.П., д.психол.н., проф., нач. кафедры в/ч 21247; 3. Шестопал Е.Б., д.филос.н., проф., Председателя российской ассоциации политических психологов; 4. Лебедевой М.М., д.полит. и к.психол.н., проф. МГИМО; 5. Забродина Ю.М., д.психол.н., проф.; 6. Кара-Мурза, д.филос.н., проф., зав. отделом Института философии РАН; 7. Джохадзе Д.В., д.филос.н., проф., в. н. с. Института философии РАН; 8. Сарычева В.Г., д.э.н., проф.; 9. Носкова В.В., д.и.н., проф., зав. каф. всеобщей истории Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена; 10. Старцева В.И., д.и.н., проф., чл.-к. Российской Академии Образования.

Все отзывы положительные. В отзывах подчеркивается философская фундаментальность, огромный исторический масштаб и исключительно высокая психологическая новизна диссертационного исследования. Н.В.Кузьмина утверждает, что конструкция системы политической психологии А.И.Юрьева органична, понятна, она очень многое неясное осветила, а разобщенное связала в единое целое. М.М.Лебедева считает, что концепция политической психологии А.И.Юрьева может быть использована для психологического анализа и прогноза политических событий, и рекомендаций для политиков. Ю.М.Забродин отмечает, что в докладе разработана и обоснована концептуальная база политической психологии, показано системное строение политической психологии, ее структура, функции и место в системе социальных явлений. По мнению А.А.Кара-Мурзы - Юрьев А.И. является пионером политической психологии в отечественной науке, а доклад имеет огромное методологическое значение - он обозначает собой рождение не только принципиально нового направления в науке, но и нового подхода в области общественных наук. Д.В.Джохадзе отмечает, что при внешней сжатости и легкости изложения доклад представляет собой незаурядный философский труд: отечественная психология тяготела к антитезисному развитию, и большого одобрения заслуживает плодотворный и долгожданный синтез, осуществленный в работе А.И.Юрьева. В.Г.Сарычев считает, что главное достоинство работы состоит в открытии множество возможностей для продолжения исследований в самых различных направлениях. В.В.Носков замечает, что неожиданная для историков интерпретация известных фактов помогает лучше понять многие исторические явления. В.И.Старцев пишет, что научный труд А.И.Юрьева является не только вкладом в новое знание, но и гражданским подвигом. Н.П.Рапохин считает, что автор всесторонне обосновал новое научное направление отечественной психологии, которое выполнено под знаком высокого смысла политики и политиков. Е.Б.Шестопал отмечает, что в диссертации успешно представлена новая научная реальность - психолого-политическая, а методологическая конструкция Юрьева А.И. характеризуется жесткостью и оригинальностью.

В дискуссии приняли участие члены Совета:.д.филос.н. Парыгин Б.Д., д.филос.н. Федосеев А.А., д.полит.н. Егорова Е.В., д.психол.н Реан А.А., а также присутствующие на защите д.психол.н. Свенцицкий А.Л., д.филос.н. и к.и.н Вассоевич А.Л., д.м.н. Лысков Б.Д.

При проведении тайного голосования разовый совет в составе 9 человек (из них 8 докторов наук по профилю рассматриваемой диссертации) из 13 членов совета проголосовали: “за” - 9, “против” - нет, недействительных бюллетеней нет.

На основании положительного решения о присуждении ученой степени доктора психологических наук Юрьеву А.И. разовый диссертационный совет открытым голосованием принял следующее заключение:

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что теория и практика российских социально-политических реформ нуждаются в новом психологическом знании, а системное описание политической психологии - естественный шаг в развитии отечественной психологической науки. Диссертация сокращает отставание отечественной психологии от зарубежной политической психологии, закладывает отсутствующее знание и восстанавливает оборванные связи с наследием В.М.Бехтерева и др. Главное - она закладывает основы для подготовки новых в России специалистов-профессионалов в области политической деятельности - политических психологов.

Научная новизна. 1. Впервые в отечественной психологии реализовано системное описание целого, совершенно нового направления - политической психологии. 2. Впервые введено понятие “политического человека”, изучены его психолого-политические состояния и свойства. 3. Политическая деятельность впервые исследована как профессиональная трудовая деятельность. 4. Обоснована естественная, психологическая природа политики, как элемента жизнеобеспечения общества. 5. Впервые психология целеобразования проанализирована, как система, обобщающая целеполагание, целенаправленность, целеустремленность и целесообразность. 6. Введено понятие “психолого-политических качеств информации”, как основного инструмента политики. 7. Впервые представлены отечественные системы психологии политического общества и психологии политического поведения. 8. Представлена психолого-политическая классификация политических партий. 9. Разработана и описана процедура массовых психолого-социологических исследования с целью оценки политической стабильности в государстве. 10. Впервые представлен отечественный Этический Кодекс политического психолога, как результат личной практической работы автора.

Практическая значимость работы определяется возможностями, которые она дает для понимания политической ситуации с психологической точки зрения: систематизация политических партий прямо предназначена для партийного строительства в России; система психологических качеств информации является инструментом как исследования, так и оптимизации работы средств массовой информации; исследование психического состояния населения позволяет оценивать адекватность тех или иных социально-политических реформ; метод оценки психолого-политической стабильности дает практические и объективные оценки состояния общества; Этический Кодекс политического психолога упорядочивает взаимоотношения политиков и психологов в процессе совместной деятельности.

Научная достоверность обеспечивается надежностью теоретико-методологического подхода автора, эмпирической верификацией этого подхода в серии крупномасштабных экспериментов аналитического и формирующего характера, использованием адекватных задачам исследователя методических процедур, корректным анализом результатов и обоснованностью сформулированных выводов.

Результаты исследований нашли отражение в открытии в 1991 году первой в России кафедры политической психологии а С-Петербургском государственном университете, которая осуществила пять выпусков студентов по специальности - политическая психология. По материалам работы был разработан учебный план подготовки студентов университетов по специальности 19.00.12., создана целая серия спецкурсов по политической психологии. Материалы исследований были использованы при переподготовке и аттестации высших государственных служащих - глав Администрации России, Представителей Президента РФ и др.

Рекомендуется использование результатов при разработке учебных программ по подготовке политических психологов в университетах по специальности 19.00.12.; в работе психологов, консультирующих политических лидеров, политические партии и движения; для экспертной оценки программ политических реформ в РФ. Диссертационное исследование определяет совершенно новые направления и указывает конкретные проблемы для научных исследований в политической психологии, для формирования тем исследований аспирантов - политических психологов.

Диссертация Юрьева А.И. “Системное описание политической психологии” соответствует требованиям “Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.1994 года N1185, предъявляемым к докторским диссертациям.

Оценка диссертации проводилась в соответствии с требованием п.14. “Положения...”

Классификационные признаки диссертации

1. Характер результатов диссертации.

1.2. Разработка теоретических положений, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующей отрасли науки.

2. Уровень новизны результатов диссертации.

2.1. Результаты являются новыми.

3. Ценность результатов диссертации.

3.1. Очень высокая.

4. Связь темы диссертации с плановыми исследованиями.

4.1. Тема входит в государственную программу или программу международных исследований.

5. Уровень использования результатов диссертации, имеющей прикладное значение.

5.2. На межотраслевом уровне.

6. Рекомендации по расширенному использованию результатов диссертации, имеющей прикладное значение.

6.1. Требует расширенного использования.

 

Председатель разового диссертационного совета

А.А.Реан

 

Ученый секретарь разового диссертационного совета,

Т.В.Анисимова